Проект Балтия № 14 (3, 2011)
Проект Балтия № 14 (3, 2011)
информация:
Город сегодня устремился к воде. Он расчищает свои берега от промышленности и портовой инфраструктуры. Размещает на них жилье и публичные пространства. Серые зоны побережий превращаются в лакомые кусочки real estate. Этим территориям незнаком экономический кризис. Мегаполис выстраивает партер и украшает VIP-ложи, чтобы удобнее было смотреть на воду, будто на театральную сцену. В 14-м номере нашего журнала мы возвращаемся к теме первого, который так и назывался – «Вода» (2007 год). Тогда, в заглавной статье выпуска, теоретик архитектуры Александр Раппапорт писал о метафизической близости воды и человеческого глаза и об онтологическом стремлении людей к воде. Он противопоставлял это стремление другому влечению, названному им огнепоклонничеством, символом которого он считал проект небоскреба Газпрома в Петербурге. Идею многих балтийских городов возводить на своих берегах «манхэттены» Раппапорт охарактеризовал как ложную стратегию в глобальном соревновании территориальных идентичностей. Текст Александра Гербертовича вполне может служить введением и для нынешнего выпуска «Проекта Балтия». В первом, докризисном номере этот текст предварял множество амбициозных проектов, в том числе и высотных комплексов. Сегодня мы видим, что реализация большинства из них почти не сдвинулась с места. Тем удивительнее решение ранее отказывавшихся от небоскребов финнов построить на морском берегу Хельсинки к 2021 году высотный район Каласатама (с. 49) с дорогим жильем, а также упорство компании Газпром, перенесшей свою «небоскребную» активность ближе к Финскому заливу в Петербурге (с. 56). Кажется, уроки кризиса усвоили лишь рижане, занявшиеся разработкой стратегии приводного девелопмента, основанной на партиципативных технологиях, архитектуре малого масштаба, развитии яхтинга и публичных пространств. Ставка в конкурентной борьбе городов делается уже не на grands projets, а на гуманность, открытость и интерактивность самой городской среды (с. 24). Петербург же, знаменитый некогда своим ансамблевым подходом, застрял в постсоветском, по сути, периоде «лоскутного освоения» (с. 33). Позитивно на данном фоне выглядит появление новой доминанты на набережной Невы – офисного комплекса Банка «Санкт-Петербург», – упорядочивающей, а не разбивающей урботкань (с. 70). Не менее важная для этого номера новостройка – элитный жилой комплекс Merenkulkijanranta в Хельсинки (с. 64).
Высокопрофессиональная команда архитекторов и инженеров помещает самые дорогие квартиры прямо над морем, в угоду тем из нас, кто готов и способен отдать огромные деньги, дабы, сохранив все блага цивилизации, оказаться как бы вне города. Считается, что климатические изменения приведут к высокой вероятности наводнений в будущем, но это не останавливает мегаполис, нагромождающий всё новые здания на берегу, будто подходя к своему пределу. Быть может, «общество спектакля» уже не в состоянии удовлетвориться представлениями, производимыми им самим, и желает увидеть нечто более грандиозное и ужасающее? Вероятно, следовало бы более критически воспринимать действия «невидимой руки» рынка, заставляющей город буквально наступать на воду. В одном телеинтервью российский актер Петр Мамонов приводит историю об афонском старце, жившем в пещере с великолепным видом, который он почему-то прикрывал дощечкой. Его спросили: «Старче, ты чего? Это же Божий свет!», а он отвечал: «Если бы вы знали, какой свет у меня внутри».
Главный редактор,
Владимир Фролов
оглавление:
События (стр. 6)
Берег
(стр.
17)
Вести с водного фронта. Интервью с участниками конференции «Набережные – передовой фронт развития городов» (стр.
18)
Город
(стр.
23)
lv. Язык воды. Интервью с Эгонсом Берзиньшем (стр.
24)
fi. Стаффан Лодениус. Финский waterfront
(стр.
27)
ee. Трийн Ойяри. Таллиннский берег: эксперименты продолжаются
(стр.
30)
ru. Роман Осминкин. Петербург: лоскутное освоение
(стр.
33)
Район (стр.
39)
ru. Людмила Лихачева. Новая Голландия: открытый остров
(стр.
40)
ru. Больше стратегии, меньше дизайна. Интервью с Дэном Вудом и Амале Андраос
(стр.
41)
ru. Проекты, вошедшие в шорт-лист конкурса на концепцию генерального плана развития Новой Голландии в Петербурге
(стр.
42)
fi. Helin & Co. Проект мультифункционального центра Каласатама, Хельсинки
(стр.
49)
lt. Ежи Станкевич. Будущее вильнюсского «Шанхая»
(стр.
52)
Дом
(стр.
59)
ru. Дома и реки. Интервью с Михаилом Мамошиным
(стр.
60)
fi. NRT. Жилой комплекс Merenkulkijanranta в Лауттасаари, Хельсинки
(стр.
64)
ru. «Евгений Герасимов и партнеры». Офисное здание Банка «Санкт-Петербург», Петербург
(стр.
70)
lv. Arhitektonika. Офисное здание OSTASSKATI, Рига
(стр.
76)
Дискуссия
(стр.
82)
Пану Лехтовуори. Знаки центральности, симптомы дисперсии
(стр.
82)
Интервью с докладчиками 4-го Международного семинара Алвара Аалто по современной архитектуре
(стр. 86)
Лаборатория дизайна
(стр.
89)
ee. Salto. Соломенный театр NO99, Таллинн
(стр.
90)
fi. JKMM. Детский сад «Мато Матала» в Сауналахти, Эспоо
(стр.
94)
ru. BERNASKONI. Инфраструктура проекта «Лето в Новой Голландии», Санкт-Петербург
(стр.
101)
lv. ARHIIDEA. Мобильный дом ESCLIСE
(стр.
105)
lt. 4PLIUS. Частный дом, Таранде
(стр.
108)
Технология и дизайн
(стр.
111)
Каталог
(стр.118)