Проект Россия № 57 (3, 2010) Проект Россия № 57 (3, 2010)

Проект Россия № 57 (3, 2010)

информация:

Журналы «ПРОЕКТ РОССИЯ» теперь доступны в ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ >>>

Номер, который вы держите в руках, особенный – один из самых своеобразных за всю вот уже 15-летнию историю ПР. Нет, каждый из предыдущих номеров тоже, конечно же, имел свою специфику. Хотя бы в силу тематического характера выпусков нашего журнала. Однако этот по-своему уникален. 

Ну, какой еще номер ПР делался при удушающем смоге и невыносимой жаре, такой жаре, какой, если верить метеорологам, не было в Центральной России с начала регулярных наблюдений, то есть, по крайней мере, в течение последних полтораста лет. Но это еще только часть уникальности номера – можно даже сказать, ее меньшая доля. Бóльшая же приходится на тот пикантный факт, что «стахановские» усилия редакции, работавшей, не покладая рук в зной и духоту (в наших помещениях нет кондиционера), были потрачены на то, чтобы сделать номер… ни о чем, о том, чего не существует.

Судите сами, наш ПР посвящен стратегии территориально-пространственного развития Москвы – теме, конечно же связанной с недавним принятием нового Генерального плана и во многом спровоцированной именно им. Но вот незадача: стратегии-то как не было, так и нет. И, в общем-то, ее должен задавать не Генплан. Он следствие – скорее зеркало, отражение этой стратегии или верхушка айсберга, которая должна венчать базис из солидных проработок, включающий ответы на многие важные вопросы: Каким призван быть город завтрашнего дня? Как столица должна взаимодействовать с областью? Какие следует выработать подходы к городской экологии, ландшафту, общественным пространствам, развитию транспорта? Но таких проработок нет. По крайней мере, в предъявленном, публичном виде. А есть только один Генплан, и потому страсти бушуют именно вокруг него.

А если стратегии развития города нет, то возможны, в общем-то, лишь два полярных, но одинаково лапидарных подхода. Первый – все законсервировать и ничего вообще не строить. Это, кстати, в отношении исторического центра в свое время предлагал Александр Лебедев, в 2003 г. боровшийся с Юрием Лужковым на последних выборах мэра Москвы.

Но такой вариант для столичной власти совершенно неприемлем, ибо она теснейшими узами – семейными, дружескими, организационно-финансовыми – связана с местным стройкомплексом. Второй подход, собственно говоря, обратная сторона медали – строить где угодно, что угодно и сколько угодно. Именно его и олицетворяет Генплан.

В Генплане фигурируют фантастически завышенные показатели нового строительства. Предполагается, в частности, возвести 100 млн кв. м жилья (при том, что на пике строительной активности в 2007 г. было построено 5,4 млн кв. м), проложить 350 км метрополитена (сейчас общая протяженность его линий составляет порядка 300 км), сформировать каскад перехватывающих парковок емкостью 250 тыс. машиномест (на данный момент существует всего одна такая парковка, рассчитанная на 640 автомобилей) и т. д., и т. п. В общем, «Parole, parole» – слова, слова, словеса…

Но словеса небезобидные, дающие широкий простор для атаки на существующий город. Ведь, согласно Генплану, более половины его площади занимают так называемые «территории реорганизации». Это чисто московское изобретение, как замечает Эдуард Трутнев, полностью противоречит российскому законодательству, ибо подразумевает, что на таких территориях можно производить изъятие любых старых объектов недвижимости под строительство любых новых. (Любопытствующих отошлем к интервью с автором Градкодекса РФ на с. 188–190 этого номера.)

Возникает вопрос: нужно ли тратить столько страниц профессионального журнала для обсуждения подобной завиральщины? Кажется, что все-таки стоит.

Ведь качество Генплана не только общественно-политическая проблема. Это еще и проблема профессиональная. В том смысле, что принятый документ свидетельствует не только о «самобытности» московской власти, но и, к сожалению, о неспособности профессии к предъявлению альтернативных общественно-привлекательных идей. А ведь это необходимо делать. Хотя бы потому, что принятый Генплан отнюдь не вечен.


Алексей Муратов, главный редактор

оглавление:

новости

Дмитрий Швидковский
Холодный Париж с русским оттенком (стр. 12)

Коротко (стр. 14)

Анатолий Белов
Уроки биеннале (стр. 20)

Евгений Асс
О Павлове (стр. 26)

Анатолий Белов
От НИИЧаВО к «Азазелю» (стр. 28)

Анна Броновицкая
Ульяновские связи (стр. 32)

Валентин Дьяконов
Мир глазами москвичей (стр. 34)

Анатолий Белов
Последний утопист русской архитектуры (стр. 36)

Наталия Броновицкая
Кумир авангарда (стр. 42)

Сергей Куликов
Самара, город.doc (стр. 44)

Евгений Полянцев
Несколько слов о российском мебельном дизайне (стр. 48)

 

объект номера

Дроздов и партнеры Бизнес-центр Platinum Plaza в Харькове (стр. 59)


столица

Алексей Муратов
От редактора (стр. 73)

Анна Бокова, Александр Коробов
Москва: Диагностика и своеобразие (стр. 76)


стратегия развития

Алексей Муратов
Между Швейцарией и островом Крым (стр. 82)

Вячеслав Глазычев
Москва пребывает в системном кризисе (стр. 86)

Алексей Щукин
От «черного ящика» – к ящику Пандоры (стр. 88)

Анна Броновицкая
Лучший город Земли: мечты о Москве (стр. 91)


архитектурная политика

Алексей Муратов
Счет на миллионы (стр. 104)

Андрей Боков
Новый прагматизм и старый город (стр. 108)

Архитектурное бюро «Остоженка» Кварталы домовладений (стр. 110)


социальная политика

Алексей Муратов
Биополитика по-московски (стр. 120)

Ольга Вендина
Все для москвичей, все во имя москвичей (стр. 124)
Grand Pari(s) Мягкая метрополия для всех (стр. 128)


ландшафт

Алексей Муратов
Предыдущий Генплан был гуманней (стр. 134)

Андрей Иванов
Бедный ландшафт слабого места (стр. 137)
Field Operations Парк Фреш-Киллз в Нью-Йорке (стр. 140)


экология

Наталия Татунашвили
Москва довольствуется малым (стр. 146)

Николай Соболев
Новый Генплан ничего не меняет (стр. 149)

Анна Мартовицкая
(Не)прикосновенный зеленый запас (стр. 150)


транспорт

Алексей Муратов
Дорогой титанов и героев (стр. 154)

Михаил Блинкин
Запоздалые размышления о Генплане-2025 (стр. 158)

Федор Новиков
Лондонцы заплатят за пробки (стр. 164)


наследие

Анна Броновицкая
Историческая Москва: Сохранять или реорганизовывать? (стр. 172)

Борис Пастернак
Больше города в городе! (стр. 174)

Лукас ван Бек
Москва глазами туроператора (стр. 179)

Клементина Сесил
Охрана архитектурного наследия в Лондоне (стр. 180)

 

комментарии

Эдуард Трутнев
Незаконное стало «законным». Надолго ли? (стр. 188)

Олег Баевский
Генплан показывает, чтo в городе должна сделать власть (стр. 190)

 

монитор

Проект Москва 10 картин будущего (стр. 194)
Поле-дизайн Конь. Торговое оборудование (стр. 205)
Владимир Плоткин, Ольга Головина Дом яхтсмена (стр. 208)
Мастерская Алексея Козыря Ресторан «Студия 24» (стр. 214)

 

velux

Зеленая архитектура VELUX (стр. 217)

 

дизайн и технологии

(стр. 225)

 

каталог

(стр. 253)

http://prorus.ru/pr/pr_57.htm

 

 

 

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

28.10.2020 / 00.00.0000,
Архиблог Шу

В финале конкурса Строгино – консорциумы

Состоялось заседание жюри Открытого международного архитектурного конкурса по развитию территории правого берега Москвы-реки от МКАД до Строгинского шоссе в онлайн-формате. Жюри рассмотрело 36 представленных на конкурс заявок и выбрало трех финалистов.
28.10.2020 / 00.00.0000,
Блог архитектора Александра Антоненко

Владимир

Расцветом город обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу из Киева, и Владимир на два века стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.
28.10.2020 / 00.00.0000,
arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»)

Дом главного Командира Кронштадтского порта

Дом Миниха (губернский дом), дом главного Командира Кронштадтского порта. 1717-1725 гг. Архитектор: И. Ф.Браунштейн Один из губернских домов, перестроенный для генерал-губернатора Карелии, Ингерманландии и Финляндии, графа Бурхарда Кристофа фон Миниха. В 1832 году дом заняла резиденция Главного командира Кронштадтского порта.