Проект Россия № 60 (2, 2011) Проект Россия № 60 (2, 2011)

Проект Россия № 60 (2, 2011)

информация:

  • тема номера:
    Большие проекты
  • страница издания на Архи.ру:
    Проект Россия

Журналы «ПРОЕКТ РОССИЯ» теперь доступны в ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ >>>

Архитектурная практика, как и многие другие сферы деятельности, может быть сведена к двухтактной схеме: задача и решение. При этом такая практика характеризуется не только особым языком (языком проекта), но и высокой степенью конкретности ответов на поставленные вопросы, ведь, как правило, ее результатом становятся модель или физический объект, обладающие определенной конфигурацией, функцией, привязкой к месту. Считается, что чем точнее сформулирована задача, тем адекватнее решение – тот, кто ставит цель, существенно влияет на качество проекта.


В теории такую цель могут ставить либо заказчик, либо проектировщик. Однако, как правило, целеполагание носит обоюдный характер, и от того, к какому полюсу оно смещается, зависит статус архитектора: кто он – обслуга или создатель собственных миров. В первую позицию встать легко. Вторая достижима, наверное, лишь в «бумажном» проектировании. Однако к ней можно приблизиться. Но для этого, по крайней мере, надо предъявить внятную программу. У некоторых наших архитекторов такие программы есть, но погоды они не делают, ибо никак не влияют на позиционирование сообщества в целом. К сожалению, за постсоветские годы такая общность как «российские архитекторы» не выработала внятную повестку дня, не заработала культурного и социального капитала. Поэтому при постановке серьезных задач эта общность зачастую игнорируется, что видно на примере «больших проектов».

Но еще хуже то, что от этой общности все меньше ждут и адекватных ответов на вопросы, поставленные кем-то другим: девелопером, государством, социумом. Наметившийся крен в сторону приглашения иностранных проектировщиков, в сторону западных норм недвусмысленно указывает на это. Наши архитекторы вроде протестуют, но сами же этой тенденции объективно подыгрывают.

Вот пример. В конце апреля в Дом архитектора пришли представители Фонда «Сколково». Пришли по собственной инициативе, чтобы обсудить с активом Союза архитекторов России механизм участия отечественных проектировщиков в создании иннограда. Собралось около двух десятков человек во главе с Андреем Боковым и Юрием Гнедовским. Им была изложена история вопроса (См. с. 94–105.) и объявлено, что, начиная с осени, с момента появления правил застройки, Фонд планирует провести серию конкурсов на отдельные объекты иннограда (внимание!) исключительно среди российских архитекторов.

Было сказано, что подобных конкурсов набирается около семи десятков. Большинство из них предлагалось проводить в форме квалификационного отбора по портфолио, но также предусматривалось около двух десятков открытых конкурсов, в том числе и специально для молодых. Эта схема была вынесена на суд актива САР.

Однако оказалось, что конкурсы никого не интересуют. Интересуют другие вопросы. Например: почему инноград должен возводиться в Сколкове, разве это лучшая площадка? Почему Федеральный закон о центре инноваций предусматривает возможность одновременного применения и западных, и отечественных норм? Каким образом будет осуществлено подключение поселения к инженерным сетям? Будет ли выбран российский проектировщик для сопровождения мастер-плана? Масса вопросов, но как-то не в тему. По поводу конкурсов было сказано лишь одно: семьдесят – слишком много, надо сократить их число до 10–15-ти, а все остальные объекты раздать на безальтернативной основе.

По итогам встречи САР выпустил пресс-релиз, заканчивающийся глубокомысленным заключением: «Вот только есть ли на самом деле реальные шансы у российских архитекторов попасть в число участников создания Сколкова, когда по признанию его представителей проектировать и строить объекты можно будет в соответствии с российскими, европейскими и американскими нормами» (Рукопись находится в распоряжении редакции. Вообще-то, информацию об использовании отечественной и западной нормативных баз в Сколкове можно было получить не из «признания представителей» Сколкова, а из соответствующего Федерального закона. Но наши архитекторы, в том числе и руководство САР, видимо, не имеют привычки читать законы. Это, кстати, проявилось еще при дискуссии о Градостроительном кодексе. См., в частности: Трутнев Э. Закон надо уметь читать//ПР34. С. XX–XXII.).

Им про Фому, они – про Ерему. Есть стандартные школьные задачки: «Через первую трубу можно наполнить бассейн за три часа, а через вторую – за шесть. Какую часть бассейна наполнит каждая труба за один час?» Подавляющее большинство спрошенных ответят на этот вопрос. Некоторые даже правильно. Но будут и такие, кто начнет говорить: «А зачем две трубы? Может быть, хватит одной или нужно, скажем, четыре?» То есть начнут переформулировать задачу, ставить себя на место учителя.

Почему бы нет? Надо только понимать, что такая перемена ролей обычно кончается двойкой.

Алексей Муратов, главный редактор

оглавление:


Юрий Волчок
Памяти Селима Омаровича Хан-Магомедова 10


В КАДРЕ

Leo Burnett Moscow Биг Мак – город поет 12

Коротко 14


НОВОСТИ

Дмитрий Швидковский
Московские перемены 24

Владимир Седов
Дипломатичное вторжение: О конкурсе на русский храм в Париже 26

Александр Раппапорт
Стена как дверь: По поводу пермского проекта Евгения Асса 32

Мария Фадеева
Арх-Москва: отцы и дети 40

Анатолий Белов
Обыватель внутри меня: Заметки о фестивале «Под крышей дома» 42

Анна Броновицкая
Чандигарх без карты 44

Анатолий Белов
Хорошо организованный беспорядок 46

Юлия Ревзина
Царскосельские черты древних римлян 52



ОБЪЕКТ НОМЕРА

Эллер+Эллер Архитекторы
Штаб-квартира компании Metro AG на Ленинградском шоссе в Моске 61



БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ

От редактора 73

Алексей Муратов
Локомотивы и тормоза 76

Александр Ложкин
Блеск и нищета мегапроектов
Круглый стол на V Открытом градостроительном формуе в Новосибирске 84

Алексей Муратов
Сколково: вчера, сегодня, завтра 94

6 проектов конкурса на мастер-план центра инноваций Сколково 106

Анатолий Белов
Юг с признаками севера 122

Олег Харченко
Архитектура Сочи 2014 – перезагрузка 126

HOK Sport (Populous Limited) Приморский кластер в Имеретинской низменности 136

Витрувий и сыновья, Архитектурная мастерская–ТРИ Олимпийский парк 138

Populous Limited, ГУП МНИИП «Моспроект-4» Центральный стадион 142

Студия-44 Железнодорожный вокзал «Олимпийский парк» 144

ЛенПолПроект, Мастерская Михаила Филиппова, Мастерская Максима Атаянца
Медиадеревня «Горки-город» 146

Андрей Иванов
Здесь вам не Швеция 148

Иркутскгражданпроект Регенерация 130-го квартала Иркутска 152

Наталия Татунашвили
Квартальная альтернатива 158

Eddea Architects Город кварталов 160

Hilmer & Sattler und Albrecht Белый город 168

MVRDV Город быстрого приготовления 172

KCAP, NEXT Architects 100% BlockCity 176

Анатолий Белов
Страх и ненависть в Анапе 182

IdeAttack Inc. Зона отдыха и туризма «Золотые пески» под Анапой 186

IdeAttack Inc. Курортный комплекс с казино «Дворец мечты» 188


ТЕКСТЫ

Ольга Казакова
Всемирная выставка 1967 года в Москве 191


МОНИТОР

Анатолий Баркалов Галерея антиквариата «Трансатлантик» 202

Михаил Бейлин, Даниил Никишин Фотогалерея «Глаз» 204

X.Y.Z. Дом яхтсмена в Пирогове 208

Атриум Дом в поселке Горки-6 212


ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ 217

КАТАЛОГ 241

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Три древнерусских храма в Смоленске
13.12.2017 / 13.12.2017,
arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»)

Три древнерусских храма в Смоленске

Три религиозных постройки: церкви Петра и Павла и Архангела Михаила, построенные в 12 веке, и церковь Иоанна Богослова, датируемая 1773 годом.
В Таиланде за один день построили храм из картона
08.12.2017 / 08.12.2017,
NEWSru.com

В Таиланде за один день построили храм из картона

В "культурной столице" Таиланда Чиангмае построили храм из картонных коробок, скрепленных скотчем. 15-метровое строение очень похоже на традиционные тайские храмы, которых в городе несколько сотен.
Тайны астраханской Триумфальной арки
08.12.2017 / 08.12.2017,
Московский комсомолец

Тайны астраханской Триумфальной арки

В Астрахани в честь 300-летия Астраханской губернии недавно появился новый городской объект — Триумфальная арка недалеко от Аллеи славы героям земли Астраханской. Однако мало кто знает, что ранее подобное творение уже стояло на территории города.