RSS
Проект Россия № 61 Проект Россия № 61

Проект Россия № 61

информация:

Журналы Проект Россия теперь доступны в электронной версии >>>

Нужен ли кампус МАРХИ?

Барт Голдхоорн Существующее здание МАРХИ, по-моему, не слишком хорошо работает. Длинные коридоры, кабинетная типология, ячеистая структура, не очень располагающая к общению студентов и преподавателей разных групп и разных курсов. Люди не знают, кто что делает, и от того не получают необходимую интеллектуальную подпитку, сильные творческие импульсы. Когда ты, пусть и краем глаза, мимоходом, видишь хороший проект другого студента, ты получаешь довольно сильный стимул. Очень плохо, когда все варятся в собственном соку. Пространство общения, коммуникации – это самое важное для вуза вообще и особенно для архитектурного вуза.

Анатолий Белов Солидарен с Бартом. Мне МАРХИ напоминает Хогвартс. Институт очень похож на лабиринт. Первую неделю обучения в МАРХИ я чуть ли не плакал, потому что никак не мог найти нужную аудиторию. Большинство кабинетов закрыто, что там творится – тайна за семью печатями. Такая вот закрытость, как мне кажется, только усиливает отчуждение между кафедрами, относящимися друг к другу и без того прохладно. Студенты, скажем, ЖОСа не ходят на кафедру Градо, потому что просто далеко и лень, и наоборот. В итоге они не знакомы с работами друг друга и, как следствие, со специфической проблематикой, на которой фокусируются кафедры разных направлений.

Алексей Муратов Тут возникает и вопрос, связанный с необходимостью не только контактов между кафедрами, но и междисциплинарных контактов, которые обычно поощряют университетские кампусы. На наш вопрос можно было бы взглянуть и в этом ракурсе: может быть, МАРХИ было бы полезно стать частью кампуса, где соседствуют студенты и преподаватели самых разных дисциплин? Не слишком ли на данный момент МАРХИ замкнут на себе, узкоспециализирован и монопрофессионален?

Мария Фадеева Мне кажется, такой вопрос проще решить, наладив сотрудничество с другими институтами, которые, как и МАРХИ, находятся в центре – например, с ВШЭ или РГГУ. И не надо сооружать никакой кампус. Все же стóит признаться, что по сравнению с любым вузом, построенным в советское время, МАРХИ куда просторнее, интереснее и приятнее. Причем часть дипломников там все же сидит в общем помещении, в мансарде, и видит, что делают другие студенты. Если ты достаточно любопытен, то можешь все разузнать.

Барт Голдхоорн То, что МАРХИ находится в центре – преимущество, которое перекрывает многие недостатки. Для архитекторов и градостроителей важно быть включенными в городскую жизнь, чувствовать город. Во многом поэтому многие архитектурные вузы в мире тоже находятся в центрах городов.
И если мы говорим об открытости внутри института, мне кажется важным, чтобы была какая-то открытость и в направлении города. Студенты должны понимать, что там происходит, а город должен понимать, что делается в МАРХИ.

Алексей Муратов Следовательно, можно сказать, что для архитектурного института кампусом является сам город. И учитывая очень удачное, центральное положение МАРХИ, надо просто постараться сделать так, чтобы превратить минусы старого здания в плюсы.
В этом случае, наверное, полезно было бы инициировать что-то наподобие кураторского проекта, который ОМА сделали для Эрмитажа. Не перестраивая сам ансамбль, они предложили очень интересные ходы по его эффективному переиспользованию.

Анна Броновицкая Могу предложить программу–минимум для того, чтобы улучшить функционирование института. Убрать физкультуру. Вывести в другие здания подготовительные курсы и музей, благодаря чему освободится необходимое место. Сократить набор до двухсот пятидесяти человек. Сейчас на дневном отделении студентов около трехсот^ и они все вместе не помещаются ни в одну аудиторию. Сделать везде Wi-Fi. Реорганизовать зоны для общения. Они есть, но там не хватает просто мебели, чтобы ими пользоваться. Привести в порядок библиотеку. Мне кажется, что остальное – дело тонкой наладки.

Мария Фадеева Хочется еще посоветовать поставить скамейки во дворе, чтобы студенты не сидели только на фонтане. Тем более, что там, в отличие от «Стрелки», люди тусуются и общаются даже зимой.

Барт Голдхоорн Но новое здание тоже было бы неплохо построить.

Анатолий Белов В идеале я вижу парную структуру: старое здание и кампус где-то на природе.  Сейчас происходит разделение на бакалавров и магистров. Магистры могли бы остаться в старом здании и исследовать город, одновременно проникаясь «духом» МАРХИ. А бакалавры в спокойной полусельской обстановке постигали бы премудрости профессии. И это было бы прекрасно.

http://prorus.ru/pr/pr_61.htm

оглавление:

 Памяти Олега Дубровского (стр. 10)

НОВОСТИ

  • Дмитрий Швидковский Время для новых терминов (стр. 18)
  • Коротко 20
  • Сергей Куликов Большая Москва-2. Первые шаги (стр. 24)
  • Анна Бокова «Стрелка»: Пионер образования (стр. 26)
  • Анна Бокова МАРХИ vs. Колумбийка (стр. 32)
  • Павел Зельдович Уехать к Захе Хадид (стр. 34)
  • Ксения Вытулева Архитектура в униформе (стр. 40)
  • Алексей Муратов Бродский в Вене: Чудеса еще случаются (стр. 42)
  • Владимир Фролов Определенное состояние архитектуры (стр. 44)
  • Анатолий Белов Вечно молодые, вечно пьяные (стр. 46)
  • Анатолий Белов Консервативный радикал (стр. 48)
  • Евгений Полянцев Первая ласточка (стр. 54)

ПРЕМИЯ АВАНГАРД

  • Изба-читальня. Конкурс «Новые имена» (стр. 61)

КАМПУС

  • От редакции: Нужен ли кампус МАРХИ? (стр. 77)
  • Мария Фадеева От монастыря до кремля (стр. 80)
  • Эрик Терегулов Город университетов. Татарская версия развития (стр. 92)
  • Константин Лидин Кампус как источник топофилии (стр. 98)
  • Студия 7 Расширение учебного блока Байкальского государственного университета экономики и права (стр. 100)
  • Мария Фадеева Герои проиграли (стр. 106)
  • Артур Лидски Перемены неизбежны (стр. 108)
  • Проекты международного конкурса на кампус МИСиС (стр. 110)
  • Анна Броновицкая Реализованная утопия (стр. 122)
  • Дэвид Аджае Обычный кампус не подходит для Москвы (стр. 126)
  • Adjaye Associates, Студия «А–Б» Московская школа управления «Сколково» (стр. 128)
  • Людмила Лихачева Санкт-Петербургский государственный университет: рассеивание и собирание (стр. 148)
  • Студия 44 Загородный кампус Высшей школы менеджмента СПбГУ (стр. 150)
  • Александр Острогорский Изменяя городской ландшафт (стр. 156)
  • Юрий Григорян Пространство «Стрелки» получилось интересным (стр. 159)
  • Wowhaus Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (стр. 160)
  • Анатолий Белов Мечты и тренды (стр. 168)
  • Михаил Белов Университетский комплекс «Малый Оксфорд» под Москвой (стр. 170)
  • Erick van Egeraat Architects Корпоративный университет Сбербанка (стр. 172)
  • Илья Грабовенко Технопарк Дальневосточного федерального университета (стр. 174)

ПАРАЛЛЕЛИ

  • Наталия Броновицкая, Анна Броновицкая Социалистический кампус: феномен вузовского городка 1920–1930-х годов (стр. 177)
  • Алексей Крижевский Колумбийско-Гарлемский микс (стр. 189)


МОНИТОР

  • Wowhaus Реконструкция Парка культуры и отдыха им. Горького (стр. 194)
  • B E R N A S K O N I Проект «Лето в Новой Голландии», Санкт-Петербург (стр. 200)
  • Анна Бабилашвили, Элла Корнева Офис сайта Openspace.ru и кинокомпании Organic Films на «Красном Октябре» (стр. 203)
  • Mossinepartners Офис в комплексе White Square (стр. 206)

VELUX

  • Зеленая архитектуа VELUX (стр. 209)

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ (стр. 217)

КАТАЛОГ (стр. 249)


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.