Проект International № 28 Проект International № 28

Проект International № 28

информация:

Журналы «ПРОЕКТ INTERNATIONAL» теперь доступны в ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ >>>     В этом номере Пi читатель найдет обзор недавно построенных музейных зданий, статью, посвященную новому горнолыжному трамплину, сооруженному по проекту бюро JDS в Осло, и продолжение публикации концепций Большого Парижа
(на этот раз речь пойдет о предложении Кристиана де Портзампарка). Как всегда, между разнородными материалами, попавшими в журнал, под определенным углом зрения можно найти нечто общее. В данном случае, это будет проблема места, фрагмента земной поверхности, организуемого архитектурой. События последних месяцев свидетельствуют, что пересмотр отношений между физическим и информационным пространством вошел в новую фазу. Жители арабских стран не желают больше мириться с авторитарным устройством своих государств и поднимают восстания, координируя свои действия с помощью социальных сетей в интернете. В эти же дни произошло еще одно событие того же рода, менее драматичное, но тоже по-своему эпохальное: стартовал Google Art Project, позволяющий «гулять» по залам крупнейших музеев мира, останавливаясь у привлекших внимание объектов. Отдельные произведения представлены в сверхвысоком разрешении, так что теперь каждый пользователь интернета может рассмотреть «Ночной дозор» Рембрандта или «Французских посланников» Гольбейна в гораздо бо`льших подробностях, чем посетители амстердамского Рейксмузеума или лондонской Национальной галереи. Симптоматично, что на новый сервис Google отозвались все архитектурные блоги. На интуитивном уровне чувствуется, что такой способ доступа что-то меняет в модусе существования не только искусства, но и архитектуры, заставляя еще раз задуматься над вопросом о предназначении зданий и о том, почему они должны быть произведениями архитектуры, а не просто вместилищами пространства.
       С момента начала информационной революции прошло еще недостаточно времени, чтобы ее последствия для построенной среды можно было осознать в полной мере, но уже ясно одно: ошибались те, кто предсказывал, что доступность информации в любом месте сделает излишними перемещения людей. Произошло обратное: вездесущность информационных сетей освободила человека от прикрепленности к материальной инфраструктуре и сделало его гораздо более мобильным. Вопрос зачем мы ездим, когда практически любую информацию можно получить не выходя из дома, является оборотной стороной вопроса о том, зачем мы строим.
       Пример музеев доказывает, что физическое и виртуальное строительство – являения взаимодополнительные. Музейный бум последних пятнадцати лет выражается как в появлении новых зданий, так и в развитии сайтов музеев, на многих из которых можно достаточно полно ознакомиться с коллекциями. Одна из самых прогрессивных художественных институций, галерея Тейт, превратилась в сеть, включающую четыре «реальных» музея (Тейт-Бритен, Тейт-Модерн, Тейт-Ливерпуль, Тейт-Сент-Ивз) и виртуальный – Тейт-онлайн. И чем больше становится информационных ресурсов, тем больше нарастает поток посетителей, приезжающих, иногда очень издалека, в сами музеи, чтобы своими глазами увидеть хранящиеся в них подлинные артефакты.
       Этот видимый парадокс станет понятнее, если мы вспомним о том, что виртуальное пространство – вовсе не новое явление. Представление об иной реальности, существующей параллельно с физической, на протяжении большей части человеческой истории находило выражение в религии. И при том, что ни одна конфессия в принципе не отрицает возможности личного, индивидуального контакта любого человека с трансцендентным миром, возможного в любом месте и в любое время, большинство из них уделяло и уделяет большое внимание созданию инфраструктуры, предназначенной для организации таких контактов. При том что суть общения верующего с объектом его поклонения везде одна и та же, интенсивность и «надежность» контакта повышаются в сакральном пространстве храма и, в особенности, в присутствии особых объектов – чудотворных образов и реликвий. И если все храмы одной конфессии мыслятся как тождественные или, во всяком случае, взаимозаменяемые, то подлинные реликвии и чудотворные иконы уникальны и неповторимы. Последнее обстоятельство породило феномен паломничества, являющийся прямым предшественником современного культурного туризма. Переживание непосредственной встречи с подлинным памятником искусства имеет больше общего с ощущением благодати, испытываемым пилигримом перед реликварием с мощами поитаемого святого, чем с восприятием информации, доставленной пусть даже самой совершенной технологией. Информация только разжигает в нас желание посмотреть на подлинную вещь, не зря же самой «посещаемой» картиной в мире является «Джоконда» Леонардо да Винчи, вид которой и так всем прекрасно известен. Каков бы ни был механизм этого эмоционального эффекта, ясно, что он связан с глубинной потребностью, заложенной в самой природе человека.
       Расхожий троп «музеи – храмы искусства» оказался верен не в том смысле, что искусство в современном мире заняло место религии, а в том, что музей замещает в среде обитания человека нишу, постепенно оставляемую храмами. Точно так же, как храмы, будучи убыточными сами по себе, музеи являются важнейшим условием благополучия, в том числе и экономического, того места, в котором они находятся. Они играют роль магнита для иноземцев и одной из основ чувства идентичности даже для тех местных жителей, кто ни разу не переступал их порога. И архитектура музея, подобно архитектуре храма, должна выделять его в окружении, сигнализируя о значимости той точки пространства, в которой он находится. 
       Кристиан де Портзампарк в своем проекте Большого Парижа не предлагает в качестве средства ревитализации депрессивных районов и создания новых центров притяжения строительство новых музеев (французская столица уже ими перенасыщена).
     Но он в своем анализе метрополии как явления много говорит о необходимости переосмыслить физическую реальность и заново научиться ею управлять в свете того, что мы живем в гиперпространстве, уже практически в равной мере сочетающем материальную и информационную составляющие. Выход он видит в том, чтобы, с одной стороны, в чем-то уподобить урбанизированное пространство интернету (сменить «древовидную» модель города, развивающегося из единого центра, на «ризомную»), а с другой – создать условия для непосредственного чувственного восприятия пространства. По мнению де Портзампарка, восстановить эмоциональный контакт между человеком и городом, помочь ощутить метрополию как некую территориальную целостность (а не набор дискретных точек, связанных между собой информационными каналами и транспортом) должны некие реперные объекты, высокие постройки, заметные издалека и сами служащие площадками, откуда можно обозревать широкие панорамы. Эти же реперы становятся основой узлов новой «центральности» в периферийных района.
       В 28-м Пi представлено два сооружения, идеально выполняющих функцию таких реперов. Одно из них – музей MAS в Антверпене, спроектированный Виллемом Яном Нойтелингсом и Михилем Ридайком как своеобразный городской маяк и одновременно смотровая башня: обвивающая ее по спирали застекленная галерея открыта круглосуточно и по ночам светится, образуя безошибочно узнаваемый ориентир. Второе – трамплин Холменколлен, силуэт которого увенчал самый высокий холм Осло. Джулиану де Смедту удалось превратить спортивный объект (впрочем, соединенный с музеем лыжного спорта) в достопримечательность, на которую тысячи людей приезжают посмотреть даже в дни, когда там нет соревнований. Вознаграждением за 20-минутную поездку на метро или на подъем по серпантину служит зрелище не только действительно впечатляющего трамплина, но и панорамы города и фьорда, открывающейся у его подножия.
       В обоих случаях архитектура и место, где она построена, действуют совместно, усиливая друг друга. Размышления том, при каких условиях это может происходить и почему это важно, содержатся в текстах, представленных в разделе «Теория». Это фрагменты двух книг, которые в западном архитектурном дискурсе прочно вошли в число наиболее цитируемых, но до сих не были переведены на русский язык: «Территории архитектуры» Витторио Греготти и «Архитектуры города» Альдо Росси. 
Анна Броновицкая
редактор

оглавление:

Новости 8
Конкурс на проект филиала музея
Виктории и Альберта в Данди 16
Илья Мукосей
Трудности перевода:
Научный подход или спекуляция? 18

Новый Холменколлен 19
JDS Architects
Лыжный трамплин в Осло
Илья Мукосей
Куда король на лыжах ходил 20

Grand Pari(s) 33
L'Atelier Christian de Portzamparc
Laboratoire C.R.E.T.E.I.L.
От киберпространства к физическому
пространству: вызов для метрополии 34

Музеи 65
Анна Броновицкая
Новый век музеев 66
Шигеру Бан и Жан де Гастин
Центр Помпиду–Метц 68
Zaha Hadid Architects
Музей современного искусства MAXXI 78
von Gerkan, Marg and Partner Architects
Китайский морской музей в Линьяне 92
Алваро Сиза и Карлос Кастанейра,
при участии Чжун Сун Кима
Музей современного искусства
Mimesis 100
Bernard Tschumi Architects
Музей Акрополя в Афинах 112
Оfis arhitekti
Городской музей Любляны 122
Steven Holl Architects
Музей Кнута Гамсуна 130
Neutelings Riedijk Architects
Городской музей MAS в Антверпене 142
David Chipperfield Architects
Новый корпус музея Анкориджа 152
Odile Decq & Benoit Cornette
Architectes Urbanistes
Новое крыло Музея современного
искусства MACRO 162
David Chipperfield Architects
Музей Фолькванг в Эссене 174
Gigon/Guyer Architekten
Швейцарский музей транспорта 182

Теория 193
Алессандро де Маджистрис
1966 год. Поиск новых теоретических и практических горизонтов в итальянской архитектуре: Между перестройкой и кризисом дисциплины 194
Витторио Греготти
Территория архитектуры.
2-я часть: Форма территории 201
Альдо Росси
Архитектура города.
Уникальность городских артефактов 220

Коллекция 233
Офисная мебель
Lafano

Жилая мебель
Baker

Интерьер ванных комнат
Vidima

Элементы интерьера
Movi
Slice Paolo

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

В Германии создали «Парфенон» из запрещенных книг
18.12.2017 / 17.12.2017,
Блог «Летопись русской усадьбы»

В Германии создали «Парфенон» из запрещенных книг

«Парфенон» в Касселе создан из книг, которые в разное время были запрещены в разных странах мира. Автор – художница Мартой Минухин.
Знакомство с Екатеринбургом: дома Гостяжпромурала
18.12.2017 / 15.12.2017,
АН «Между строк»

Знакомство с Екатеринбургом: дома Гостяжпромурала

Неподалёку от Городка чекистов, напротив штаба Министерства обороны Центрального военного округа, где в конце 40-х — начале 50-х работал «маршал Победы» Георгий Жуков, стоят вдоль проспекта Ленина несколько вполне современных, на первый взгляд, шестиэтажных жилых домов. Однако при более детальном знакомстве оказывается, что этот комплекс зданий был возведён ещё в 30-х годах прошлого века и ныне является памятником архитектуры федерального значения.
Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе

Пекинская студия Vector Architects переделала заброшенный комплекс 1960-х годов, в котором производили сахар из сахарного тростника, в современную гостиницу. Уже существовавшие в этом месте образцы промышленной архитектуры дополнили громоздкими конструкциями из камня и бамбука, призванными визуально объединять здания.