RSS
Проект Балтия № 14 (3, 2011) Проект Балтия № 14 (3, 2011)

Проект Балтия № 14 (3, 2011)

информация:

Город сегодня устремился к воде. Он расчищает свои берега от промышленности и портовой инфраструктуры. Размещает на них жилье и публичные пространства. Серые зоны побережий превращаются в лакомые кусочки real estate. Этим территориям незнаком экономический кризис. Мегаполис выстраивает партер и украшает VIP-ложи, чтобы удобнее было смотреть на воду, будто на театральную сцену. В 14-м номере нашего журнала мы возвращаемся к теме первого, который так и назывался – «Вода» (2007 год). Тогда, в заглавной статье выпуска, теоретик архитектуры Александр Раппапорт писал о метафизической близости воды и человеческого глаза и об онтологическом стремлении людей к воде. Он противопоставлял это стремление другому влечению, названному им огнепоклонничеством, символом которого он считал проект небоскреба Газпрома в Петербурге. Идею многих балтийских городов возводить на своих берегах «манхэттены» Раппапорт охарактеризовал как ложную стратегию в глобальном соревновании территориальных идентичностей. Текст Александра Гербертовича вполне может служить введением и для нынешнего выпуска «Проекта Балтия». В первом, докризисном номере этот текст предварял множество амбициозных проектов, в том числе и высотных комплексов. Сегодня мы видим, что реализация большинства из них почти не сдвинулась с места. Тем удивительнее решение ранее отказывавшихся от небоскребов финнов построить на морском берегу Хельсинки к 2021 году высотный район Каласатама (с. 49) с дорогим жильем, а также упорство компании Газпром, перенесшей свою «небоскребную» активность ближе к Финскому заливу в Петербурге (с. 56). Кажется, уроки кризиса усвоили лишь рижане, занявшиеся разработкой стратегии приводного девелопмента, основанной на партиципативных технологиях, архитектуре малого масштаба, развитии яхтинга и публичных пространств. Ставка в конкурентной борьбе городов делается уже не на grands projets, а на гуманность, открытость и интерактивность самой городской среды (с. 24). Петербург же, знаменитый некогда своим ансамблевым подходом, застрял в постсоветском, по сути, периоде «лоскутного освоения» (с. 33). Позитивно на данном фоне выглядит появление новой доминанты на набережной Невы – офисного комплекса Банка «Санкт-Петербург», – упорядочивающей, а не разбивающей урботкань (с. 70). Не менее важная для этого номера новостройка – элитный жилой комплекс Merenkulkijanranta в Хельсинки (с. 64).

Высокопрофессиональная команда архитекторов и инженеров помещает самые дорогие квартиры прямо над морем, в угоду тем из нас, кто готов и способен отдать огромные деньги, дабы, сохранив все блага цивилизации, оказаться как бы вне города. Считается, что климатические изменения приведут к высокой вероятности наводнений в будущем, но это не останавливает мегаполис, нагромождающий всё новые здания на берегу, будто подходя к своему пределу. Быть может, «общество спектакля» уже не в состоянии удовлетвориться представлениями, производимыми им самим, и желает увидеть нечто более грандиозное и ужасающее? Вероятно, следовало бы более критически воспринимать действия «невидимой руки» рынка, заставляющей город буквально наступать на воду. В одном телеинтервью российский актер Петр Мамонов приводит историю об афонском старце, жившем в пещере с великолепным видом, который он почему-то прикрывал дощечкой. Его спросили: «Старче, ты чего? Это же Божий свет!», а он отвечал: «Если бы вы знали, какой свет у меня внутри».

Главный редактор,
Владимир Фролов

оглавление:

События (стр. 6)

Берег   (стр. 17)

Вести с водного фронта. Интервью с участниками конференции «Набережные – передовой фронт развития городов» (стр.  18)

Город   (стр.  23)

lv. Язык воды. Интервью с Эгонсом Берзиньшем (стр. 24)

fi. Стаффан Лодениус. Финский waterfront   (стр.  27)

ee. Трийн Ойяри. Таллиннский берег: эксперименты продолжаются   (стр. 30)

ru. Роман Осминкин. Петербург: лоскутное освоение   (стр. 33)

Район (стр.  39)

ru. Людмила Лихачева. Новая Голландия: открытый остров   (стр.  40)

ru. Больше стратегии, меньше дизайна. Интервью с Дэном Вудом и Амале Андраос   (стр. 41)

ru. Проекты, вошедшие в шорт-лист конкурса на концепцию генерального плана развития Новой Голландии в Петербурге   (стр.  42)

fi. Helin & Co. Проект мультифункционального центра Каласатама, Хельсинки   (стр.  49)

lt. Ежи Станкевич. Будущее вильнюсского «Шанхая»   (стр. 52)

Дом   (стр.  59)

ru. Дома и реки. Интервью с Михаилом Мамошиным   (стр.  60)

fi. NRT. Жилой комплекс Merenkulkijanranta в Лауттасаари, Хельсинки   (стр.  64)

ru. «Евгений Герасимов и партнеры». Офисное здание Банка «Санкт-Петербург», Петербург   (стр. 70)

lv. Arhitektonika. Офисное здание OSTASSKATI, Рига   (стр. 76)

Дискуссия   (стр.  82)

Пану Лехтовуори. Знаки центральности, симптомы дисперсии   (стр. 82)

Интервью с докладчиками 4-го Международного семинара Алвара Аалто по современной архитектуре   (стр. 86)

Лаборатория дизайна   (стр. 89)

ee. Salto. Соломенный театр NO99, Таллинн   (стр. 90)

fi. JKMM. Детский сад «Мато Матала» в Сауналахти, Эспоо   (стр. 94)

ru. BERNASKONI. Инфраструктура проекта «Лето в Новой Голландии», Санкт-Петербург   (стр.  101)

lv. ARHIIDEA. Мобильный дом ESCLIСE   (стр. 105)

lt. 4PLIUS. Частный дом, Таранде   (стр. 108)

Технология и дизайн   (стр. 111)

Каталог   (стр.118)  

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.