Журналы «ПРОЕКТ INTERNATIONAL» теперь доступны в ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ >>>
Этот номер Пi открывается большим материалом, посвященным перспективе перехода мира на возобновляемые источники энергии. Поводом для его публикации в архитектурном журнале является тот факт, что «Энергетический доклад» подготовлен по заказу Всемирного фонда дикой природы AMO, исследовательским отделом архитектурного бюро OMA. Но этим дело, конечно, не исчерпывается, потому что остается вопрос, почему такую задачу поручили архитекторам и почему они за это взялись. Ответ, вероятно, заключается не только в том, что архитектурная мысль в последнее время довольно плотно занимается энергетической проблематикой в связи с задачами устойчивого развития, но и в том, что в современном мире архитекторы лучше других специалистов способны к комплексному анализу многоаспектных проблем. В самом деле, от концепций развития Большого Парижа (на этот раз мы публикуем проект Жана Нувеля и компании AREP) всего один шаг до разработок, охватывающих земной шар целиком.
Сотрудники ОМА, опираясь на экспертное знание энергетиков, предложили убедительный план достижения экологического, экономического и социального благополучия в глобальном масштабе через переустройство энергетики. Архитекторы и раньше выдвигали модели переустройства мира, но на фоне утопических концепций Ле Корбюзье или группы НЭР план AMO выглядит довольно реалистично, а главное – основывается не на архитектурных или даже планировочных решениях. На наш взгляд, это говорит о происходящем изменении границ архитектурной деятельности, о начале обратного движения от специализации к универсализму.
Как известно, архитекторы отнюдь не всегда ограничивали свои занятия проектированием зданий и планированием поселений. Хрестоматийным примером является Лоренцо Бернини, который не только с равным успехом занимался архитектурой и скульптурой, но был также автором и постановщиком театральных пьес, композитором и хореографом. Однако нынешняя ситуация возвращается не к временам барокко или Ренессанса, когда все было завязано на фигуре преодолевающего любые преграды гения, а к более древним эпохам, к самым истокам архитектуры. «Энергетический доклад» подписан не Ремом Колхаасом, а большой группой сотрудников AMO, и размах решаемой ими задачи роднит их не с Бернини или Леонардо да Винчи, а с анонимными строителями Стоунхенджа, которые создавали инструмент для установления гармонии между человеком и мирозданием.
На смену упорным попыткам взломать секреты природы, начавшимся в эпоху Возрождения с изучения анатомии с помощью препарирования трупов и достигшим апогея в XX веке с расщеплением атома и полетами в космос, вновь пришло желание действовать с ней в согласии. Это прекрасно видно по эволюции мостов и других дорожных сооружений в Швейцарских Альпах (см. раздел «Выставка»). Инженер Юрг Концетт, показавший подборку фотографий этих сооружений в павильоне Швейцарии на Венецианской биеннале 2010 года, восхищается мощью человеческого вмешательства в структуру гор в построенных на протяжении прошлого века железнодорожных и автомобильных тоннелях, но сам предпочитает проектировать деликатные подвесные мосты и пешеходные тропы. Стремлением играть в четыре руки с природой проникнуты и план Большого Парижа AJN-AREP, предусматривающий обширные зеленые насаждения в качестве средства терморегуляции города, и опубликованные в Пi29 объекты. Гостевые дома, строящиеся в живописных уголках Англии в рамках проекта Living Architecture, должны помочь обывателям преодолеть неприятие современной архитектуры, дав им возможность почувствовать, насколько естественно она входит в ландшафт. Библиотека университета Мусасино японца Су Фидзимото пытается раствориться в парке, часть площади которого она заняла: создается впечатление, что книжные стеллажи установлены прямо среди деревьев. Любопытно, что в обоих случаях используются древние архетипы: домики Living Architecture варьируют мотив сарая с двускатной крышей, а план библиотеки представляет собой лабиринт.
Такая направленность заставляет вспомнить еще один древний образ: Бога как архитектора Вселенной, а заодно и первую попытку человечества посоперничать с Творцом в этой роли. Благодаря почти повсеместному распространению в современном мире английского языка и интернета люди практически вернулись к тому уровню коммуникации, на котором они находились до строительства Вавилонской башни.
На этот раз у глобального архитектурного проекта есть шанс закончиться более благополучно: наученные горьким опытом, архитекторы стали гораздо осторожнее обращаться не только с природой, но и с языком своих высказываний, да и вообще стараются не совершать необратимых действий. Последнему аспекту посвящены тексты Манфредо Тафури и Андреа Бранци, составляющие раздел «Теория».
Анна Броновицкая
редактор