Проект Балтия № 17
Проект Балтия № 17
информация:
Вдруг все осознали, что много автомобилей – это плохо. Мэр Таллина решил сделать бесплатным общественный транспорт, в Хельсинки провели велосипедный маршрут сквозь город и начали строить новую линию метро. Литовцы соорудили настоящий гимн пешеходному способу передвижения – «Зарасайское колесо». Задумались о транспортной ситуации и в Петербурге.
Удивительно, что понимание проблемы пришло только сейчас, когда мы оказались в опасной близости к транспортному коллапсу. По мнению профессора Вукана Вучика из Пенсильвании, «город, посаженный на иглу тотальной автомобильной зависимости, становится нефункциональным, неэффективным и неудобным для жизни» (с. 26). Казалось бы, очевидность, но мы на невских берегах продолжаем строить автомобильные заводы. Логика развития современного мира – акселерация, невероятно нервное ускорение всех процессов жизнедеятельности общества. Разгон частиц в адронном коллайдере в попытке поймать божественный бозон, прыжок из стратосферы – человек, летящий к земле быстрее звука. Как пишет философ Поль Вирильо, логика скорости – это всегда логика войны. Но кроме радикального ускорения он также отмечает второй, параллельный процесс – зацикленное движение-блуждание, потерявшее осмысленный вектор. Аэропорт, где мы ближе всего к максимальной скорости, какую способны развить, – парадоксальным образом одно из самых медленных мест на земле. Точнее, «не-мест», где территориальные идентичности стерты, а время мы используем, чтобы слоняться из кафе в duty free и обратно. И так без конца – пока не сядем в самолет и не перенесемся в другое, но столь же сумеречное пространство.
Два скоростных режима сталкиваются и в городе, причем в некотором смысле радикальнее – приводя порой к трагическим последствиям. Диверсификация движения и, по крайней мере, уравнивание в правах пешехода и автомобилиста в мегаполисе необходимы: это очевидно каждому. Однако само по себе использование велосипеда еще не означает возвращения «города для жизни», коего взыскует профессор Вучик. Также и входящая в моду пешая ходьба не панацея. Согласитесь, есть разница, где ходить: по берегу Фонтанки или вдоль шоссе в спальном районе. Неудача (надеемся, временная) хельсинкского веломаршрута «Баана» состоит именно в том, что из-за экономии средств здесь отказались от средового дизайна (с. 43). На самом же деле именно создание среды принципиально другого, не-транзитного типа и есть смысл таких проектов. Там, где транспортные задачи решаются поштучно, возникает мина замедленного действия.
Собирая номер про движение, мы не стали уделять внимание репрезентациям глобальных транспортных структур в мегаполисе – аэропортам и морским портам: о них мы обязательно поговорим в следующих выпусках. Вместо этого редакция сосредоточилась на системных проектах, ставящих целью оптимизировать движение внутри города, а также на объектах, выстраивающих отношения «человека мобильного» со средой в локальном масштабе. Последнее оказывается возможным в тех случаях, когда архитектура и дизайн возвращают себе утраченные права. Так и должно быть: став достопримечательностью-в-ландшафте, сооружение само способно превратиться в один из смыслов нашего передвижения. И значит, архитектура вполне в силах создавать альтернативы системам безумной акселерации и зачарованных блужданий по гомогенным пространствам. Если не забывает о собственных задачах.
Владимир Фролов
События (стр. 6)
Движение (стр. 25)
К городу социального оптимума. Интервью с Вуканом Вучиком Пути транспорта. (стр. 26)
Комментарии участников конференции «Архитектура и движение: город, транспорт, среда»
(стр. 30)
Системы (стр. 33)
fi. Пану Лехтовуори. Транспорт, городская экономика и качество урбанистического пространства в Хельсинки (стр.
34)
fi. Вестернизация Хельсинки. Проекты станций новой, западной ветки метрополитена «Лянсиметро» (стр. 38)
fi. Елизавета Паркконен. Бесцветный коридор. «Баана» – пешеходно-велосипедный маршрут в Хельсинки (стр. 43)
ru. Михаил Петрович. Градостроительный подход к созданию транспортных систем городов, удобных для жизни (стр. 46)
ru. Юлия Ильченко, Анастасия Семенова, Ольга Ветошева. Проект 3_ways (стр. 48)
ee. Перемещение частных пространств. Интервью с Тоомасом Паавером (стр. 52)
Объекты (стр. 55)
fi. Мерцание центра. Интервью с Пеккой Хелином (стр. 56)
lv. Arhitekta U. Pilena birojs. Автобусный вокзал, Лиепая (стр. 61)
lt. Saruno Kiaunes projektavimo studija. Кольцевой навесной маршрут «Зарасайское колесо», Зарасай (стр. 64)
ru. Транспортная гомеопатия. Интервью с Евгением Герасимовым (стр. 70)
ru. «Витрувий и сыновья». Торговый центр с паркингом на кровле «Круиз», Санкт-Петербург (стр. 75)
ee. KOKO arhitektid. Реконструкция ангара для гидросамолетов под Морской музей, Таллин (стр. 78)
Дискуссия Ремесленность. Ингредиенты архитектуры». 12-й Международный симпозиум Алвара Аалто в Ювяскюля (стр. 83)
Ильва Фрид. Между деталями и целым (стр. 84)
Рабочий процесс как ремесло. Интервью с Хьетилем Торсеном (стр. 87)
Конкурсы (стр. 89)
«Архитектон». От авангарда к эклектике. Интервью с Олегом Романовым (стр. 90)
Херсонская. Людмила Лихачева. Конкурсный дебют (стр. 95)
Green Awards: вектор энергоэффективности. Интервью с Евгением Богдановым
(стр. 100)
Лаборатория дизайна (стр. 103)
fi. k2s. Часовня «Камппи» (Часовня молчания), Хельсинки (стр. 104)
ru. Вячеслав Гедуев. Новое пространство студии «PROСВЕТ», Санкт-Петербург
(стр. 108)
ee. Muru & Pere. Односемейный дом, окрестности Таллина (стр. 112)
lv. Бригита Була. Дом Lapinas, Калтене (стр. 115)
lt. Studija Archispektras. Вилла, окрестности Каунаса (стр. 118)
Технология и дизайн (стр. 121)
Каталог
(стр. 134)