15-й (сдвоенный) номер журнала «Проект Балтия» посвящен северной региональной идентичности. Идея выпуска существовала давно, сосредоточиться же на нордическом начале в архитектуре именно сейчас редакцию побудила тема предстоящей III Московской биеннале архитектуры – «Идентичности». В рамках биеннале «Проект Балтия» готовит выставку «NORDIC ID. Современная архитектура северных стран», которую курируют пять архитекторов и критиков из Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Эстонии. Новый номер журнала анонсирует проект NORDIC ID, однако его содержание и концепция не имеют к выставке прямого отношения.
Одним из основных смысловых течений выпуска стало взаимное перетекание между собственно северной и балтийской региональными идентичностями. Часть представляемых здесь проектов делалась для нашего региона архитекторами из Швеции (Tovatt) и Дании (BIG, Entasis), часть – местными авторами, но с оглядкой на северные образцы (Arches, PLUSS).
Другой, более явной линией в журнале подчеркнуто различие в тех языках, на которых современные архитекторы говорят о северной идентичности. Теоретическим основанием для подобного деления служит статья Александра Раппапорта «Стиль и субстанция, символ и знак». Первый тематический раздел журнала посвящен поиску архитектурного языка, опирающегося на домодернистскую эстетику. Здесь вы найдете интервью с архитектором Михаилом Мамошиным из Петербурга – лидером направления, определяемого им самим как «нордизм» и стремящегося возродить традиции северного (иначе: балтийского) модерна в новом историческом контексте. Здесь же представлены постройки финских и эстонских архитекторов: церковь в Куоккале (Lassila and Hirvilammi) и частный дом на острове Муху (Михкель Тююр), демонстрирующие фактическое существование сходных тенденций в других частях региона.
Большая же часть представляемых проектов принадлежит, конечно, другой стилевой традиции – модернистской, рассматриваемой во втором разделе. Важность этого направления для финского и, шире, северного архитектурного самосознания подчеркивает статья финского историка архитектуры Тимо Кейнянена «От национального к глобальному». Выявлению одной из форм существования северной идентичности внутри глобальной модернистской парадигмы (через типологию финской сауны) посвящено эссе петербуржца Алексея Левчука. В разделе представлены также архитектурные проекты и реализованные объекты, отражающие влияние северного модернизма на различные локальности: Литву, Латвию и петербургский контекст.
Наконец, отдельный блок посвящен проекту «Восемь восьмерок». Его кураторы Барт Голдхоорн и Владимир Фролов попросили семь архитектурных студий разных стран Балтийского региона «привязать» к контексту своего города 8 House – «образцовое» жилое здание, возведенное по проекту датского бюро BIG в Копенгагене в 2010 году. В итоге возникло представление о будущем региональной идентичности как еще более условной модели «кастомизированного модернизма». Провокативность проекта, существующего также в виде передвижной выставки, которая при поддержке Датского института культуры путешествует по городам Балтии, – вызывает множество споров об архитектуре и идентичности как таковой.
Рубрика «Дискуссия», отталкиваясь от того факта, что Хельсинки в этом году объявлен мировой столицей дизайна, собирает в себе тексты, подвергающие анализу и критике сам популярный феномен временной «культурной или дизайн-столицы», основываясь на опыте Хельсинки, Таллина и Петербурга.
«Лаборатория дизайна» на этот раз не только представляет традиционные пять объектов архитектуры малого масштаба из пяти стран нашего региона, но и освещает усиливающееся влияние скандинавского дизайна на современный петербургский интерьер.
Дизайн обложки: Эрик Палмер (Швеция)
www.projectbaltia.com
info@projectbaltia.com