RSS
Проект Россия № 63 Проект Россия № 63

Проект Россия № 63

информация:

        Конкуренция – двигатель рыночной экономики.
        Кроме того, это источник свободы – свободы самостоятельно творить свое будущее, выбирая профессию, политическую партию, автомобиль, дом, сорт пива и марку духов.
        Этот достаточно простой механизм убедительно работает в отношении массового рынка. Когда продукт попадает на рынок, начинается борьба за потребителя с другими производителями или продавцами. Чтобы не проиграть, продукт должен отличаться от своих конкурентов стоимостью, качеством или дизайном (или всем сразу). Поскольку у покупателя большой выбор, то он приобретет наиболее привлекательный товар по наименьшей цене.
        Недостаточно качественные или слишком дорогие товары будут продаваться хуже, поэтому производителям не останется ничего другого, как улучшить качество или понизить цену. В результате борьбы за кошелек покупателя происходит постоянное обновление и оптимизация товаров.
        Когда же речь заходит об услугах, возникает немного другая картина. Можно нанять адвоката, но нельзя купить выигрыш в суде. Можно оплачивать услуги врача, но нельзя купить здоровье. Архитекторы любят себя сравнивать с представителями этих двух профессий, но огромная разница в том, что конечный результат их услуг – это реальные товары: здания, на которые в конце концов можно посмотреть, которые можно потрогать и в конечном счете купить.
        Поэтому если покупатель (государственная и бизнес-структура) собирается совершить самую крупную покупку в жизни, у него должна быть та же свобода выбора, что и в быту: возможность пойти в магазин и выбрать один из продуктов с витрины. Трудность состоит в том, что у каждого здания существует определенное местоположения и специфическая программа, то есть конкретного, нужного покупателю продукта заранее не существует. А значит, необходим такой «личный» магазин, где можно было бы купить один-единственный товар, а все остальные выбросить. Это навевает мысли о китайском императоре или русском олигархе, но мы не говорим о расточительстве или абсолютной власти – это модель архитектурного конкурса.
        Для заказчика преимущества конкурсной системы очевидны. Но зачем архитекторам в этом участвовать? Зачем жертвовать временем, деньгами и часто здоровьем ради архаичной системы, где покупатель – король, и важны только его прихоти?
        Безусловно, с точки зрения экономики это бессмысленно. Награда победителей, как правило, не превышает вознаграждение архитекторов, работающих с заказчиком напрямую.
        Однако ситуация видится иначе, если рассматривать ее в свете становления архитектурного бюро.
        В отличие от многих других видов бизнеса архитектурная компания сильнейшим образом зависит от имени и личности ее руководителей. Нельзя сказать, что фирма прекращает свое существование в связи с уходом или смертью главы, но ее конкурентоспособность существенно снижается.
        Архитектурная компания рождается, растет и умирает в достаточно короткий срок, 30–50 лет. За это время необходимо создать узнаваемый бренд.

       Конкурсы дают возможность обеспечить себе реноме быстрым и убедительным способом: наглядно продемонстрировать то, что твоя фирма сильнее конкурентов. Это требует значительных вложений, но стóит того. Приобретение известности означает приглашение в более интересные закрытые конкурсы и появление прямых заказов.
        Конкурс – это одна из особенностей профессии архитектора. Первое учебное заведение по архитектуре, Школа изящных искусств в Париже, строилась на системе конкурсов. Только один человек, победитель ежегодного состязания на Приз Французской академии в Риме, мог считаться выпускником Школы и лидером своей профессии.

        Сейчас вопрос об иерархии внутри архитектурного мира особенно актуален в России. Как я писал в манифесте для выставки «Арх-Москва 2009», большинство архитекторов, которые сейчас составляют элиту профессии – это те, кто был выбран для каталога «Арх-Москвы» пятнадцать лет назад. Пришло время нового поколения, которое могло бы сменить их. Кроме того, перестановки в московском правительстве привели к началу обновления профессионального истеблишмента в столице. Переход власти от Медведева к Путину также приведет к смене приоритетов. И последнее, но не менее важное: рождение настоящего оппозиционного движения отражает перемены в сознании среднего класса, который вскоре потребует иных стандартов в архитектуре. И это то, ради чего стόит соревноваться.

Барт Голдхоорн, издатель

www.prorus.ru
Купить электронную версию для mac, pc, ipad

оглавление:

НОВОСТИ

Юрий Бочаров, Элина Сиренко. В Москве нет места для демократии (стр. 8)
Дмитрий Швидковский. МАРХИ: воспоминания и будущее  (стр.  14)
Коротко  (стр. 16)
Игорь Иванов. Большая Москва: наступление новой урбанистической эры?  (стр. 20)
Анатолий Белов. Парк ВВП  (стр. 26)
Станислав Кулиш. Промышленная архитектура и образование  (стр. 28)
Анна Броновицкая. Выставка несбывшейся мечты  (стр.  34)
Татьяна Эфрусси. Геометрия Москвы  (стр. 36)
Анатолий Белов. Хищники в царстве травоядных  (стр.  38)
Евгений Полянцев. Придет серенький волчок  (стр. 44) 

ОБЪЕКТ НОМЕРА

Евгений Герасимов и партнеры, nps tchoban voss Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза»  (стр. 45)

КОНКУРСЫ

Барт Голдхоорн. От редакции  (стр. 61) 
Беньямин Хоссбах, Юлия Файер. Конкурсы как средство повышения качества среды  (стр. 64)
Денис Леонтьев. Условия проведения архитектурных конкурсов (в России)  (стр. 68)
Мария Фадеева. Конкурсы как преступление  (стр. 72) 
Александр Ложкин. Новый центр, новый город, развитие в существующих границах?  (стр. 82) 
Проекты международного конкурса на мастер-план Березниковско-Соликамской агломерации  (стр.  86)
Данияр Юсупов. Новой Голландии от Нового Амстердама  (стр.96) 
Проекты международного конкурса на концепцию развития территории Новой Голландии в Санкт-Петербурге  (стр. 100)
Елена Гонсалес. Конкурс-исследование на реновацию сквера в городе Сатка  (стр. 122) 
Проекты конкурса на реновацию сквера Дворца культуры завода «Магнезит»  (стр.  124)
Мария Фадеева. Сад и цеппелин  (стр. 136) 
Проекты международного конкурса на реконструкцию Политехнического музея в Москве  (стр. 138)
Никита Аронов. Конкурс для самых активных  (стр. 154) 
Проекты конкурса «Активный дом 2012»  (стр.  156)
Олег Харченко. Мариинские хроники: 1998–2004  (стр. 167)
Анатолий Белов. Учитесь писать тексты  (стр.173)

МОНИТОР

megabudka Новая Москва  (стр.  178)
SPEECH Чобан & Кузнецов Офис топ-менеджмента ВТБ  (стр. 180)
Зураб Сабанадзе Квартира на Спиридоновке в Москве  (стр.  182)
PAPER. Надстройка дома в поселке Николо-Урюпино  (стр.  187)

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ  (стр. 193)

КАТАЛОГ  (стр. 217) 

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.