Проект Россия № 56 (2, 2010) Проект Россия № 56 (2, 2010)

Проект Россия № 56 (2, 2010)

информация:

За все время существования нашего журнала номеров, сфокусированных на одном-единственном городе, вышло лишь два – про Нижний (1997) и про Петербург (2003). Мыслимо ли было еще недавно, что третий такой выпуск окажется посвящен городу на Каме? Там, конечно, работали более-менее известные по российским меркам архитекторы: М. Футлик, С. Шамарин, И. Луговой. Туда, конечно, подтягивались люди из столицы: ABD architects, «А–Б», А. Асадов, А. Высоковский. Туда, конечно, бросали взоры архитекторы из-за рубежа: французы из бюро Valode & Pistre проектировали для «Реновы» крупный жилой квартал. В общем, все, как и в других региональных центрах при деньгах. Никаких поводов для расширенных публикаций. Современная Пермь – город не слишком привлекательный. Рыхлый, неухоженный, отрезанный от Камы веткой железнодорожной магистрали, застроенный панельными районами и претенциозными громадами недавней докризисной эпохи. Не очаровывает Пермь ни приезжих, ни местных. Как показывают исследования Александра Высоковского, среди всех атрибутов повседневности наибольшее недовольство автохтонов вызывает уровень благоустройства. «В процессе бесед, – рассказывает Высоковский, – становится ясно, что слово “благоустройство” является лингвистическим способом выражения неудовлетворенности городской средой. Это не только скамейки и мощение. Это, в принципе, тактильная связь человека с его окружением»1. Пространство Перми требует кардинальных улучшений. Причем быстрых. Люди, так сказать, «голосуют ногами»: Пермь утратила статус города-миллионника – за последние 20 лет численность населения здесь упала на 100 тыс. человек. В такой ситуации в пору поднимать лозунг: «Революция или смерть!» И вот в чем уникальность Перми: революция здесь началась действительно. Команда во главе с губернатором Олегом Чиркуновым пошла на разрыв с устоявшейся практикой градостроительства, репродуцирующей, по сути, лишь две равно неприемлемые с точки зрения современных стандартов качества жизни модели: панельные микрорайоны и уплотнительную точечную застройку в случайных местах.

И вот что должно быть поучительно – в этой ситуации наш профессиональный истеблишмент оказался невостребованным. Новой генерации управленцев и политиков – людям, свободно говорящим на иностранных языках, свободно ориентирующимся в том, что происходит в мире, – сподручнее работать с подобными им визави. Для них слово «контекст» имеет как бы два слоя: ближний, связанный с непосредственным физическим окружением человека, и дальний, связанный с мировой теорией и практикой в сфере градоустройства. Работа в такой «дально–близкой» оптике требует широчайшего кругозора. Поэтому логично, что Стратегический мастер-план, призванный установить принципы дальнейшего развития Перми, заказан голландскому бюро KCAP, работающему в Лондоне, Гамбурге, Амстердаме и многих других городах. Цель мастер-плана амбициозна: превратить Пермь в комфортный по европейским меркам город – среднеэтажный, плотный, с квартальной полифункциональной застройкой, с благоустроенными улицами, набережными и парками.

Вехами новой политики стали архитектурные проекты знаковых публичных зданий. И музей на Каме Бориса Бернаскони, и реконструкция Речного вокзала «Проекта Меганом», и расширение здания Театра оперы и балета Дэвида Чипперфилда – работы, победившие в острой творческой борьбе на международных конкурсах. Накапливается коллекция интересных архитектурных решений, которые позволяют сделать более четкой картинку желаемого завтрашнего дня. Возникает вопрос: насколько все это осуществимо? Разгорится ли из искры пламя? Такие масштабные проекты нельзя воспринимать, конечно, как нечто застывшее и догматическое. Их динамика во многом зависит от уровня соучастия общества. Без широкого предметного обсуждения затеваемых преобразований здесь не обойтись. Вклад нашего журнала в этот процесс – предъявление проектов публике с аннотациями и комментариями. Пермские материалы, дорогие читатели, у вас в руках. Смотрите, анализируйте, формируйте позицию.

1 Из выступления 26 марта с. г. на форуме «Город завтра» в Новосибирске.

Алексей Муратов, главный редактор

 

оглавление:

НОВОСТИ

Елена Петухова. Памяти Сергея Киселева
Коротко
Дмитрий Швидковский. Тайны магистра
Илья Мукосей. Вести из Заполярья
Анна Мартовицкая. «Под-крышей дома»: эконом-вариант
Алексей Муратов, Яна Солдатенкова. Наш человек в МУАРе
Анна Броновицкая. Перспектива № 3
Анна Броновицкая. Бесперспективный генплан
Анатолий Белов. Мастерская под рампой

ОБЪЕКТ НОМЕРА

ТПО «Резерв» Здание компании Аэрофлот рядом с аэропортом Шереметьево
ПЕРМЬ

Алексей Муратов. От редактора
Олег Чиркунов: В городе должна быть
Гордеев: Проблемы российских городов не уникальны
Александр Ложкин. Модернизация как стратегия выживания
Анна Броновицкая. Художественная галерея: попытка номер два

МАСТЕР-ПЛАН

Барт Голдхоорн. Перестройка по-пермски
Кейс Кристиансе: Мастер-план дает новые возможности
Компактный город: красные и зеленые зоны
Городская ткань: консолидация и уплотнение
Стратегия кварталов
Западная часть центра
Микрорайоны Парковый и Садовый
Стратегия общественных пространств
Стратегия транспорта
Стратегия ландшафта
Камская долина
Городская набережная
Зеленое кольцо: долина реки Данилихи
Зеленое кольцо: устье реки Егошихи
МУЗЕЙ PERMM

Анна Мартовицкая. Музей – речной вокзал
Проект Меганом Музей современного искусства PERMM в здании Речного вокзала

ТЕАТР ИМЕНИ ЧАЙКОВСКОГО

Алексей Муратов. Твердая архитектура

6 конкурсных проектов

Проект Меганом Музей современного искусства PERMM в здании Речного вокзала

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Александр Киселев. Пермская архитектура советского периода

КОММЕНТАРИИ

Александр Высоковский. Семь сюжетов из жизни голландского мастер-плана на пермской земле

Александр Рогожников. Пермь обречена? или Архитектурная Пермь–2010

МОНИТОР

Алексей Левчук Ювелирный бутик «Владимир Михайлов»
Gikalo Kuptsov Architects Павильон летней кухни White Steamer
B E R N A S K O N I Ресторан PAPARAZZI в Екатеринбурге
ARCH 4 F-House. Частный дом в Подмосковье
АРХИТЭКСПО

Савинкин/Кузьмин Инсталляции и выставки 2000–2010

VELUX

Зеленая архитектура VELUX

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

КАТАЛОГ

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Central Park Tower: каким будет самый высокий жилой небоскреб в мире
27.09.2019 / 26.09.2019,
РБК

Central Park Tower: каким будет самый высокий жилой небоскреб в мире

В Нью-Йорке идет строительство небоскреба Central Park Tower. Сейчас его высота достигла 1,5 тыс. футов (457 м). По завершении строительства высота башни составит почти 472 м.
Гид по советской архитектуре Таллина
27.09.2019 / 25.09.2019,
Strelka Magazine

Гид по советской архитектуре Таллина

Эстония всегда считалась почти «заграницей» в СССР, многие жители других республик были уверены, что зарплаты там выше, дороги лучше и дышится свободнее. Архитекторы Эстонии тоже были относительно свободны от указательного перста Москвы: не стесняясь использовали национальные мотивы, постоянно экспериментировали, избегали всесоюзных типовых проектов, а на самые важные объекты приглашали финских строителей.
Круг, иероглиф, озеро: 5 самых необычных небоскребов мира
04.09.2019 / 03.09.2019,
РБК

Круг, иероглиф, озеро: 5 самых необычных небоскребов мира

Соединенные Штаты — родина небоскребов. Именно здесь в конце ХIХ века была построена первая высотка, она имела простую прямоугольную форму и предназначалась для размещения штаб-квартиры страховой компании. Однако небоскреб перестал быть классической прямоугольной коробкой для офисов. Сегодня архитекторы возводят здания самых разнообразных форм.