Проект Россия № 56 (2, 2010) Проект Россия № 56 (2, 2010)

Проект Россия № 56 (2, 2010)

информация:

За все время существования нашего журнала номеров, сфокусированных на одном-единственном городе, вышло лишь два – про Нижний (1997) и про Петербург (2003). Мыслимо ли было еще недавно, что третий такой выпуск окажется посвящен городу на Каме? Там, конечно, работали более-менее известные по российским меркам архитекторы: М. Футлик, С. Шамарин, И. Луговой. Туда, конечно, подтягивались люди из столицы: ABD architects, «А–Б», А. Асадов, А. Высоковский. Туда, конечно, бросали взоры архитекторы из-за рубежа: французы из бюро Valode & Pistre проектировали для «Реновы» крупный жилой квартал. В общем, все, как и в других региональных центрах при деньгах. Никаких поводов для расширенных публикаций. Современная Пермь – город не слишком привлекательный. Рыхлый, неухоженный, отрезанный от Камы веткой железнодорожной магистрали, застроенный панельными районами и претенциозными громадами недавней докризисной эпохи. Не очаровывает Пермь ни приезжих, ни местных. Как показывают исследования Александра Высоковского, среди всех атрибутов повседневности наибольшее недовольство автохтонов вызывает уровень благоустройства. «В процессе бесед, – рассказывает Высоковский, – становится ясно, что слово “благоустройство” является лингвистическим способом выражения неудовлетворенности городской средой. Это не только скамейки и мощение. Это, в принципе, тактильная связь человека с его окружением»1. Пространство Перми требует кардинальных улучшений. Причем быстрых. Люди, так сказать, «голосуют ногами»: Пермь утратила статус города-миллионника – за последние 20 лет численность населения здесь упала на 100 тыс. человек. В такой ситуации в пору поднимать лозунг: «Революция или смерть!» И вот в чем уникальность Перми: революция здесь началась действительно. Команда во главе с губернатором Олегом Чиркуновым пошла на разрыв с устоявшейся практикой градостроительства, репродуцирующей, по сути, лишь две равно неприемлемые с точки зрения современных стандартов качества жизни модели: панельные микрорайоны и уплотнительную точечную застройку в случайных местах.

И вот что должно быть поучительно – в этой ситуации наш профессиональный истеблишмент оказался невостребованным. Новой генерации управленцев и политиков – людям, свободно говорящим на иностранных языках, свободно ориентирующимся в том, что происходит в мире, – сподручнее работать с подобными им визави. Для них слово «контекст» имеет как бы два слоя: ближний, связанный с непосредственным физическим окружением человека, и дальний, связанный с мировой теорией и практикой в сфере градоустройства. Работа в такой «дально–близкой» оптике требует широчайшего кругозора. Поэтому логично, что Стратегический мастер-план, призванный установить принципы дальнейшего развития Перми, заказан голландскому бюро KCAP, работающему в Лондоне, Гамбурге, Амстердаме и многих других городах. Цель мастер-плана амбициозна: превратить Пермь в комфортный по европейским меркам город – среднеэтажный, плотный, с квартальной полифункциональной застройкой, с благоустроенными улицами, набережными и парками.

Вехами новой политики стали архитектурные проекты знаковых публичных зданий. И музей на Каме Бориса Бернаскони, и реконструкция Речного вокзала «Проекта Меганом», и расширение здания Театра оперы и балета Дэвида Чипперфилда – работы, победившие в острой творческой борьбе на международных конкурсах. Накапливается коллекция интересных архитектурных решений, которые позволяют сделать более четкой картинку желаемого завтрашнего дня. Возникает вопрос: насколько все это осуществимо? Разгорится ли из искры пламя? Такие масштабные проекты нельзя воспринимать, конечно, как нечто застывшее и догматическое. Их динамика во многом зависит от уровня соучастия общества. Без широкого предметного обсуждения затеваемых преобразований здесь не обойтись. Вклад нашего журнала в этот процесс – предъявление проектов публике с аннотациями и комментариями. Пермские материалы, дорогие читатели, у вас в руках. Смотрите, анализируйте, формируйте позицию.

1 Из выступления 26 марта с. г. на форуме «Город завтра» в Новосибирске.

Алексей Муратов, главный редактор

 

оглавление:

НОВОСТИ

Елена Петухова. Памяти Сергея Киселева
Коротко
Дмитрий Швидковский. Тайны магистра
Илья Мукосей. Вести из Заполярья
Анна Мартовицкая. «Под-крышей дома»: эконом-вариант
Алексей Муратов, Яна Солдатенкова. Наш человек в МУАРе
Анна Броновицкая. Перспектива № 3
Анна Броновицкая. Бесперспективный генплан
Анатолий Белов. Мастерская под рампой

ОБЪЕКТ НОМЕРА

ТПО «Резерв» Здание компании Аэрофлот рядом с аэропортом Шереметьево
ПЕРМЬ

Алексей Муратов. От редактора
Олег Чиркунов: В городе должна быть
Гордеев: Проблемы российских городов не уникальны
Александр Ложкин. Модернизация как стратегия выживания
Анна Броновицкая. Художественная галерея: попытка номер два

МАСТЕР-ПЛАН

Барт Голдхоорн. Перестройка по-пермски
Кейс Кристиансе: Мастер-план дает новые возможности
Компактный город: красные и зеленые зоны
Городская ткань: консолидация и уплотнение
Стратегия кварталов
Западная часть центра
Микрорайоны Парковый и Садовый
Стратегия общественных пространств
Стратегия транспорта
Стратегия ландшафта
Камская долина
Городская набережная
Зеленое кольцо: долина реки Данилихи
Зеленое кольцо: устье реки Егошихи
МУЗЕЙ PERMM

Анна Мартовицкая. Музей – речной вокзал
Проект Меганом Музей современного искусства PERMM в здании Речного вокзала

ТЕАТР ИМЕНИ ЧАЙКОВСКОГО

Алексей Муратов. Твердая архитектура

6 конкурсных проектов

Проект Меганом Музей современного искусства PERMM в здании Речного вокзала

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Александр Киселев. Пермская архитектура советского периода

КОММЕНТАРИИ

Александр Высоковский. Семь сюжетов из жизни голландского мастер-плана на пермской земле

Александр Рогожников. Пермь обречена? или Архитектурная Пермь–2010

МОНИТОР

Алексей Левчук Ювелирный бутик «Владимир Михайлов»
Gikalo Kuptsov Architects Павильон летней кухни White Steamer
B E R N A S K O N I Ресторан PAPARAZZI в Екатеринбурге
ARCH 4 F-House. Частный дом в Подмосковье
АРХИТЭКСПО

Савинкин/Кузьмин Инсталляции и выставки 2000–2010

VELUX

Зеленая архитектура VELUX

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

КАТАЛОГ

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе

Пекинская студия Vector Architects переделала заброшенный комплекс 1960-х годов, в котором производили сахар из сахарного тростника, в современную гостиницу. Уже существовавшие в этом месте образцы промышленной архитектуры дополнили громоздкими конструкциями из камня и бамбука, призванными визуально объединять здания.
Асфальт против плитки
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Асфальт против плитки

Ремонт Лесной улицы в Москве.
Три древнерусских храма в Смоленске
13.12.2017 / 13.12.2017,
arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»)

Три древнерусских храма в Смоленске

Три религиозных постройки: церкви Петра и Павла и Архангела Михаила, построенные в 12 веке, и церковь Иоанна Богослова, датируемая 1773 годом.