Проект International № 30
Проект International № 30
информация:
Вы держите в руках специальный выпуск Пi, целиком посвященный архитектуре Норвегии. В десятилетней истории нашего журнала до сих пор был только один национальный номер, и он был посвящен голландской архитектуре (Пi21). И если выбор Голландии в качестве объекта монографической презентации казался самоочевидным – в области архитектуры эта страна является признанным лидером, то появление норвежского номера нуждается в некотором комментарии.
Наши постоянные читатели могли заметить, что в последние годы едва ли не в каждом номере Пi встречаются публикации, так или иначе связанные с Норвегией. Оперный театр в Осло (Пi22), музей Кнута Гамсуна в Хамарёе и трамплин в Холменколлене (оба объекта Пi28), конкурсы на Библиотеку Дейкмана (Пi24) и Музей Мунка – Стенерсена (Пi28) – лишь некоторые из таких сюжетов. Если добавить к этому с успехом прошедшую в 2010 году в Москве и Петербурге выставку работ Кристин Ярмунд и факт получения премии имени Якова Чернихова 2010 года коллективом Fantastic Norway, то будет ясно, что архитектура этой страны становится весьма заметной. Немалое достижение для страны с населением менее пяти миллионов человек, где до недавних пор там был, по большому счету, лишь один международно известный архитектор – притцкеровский лауреат 1997 года Сверре Фен (1924–2009).
Успехи новой норвежской архитектуры имеют достаточно простое объяснение. Норвегия – страна с самой эффективной на сегодняшний день государственной программой поддержки архитектуры и дизайна. Будучи третьим по величине экспортером нефти в мире, Норвегия также является страной с прочными социал-демократическими устоями и очень низким уровнем коррупции. Имеющиеся в распоряжении государства средства расходуются на планомерное улучшение жизни граждан, в том числе с помощью архитектуры и дизайна. В 2009 году был принят документ «Норвежская архитектурная политика», в котором сформулировано шесть основных постулатов:
1) Архитектура должна выбирать экологичные и энергосберегающие решения;
2) Города и населенные пункты должны застраиваться архитектурой хорошего качества;
3) Государство должно охранять культурную среду и архитектурное наследие;
4) Знания об архитектуре необходимо компетентно и широко пропагандировать;
5) Государство должно подавать пример;
6) Норвежская архитектура должна быть заметна на международной арене.
Во всем этом нет ничего революционного или принципиально отличающегося от других стран, но фокус заключается в том, что все перечисленные намерения действительно реализуются, причем широко и повсеместно. Архитектурная политика осуществляется с участием 13 министерств, в сотрудничестве с частным бизнесом и при максимальном вовлечении конечных пользователей и местных жителей. Государственный совет по дизайну и Фонд развития дизайна и архитектуры в Норвегии инициируют разнообразные пилотные проекты, консультируют профессионалов и администраторов и просвещают широкую публику, включая школьников. Государство уделяет большое внимание не только продвижению современной архитектуры – с помощью конкурсов или прямых заказов отобранным авторитетными экспертами архитекторам, но и предотвращению порчи природной или застроенной среды уродливыми сооружениями, для появления которых существуют коммерческие предпосылки. Многое делается и для распространения знаний о норвежской архитектуре за рубежом: проводятся передвижные выставки и выездные лекции, регулярно организуются пресс-туры для ознакомления иностранных журналистов с новыми постройками и архитектурными событиями Норвегии. В определенном смысле, Пi30 тоже является частью этой политики: номер приурочен к национальному Году архитектуры и подготовлен при поддержке Посольства Королевства Норвегия в Москве. В повышение престижа современной архитектуры вносит свой вклад и королева Норвегии Соня – она хорошо разбирается в этом предмете и не просто удостаивает своим присутствием разнообразные архитектурные мероприятия, но и произносит содержательные речи, к которым ее подданные прислушиваются.
Процесс начался, разумеется, не в 2009 году, когда были приняты основные направления национальной архитектурной политики. Появление официального документа во многом обусловлено высоким интересом, которым пользуется архитектура в норвежском обществе. Документ главным образом нацелен на развитие и закрепление уже имеющихся достижений. Их обзор мы и предлагаем читателю.
За новостным разделом и вступительной статьей известного норвежского теоретика архитектуры Ингерид Хелсинг Алмаас, представившей свой анализ положения дел в архитектуре страны, следует панорама работ десяти архитектурных мастерских. Среди них есть и очень известные, такие как Snøhetta и Kristin Jarmund Arkitekter, и относительно молодые бюро вроде Jensen & Skodvin и A‑lab. На самом деле, интересных норвежских архитекторов значительно больше, и выбор подготовившего этот раздел редактора Анатолия Белова был ограничен, главным образом, размером публикации. Следующий раздел посвящен весьма необычной государственной архитектурной инициативе – программе «Национальные туристические маршруты», в ходе которой самые живописные уголки норвежской природы дополняются современной архитектурой, что должно привлечь в них туристов и создать дополнительный источник дохода для местных жителей. Характерно, что к реализации этой национальной во всех отношениях программы привлекаются не только норвежские, но и зарубежные архитекторы – две самые крупные инсталляции доверены швейцарцу Петеру Цумтору. Одна из них, мемориал Стейлнесет в заполярном городке Вардё, уже открыта (см. с. 128–140). Норвежское правительство считает, что появление в стране примеров первоклассной международной архитектуры создает более здоровую атмосферу для развития норвежской архитектуры, чем протекционизм.
Третий большой материал номера показывает, что норвежские архитекторы вышли на международный уровень не только в практическом проектировании, но и в сфере исследовательской деятельности. Книга «Северные эксперименты», подготовленная молодой командой из Осло 0047, сделала бы честь и AMO/OMA, чьи труды такого рода мы нередко публикуем. Из исследования, посвященного социальной географии так называемого Баренцева Арктического региона, охватывающего заполярные территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Европейской России, мы выбрали в основном темы, позволяющие наглядно сравнить Норвегию с нашей страной и увидеть потенциал дальнейшей кооперации.
Завершает номер традиционный раздел «Теория», для которого Сергей Ситар выбрал два норвежских текста, чьи авторы – классик Кристиан Норберг-Шульц и наш современник Ханс Скотте – размышляют о проблеме национальной идентичности в архитектуре, теме, в последнее время вновь ставшей актуальной.
Редакция благодарит за помощь в подготовке номера Посольство Норвегии в Москве и лично Атташе по культуре Марит Ингвиль Санде и ее ассистента Татьяну Феодоритову, а также профессора Оскара Мамлеева, заведующего кафедрой Промышленной архитектуры МАРХИ.
Анна Броновицкая, редактор
оглавление:
От редакции (стр. 1)
Новости (стр. 4)
Современная архитектура Норвегии (стр. 7)
Ингерид Хелсинг Алмаас
Норвежская архитектура сегодня (стр. 10)
Кristin Jarmund Arkitekter
Средняя школа в Рохольте (стр. 20)
Посольство Норвегии в Катманду (стр. 22)
Станция метро Нидален в Осло (стр. 26)
Комплекс Crystal Clear (стр. 28)
Jarmund/Vigsnæs Arkitekter
Информационный центр на островах Лофотен (стр. 30)
Международная школа в Осло (стр. 32)
Служба контроля прибрежной зоны (стр. 36)
Element Arkitekter
Конференц-центр «Дом учителя» (стр. 38)
Частный дом Northface (стр. 42)
Atelier Oslo
Павильон Lanternen (стр. 44)
Рыбный рынок Matthall (стр. 48)
Инсталляция Common Ground (стр. 50)
Reiulf Ramstad Arkitekter
Жилой дом в районе Грюнерлокка в Осло (стр. 52)
Протестантская церковь в Нарвике (стр. 54)
Jensen & Skodvin Arkitektkontor
Лечебно оздоровительный комплекс с термальными банями, гостиницей и терапевтическим центром в Бад Гляйхенберге (стр. 56)
Офисно-выставочный центр DogA в Осло (стр. 60)
Helen & Hard
Павильон Норвегии на ЭКСПО в Шанхае (стр. 62)
Культурный центр в Веннесле (стр. 64)
3RW Arkitekter
Школа Рудольфа Штайнера в Бергене (стр. 68)
Многофункциональный павильон-трансформер (стр. 70)
Snøhetta
Музей Петтера Дасса (стр. 72)
Павильон Норвежского центра диких северных оленей (стр. 74)
A-lab
Бизнес-центр IT-Fornebu в Бэруме (стр. 78)
Офисный центр компании DnB NOR (стр. 79)
Национальные туристические маршруты (стр. 83)
Анна Броновицкая
Национальные туристические маршруты: архитектура в природе (стр. 84)
Рюфюльке (стр. 87)
Хардангер (стр. 90)
Аурландсфьеллет (стр. 94)
Согнефьеллет (стр. 96)
Рондане (стр. 98)
Гейрангер-Тролльстиген (стр. 100)
Атлантерхавсвеген (стр. 108)
Хельгеландскюстен сёр (стр. 112)
Хельгеландскюстен норд (стр. 114)
Сенья (стр. 116)
Лофотен (стр. 118)
Варангер (стр. 126)
Анна Броновицкая
Мастера культуры – Заполярью (стр. 128)
Atelier Peter Zumthor & Partner/ Луиз Буржуа
Мемориал Стейлнесет (стр. 130)
Баренц-регион (стр. 141)
Илья Мукосей
Руссенорск (стр. 142)
0047
Баренц-атлас (стр. 146)
TESTBEDSTUDIO
Путями железа (стр. 162)
0047
Возвращение поморов (стр. 172)
0047
Приграничье (стр. 174)
Теория (стр. 183)
Сергей Ситар
Архитектурный дискурс как индикатор международных тенденций (стр. 180)
Кристиан Норберг-Шульц
Смысл в архитектуре (стр. 182)
Ханс Скотте
Состояние идентичности в современной архитектуре (стр. 193)
Коллекция (стр. 197)
Дизайн интерьера. Мебель
B&B Italia
DRAENERT
Il Loft
MOROSO
Дизайн интерьера. Лестницы
Alfa Scale