Проект Россия № 36
Проект Россия № 36
информация:
От редактора
В 1993 году, когда я жил в Москве уже около года, был организован двухнедельный проект "Обмен": русские и голландские художники работали над созданием арт-объектов сначала в Москве, затем в Амстердаме. Я помню, как голландцы восхищались просторными квартирами русских художников - те были гораздо лучше их собственных, которые они снимали, делили, занимали в заброшенных домах в Амстердаме. Тогда я сообразил, что гонения на советских художников, о которых трубили на Западе, лишь одна сторона медали. Было очевидно, что социальный и экономический статус художника достаточно высок, коль его обеспечили "элитным" жильем (не судите за новорусский неологизм). Позднее, путешествуя по России, я убедился, насколько огромны были финансовые вливания советской системы как в "производителей" искусства, так и в его хранилища - музеи. Показательный тому пример - МУАР (Музей архитектуры им. А.В.Щусева). С его недвижимостью, а также штатом свыше ста человек он, пожалуй, мог бы претендовать на звание самого большого архитектурного музея в мире! Любому, однако, известно, что нынешнее состояние музеев и положение их персонала плачевно. Строения приходят в негодность, произведения искусства ветшают, а зарплата работников смехотворна. Естественно, существуют исключения в виде ведущих российских музеев: Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Эрмитажа, Русского музея. Им проще найти средства. И некоторые из них уже вовлечены в проекты реконструкции - в этом номере вы найдете проект расширения Эрмитажа Рема Колхааса (ОМА) и работу мастерской Михаила Филиппова по преобразованию интерьеров Русского музея. И все же лучше быть свободным от бремени советского наследия. Это доказывает пример современного искусства: у связанных с ним институций нет рассыпающихся зданий и раздутого штата, нет в сущности ничего, что требует защиты. Оттого оно свободно развивается - строятся новые центры, открываются галереи, рождается множество инициатив - таких, например, как Московская биеннале. Одного жаль - в отношении архитектуры руководители арт-институций не проявляют того же уровня амбиций, что при промоушне современного искусства. Нет конкурсов, нет экспериментов, ничего не заказывается молодым. Грустно, но факт: когда дело доходит до архитектуры, художественный мир не более продвинут, чем и рядовой московский застройщик.
Барт Голдхоорн