Проект Балтия № 14 (3, 2011) Проект Балтия № 14 (3, 2011)

Проект Балтия № 14 (3, 2011)

информация:

Город сегодня устремился к воде. Он расчищает свои берега от промышленности и портовой инфраструктуры. Размещает на них жилье и публичные пространства. Серые зоны побережий превращаются в лакомые кусочки real estate. Этим территориям незнаком экономический кризис. Мегаполис выстраивает партер и украшает VIP-ложи, чтобы удобнее было смотреть на воду, будто на театральную сцену. В 14-м номере нашего журнала мы возвращаемся к теме первого, который так и назывался – «Вода» (2007 год). Тогда, в заглавной статье выпуска, теоретик архитектуры Александр Раппапорт писал о метафизической близости воды и человеческого глаза и об онтологическом стремлении людей к воде. Он противопоставлял это стремление другому влечению, названному им огнепоклонничеством, символом которого он считал проект небоскреба Газпрома в Петербурге. Идею многих балтийских городов возводить на своих берегах «манхэттены» Раппапорт охарактеризовал как ложную стратегию в глобальном соревновании территориальных идентичностей. Текст Александра Гербертовича вполне может служить введением и для нынешнего выпуска «Проекта Балтия». В первом, докризисном номере этот текст предварял множество амбициозных проектов, в том числе и высотных комплексов. Сегодня мы видим, что реализация большинства из них почти не сдвинулась с места. Тем удивительнее решение ранее отказывавшихся от небоскребов финнов построить на морском берегу Хельсинки к 2021 году высотный район Каласатама (с. 49) с дорогим жильем, а также упорство компании Газпром, перенесшей свою «небоскребную» активность ближе к Финскому заливу в Петербурге (с. 56). Кажется, уроки кризиса усвоили лишь рижане, занявшиеся разработкой стратегии приводного девелопмента, основанной на партиципативных технологиях, архитектуре малого масштаба, развитии яхтинга и публичных пространств. Ставка в конкурентной борьбе городов делается уже не на grands projets, а на гуманность, открытость и интерактивность самой городской среды (с. 24). Петербург же, знаменитый некогда своим ансамблевым подходом, застрял в постсоветском, по сути, периоде «лоскутного освоения» (с. 33). Позитивно на данном фоне выглядит появление новой доминанты на набережной Невы – офисного комплекса Банка «Санкт-Петербург», – упорядочивающей, а не разбивающей урботкань (с. 70). Не менее важная для этого номера новостройка – элитный жилой комплекс Merenkulkijanranta в Хельсинки (с. 64).

Высокопрофессиональная команда архитекторов и инженеров помещает самые дорогие квартиры прямо над морем, в угоду тем из нас, кто готов и способен отдать огромные деньги, дабы, сохранив все блага цивилизации, оказаться как бы вне города. Считается, что климатические изменения приведут к высокой вероятности наводнений в будущем, но это не останавливает мегаполис, нагромождающий всё новые здания на берегу, будто подходя к своему пределу. Быть может, «общество спектакля» уже не в состоянии удовлетвориться представлениями, производимыми им самим, и желает увидеть нечто более грандиозное и ужасающее? Вероятно, следовало бы более критически воспринимать действия «невидимой руки» рынка, заставляющей город буквально наступать на воду. В одном телеинтервью российский актер Петр Мамонов приводит историю об афонском старце, жившем в пещере с великолепным видом, который он почему-то прикрывал дощечкой. Его спросили: «Старче, ты чего? Это же Божий свет!», а он отвечал: «Если бы вы знали, какой свет у меня внутри».

Главный редактор,
Владимир Фролов

оглавление:

События (стр. 6)

Берег   (стр. 17)

Вести с водного фронта. Интервью с участниками конференции «Набережные – передовой фронт развития городов» (стр.  18)

Город   (стр.  23)

lv. Язык воды. Интервью с Эгонсом Берзиньшем (стр. 24)

fi. Стаффан Лодениус. Финский waterfront   (стр.  27)

ee. Трийн Ойяри. Таллиннский берег: эксперименты продолжаются   (стр. 30)

ru. Роман Осминкин. Петербург: лоскутное освоение   (стр. 33)

Район (стр.  39)

ru. Людмила Лихачева. Новая Голландия: открытый остров   (стр.  40)

ru. Больше стратегии, меньше дизайна. Интервью с Дэном Вудом и Амале Андраос   (стр. 41)

ru. Проекты, вошедшие в шорт-лист конкурса на концепцию генерального плана развития Новой Голландии в Петербурге   (стр.  42)

fi. Helin & Co. Проект мультифункционального центра Каласатама, Хельсинки   (стр.  49)

lt. Ежи Станкевич. Будущее вильнюсского «Шанхая»   (стр. 52)

Дом   (стр.  59)

ru. Дома и реки. Интервью с Михаилом Мамошиным   (стр.  60)

fi. NRT. Жилой комплекс Merenkulkijanranta в Лауттасаари, Хельсинки   (стр.  64)

ru. «Евгений Герасимов и партнеры». Офисное здание Банка «Санкт-Петербург», Петербург   (стр. 70)

lv. Arhitektonika. Офисное здание OSTASSKATI, Рига   (стр. 76)

Дискуссия   (стр.  82)

Пану Лехтовуори. Знаки центральности, симптомы дисперсии   (стр. 82)

Интервью с докладчиками 4-го Международного семинара Алвара Аалто по современной архитектуре   (стр. 86)

Лаборатория дизайна   (стр. 89)

ee. Salto. Соломенный театр NO99, Таллинн   (стр. 90)

fi. JKMM. Детский сад «Мато Матала» в Сауналахти, Эспоо   (стр. 94)

ru. BERNASKONI. Инфраструктура проекта «Лето в Новой Голландии», Санкт-Петербург   (стр.  101)

lv. ARHIIDEA. Мобильный дом ESCLIСE   (стр. 105)

lt. 4PLIUS. Частный дом, Таранде   (стр. 108)

Технология и дизайн   (стр. 111)

Каталог   (стр.118)  

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

29.10.2020 / 00.00.0000,
Блог архитектора Александра Антоненко

Дети Сталинграда.

Недавно, тихо, без громких речей, в центре Волгограда в сквере на улице им. 13-й гвардейской дивизии был открыт памятник в память о детях Сталинграда, переживших войну.
29.10.2020 / 00.00.0000,
Записки наблюдателя (блог babs 71)

Петербург. Доходный дом Г. Г. Елисеева на набережной Фонтанки

На прошлой неделе я писал о доходном доме Г. Г. Елисеева, фасад которого выходит на улицу Ломоносова. Однако еще один доходный дом этого же владельца находится на набережной реки Фонтанки (наб. реки Фонтанки, 64). Судя по всему, его участок соприкасается с боковой стороной участка по улице Ломоносова.
28.10.2020 / 00.00.0000,
Архиблог Шу

В финале конкурса Строгино – консорциумы

Состоялось заседание жюри Открытого международного архитектурного конкурса по развитию территории правого берега Москвы-реки от МКАД до Строгинского шоссе в онлайн-формате. Жюри рассмотрело 36 представленных на конкурс заявок и выбрало трех финалистов.