Проект Россия № 55 Проект Россия № 55

Проект Россия № 55

информация:

О строительстве «доступного и комфортного» жилья не говорит только ленивый. Разговорами все и заканчивается. Надежды на «невидимую руку рынка», лелеявшиеся в государственных кругах, растаяли, а других механизмов разогрева стройки не придумано. А надо бы придумать. Опыт докризисной России с очевидностью доказывает, что рынок способен стать драйвером количественного, но не качественного роста. За время экономического подъема в стране был построен едва ли десяток жилых зданий, способных по облику вписаться в мировой архитектурный контекст. В этом легко убедиться, пролистав подборку международных изданий. Заметьте, мы говорим всего лишь об облике. О прочем и сказать-то нечего: каких-то интересных планировочных, технологических или концептуальных решений в этих зданиях нет.

Промахи архитекторов налицо. Однако те работают не в вакууме. Конечно, обнаруживаются уникумы, у которых получается создавать что-то достойное. Но не они определяют «общую температуру по палате», которая и отражает качество жилья. Для того чтобы «температура» была здоровой, требуется гармонизация отношений главных участников стройки. Попробуем очертить круг основных предпосылок к установлению такой гармонии:

1. История стран, где в сфере строительства жилья достигнуты успехи, учит, что создание качественной архитектуры и качественной среды государство стимулирует гораздо эффективнее, чем частные девелоперы. Но для этого требуется, чтобы чиновники были способны на бескорыстное творчество. Причем в разных сферах – начиная от градорегулирования и вплоть до технических регламентов.

2. Способность к бескорыстному творчеству должна, конечно, подкрепляться компетентностью: умением строить сложные и концептуальные проекты. Поначалу не обязательно даже, чтобы это были проекты в сфере жилья. Технологии и организационные схемы, как, скажем, в миттерановской Франции, могут обкатываться в процессе сооружения знаковых общественных зданий. Успех таких проектов не только дает новый опыт, но и прививает в обществе вкус к качественной архитектуре, подобно тому как высокая мода служит двигателем прет-а-порте. Печально, что проект Мариинки-2 Доминика Перро завершился фиаско. Государство попыталось создать сложное знаковое здание, но провалилось и как заказчик, и как согласователь, и как эксперт. Неудача, возможно и неоднозначного, проекта Перро – удар по архитектурному сообществу. Работа, способная поднять статус профессии, в итоге обернулась пшиком…

3. Способное к творчеству государство и у своих «контрагентов» должно искать творческих решений. Такие решения лучше созревают в открытой для обмена мнениями, для профессионального соревнования среде. Чтобы та сложилась, надо победить протекционизм. В стране, где правит партия под названием «Единая Россия», на уровне архитектуры царит… местечковость, напоминающая времена феодальной раздробленности. Москвичи строят в Москве, петербуржцы в Петербурге, нижегородцы в Нижнем и т. п., и т. д. Это совершенно неприемлемо. Надо законодательно прописать необходимость архитектурных конкурсов, либо на все здания, чье строительство финансируется государством, либо на все здания, начиная с определенной площади или определенного бюджета. И ни какой дискриминации по национальности, возрасту и месту прописки!

4. Творчество нуждается в адекватном инструментарии, который не появится без существования множества средних и малых предприятий. Разнообразие подрядчиков и поставщиков приводит не только к разнообразию реализованных проектов, но и к более эффективному контролю за ценой и качеством (1). Ясно, что такая совокупность условий сложится не за один день. Однако за один день не сложится и архитектурная культура проектирования комфортного, изобретательного, экономичного и эстетичного жилья. Над гармонизацией «внешнего» и «внутреннего» следует работать всем: и организаторам архитектурного процесса, и преподавателям архитектурных вузов, и звездам, и начинающим, и теоретикам, и практикам, и нам, архитектурной прессе.

(1) См. Барт Голдхоорн. Как строить // ПР48 (№ 2, 2008). С. 28

Алексей Муратов, главный редактор

оглавление:

НОВОСТИ

Памяти Николая Улласа
Дмитрий Швидковский. Мечта Екатерины Великой и модернизация современного российского города
Коротко
Анатолий Белов. Что русскому хорошо, то и немцу хорошо
Геннадий Васильченко, Елена Петухова. Смотр мировой архитектуры
Александр Ложкин. Вкус нижегородской архитектуры
Елена Петухова. Экстренный сбор
Анна Кирикова. Путь Евгения Левинсона
ОБЪЕКТ НОМЕРА

ABD architects, APA Wojciechowski Sp. z o.o. Комплекс «Белая площадь» в Москве
ЖИЛЬЕ

Алексей Муратов. От редактора
Анна Бокова. Новое жилье: Глобальные тенденции и российский контекст
ГОРОД КВАРТАЛОВ

Барт Голдхоорн. Город кварталов. К стандартизации размеров участков
Барт Голдхоорн. Стандарты, классы, форматы
Андрей Иванов. Стандартный квартал: возращение к «городу решетки»?
ДОМОВОДСТВО

Елена Гонсалес. Изменчивая недвижимость
Евгений Герасимов и партнеры Дом Stella Maris на проспекте Динамо в Петербурге
Архитектурно-художественные мастерские Величкина и Голованова Дом на улице Гоголя в Казани
Проект Меганом Дом в Коробейниковом переулке в Москве
Мастерская Михаила Филиппова, ЗАО «ЛенПолпроект» Жилой комплекс «Маршал» на улице Маршала Рыбалко в Москве
ТПО «Резерв» Комплекс «Фьюжн_парк» на М. Трубецкой улице в Москве
Группа АБВ Дом в Хилковом переулке в Москве
Архитектурное бюро «5+5» Жилой комплекс «Максима» на улице Лопатина в Нижнем Новгороде
Мытищинская городская проектная мастерская, Архитектурная мастерская А. Асадова Жилой комплекс «Гулливер» в городе Мытищи Московской области
АБ «Остоженка» Застройка 5-го микрорайона города Видное Московской области
НОВОЕ ПАНЕЛЬНОЕ

Дмитрий Задорин. Поле в ожидании пахарей

Конструкции жилых многоэтажек

Дмитрий Задорин. Вера в панель, или Свет в туннеле

BUROMOSCOW Жилой дом на улице Генерала Глаголева в Москве

КРОСТ, BUROMOSCOW Жилой комплекс в поселке Коммунарка Московской области

МОНИТОР

Иван Шалмин Дом в Подмосковье
Борис Шабунин, Ольга Хайдурова, Наталья Анахина Дом в Липках (Подмосковье)
Юрий Коник Дом в поселке «Сокол»
ТЕКСТЫ

Дирк ван ден Хёйвел. Жилье для масс: Заметки о массовом жилищном строительстве и общественных пространствах

Владимир Каганский. Постмодерн. Культурный ландшафт. Россия

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

КАТАЛОГ

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

В Таиланде за один день построили храм из картона
08.12.2017 / 08.12.2017,
NEWSru.com

В Таиланде за один день построили храм из картона

В "культурной столице" Таиланда Чиангмае построили храм из картонных коробок, скрепленных скотчем. 15-метровое строение очень похоже на традиционные тайские храмы, которых в городе несколько сотен.
Тайны астраханской Триумфальной арки
08.12.2017 / 08.12.2017,
Московский комсомолец

Тайны астраханской Триумфальной арки

В Астрахани в честь 300-летия Астраханской губернии недавно появился новый городской объект — Триумфальная арка недалеко от Аллеи славы героям земли Астраханской. Однако мало кто знает, что ранее подобное творение уже стояло на территории города.
Прогулка по Пскову: тлен, красота и пустота
07.12.2017 / 07.12.2017,
Блог Аркадия Гершмана

Прогулка по Пскову: тлен, красота и пустота

Урбанист Аркадий Гершман побывал в Пскове и теперь рассказывает, где город «не дотянул».