Проект Россия № 55 Проект Россия № 55

Проект Россия № 55

информация:

О строительстве «доступного и комфортного» жилья не говорит только ленивый. Разговорами все и заканчивается. Надежды на «невидимую руку рынка», лелеявшиеся в государственных кругах, растаяли, а других механизмов разогрева стройки не придумано. А надо бы придумать. Опыт докризисной России с очевидностью доказывает, что рынок способен стать драйвером количественного, но не качественного роста. За время экономического подъема в стране был построен едва ли десяток жилых зданий, способных по облику вписаться в мировой архитектурный контекст. В этом легко убедиться, пролистав подборку международных изданий. Заметьте, мы говорим всего лишь об облике. О прочем и сказать-то нечего: каких-то интересных планировочных, технологических или концептуальных решений в этих зданиях нет.

Промахи архитекторов налицо. Однако те работают не в вакууме. Конечно, обнаруживаются уникумы, у которых получается создавать что-то достойное. Но не они определяют «общую температуру по палате», которая и отражает качество жилья. Для того чтобы «температура» была здоровой, требуется гармонизация отношений главных участников стройки. Попробуем очертить круг основных предпосылок к установлению такой гармонии:

1. История стран, где в сфере строительства жилья достигнуты успехи, учит, что создание качественной архитектуры и качественной среды государство стимулирует гораздо эффективнее, чем частные девелоперы. Но для этого требуется, чтобы чиновники были способны на бескорыстное творчество. Причем в разных сферах – начиная от градорегулирования и вплоть до технических регламентов.

2. Способность к бескорыстному творчеству должна, конечно, подкрепляться компетентностью: умением строить сложные и концептуальные проекты. Поначалу не обязательно даже, чтобы это были проекты в сфере жилья. Технологии и организационные схемы, как, скажем, в миттерановской Франции, могут обкатываться в процессе сооружения знаковых общественных зданий. Успех таких проектов не только дает новый опыт, но и прививает в обществе вкус к качественной архитектуре, подобно тому как высокая мода служит двигателем прет-а-порте. Печально, что проект Мариинки-2 Доминика Перро завершился фиаско. Государство попыталось создать сложное знаковое здание, но провалилось и как заказчик, и как согласователь, и как эксперт. Неудача, возможно и неоднозначного, проекта Перро – удар по архитектурному сообществу. Работа, способная поднять статус профессии, в итоге обернулась пшиком…

3. Способное к творчеству государство и у своих «контрагентов» должно искать творческих решений. Такие решения лучше созревают в открытой для обмена мнениями, для профессионального соревнования среде. Чтобы та сложилась, надо победить протекционизм. В стране, где правит партия под названием «Единая Россия», на уровне архитектуры царит… местечковость, напоминающая времена феодальной раздробленности. Москвичи строят в Москве, петербуржцы в Петербурге, нижегородцы в Нижнем и т. п., и т. д. Это совершенно неприемлемо. Надо законодательно прописать необходимость архитектурных конкурсов, либо на все здания, чье строительство финансируется государством, либо на все здания, начиная с определенной площади или определенного бюджета. И ни какой дискриминации по национальности, возрасту и месту прописки!

4. Творчество нуждается в адекватном инструментарии, который не появится без существования множества средних и малых предприятий. Разнообразие подрядчиков и поставщиков приводит не только к разнообразию реализованных проектов, но и к более эффективному контролю за ценой и качеством (1). Ясно, что такая совокупность условий сложится не за один день. Однако за один день не сложится и архитектурная культура проектирования комфортного, изобретательного, экономичного и эстетичного жилья. Над гармонизацией «внешнего» и «внутреннего» следует работать всем: и организаторам архитектурного процесса, и преподавателям архитектурных вузов, и звездам, и начинающим, и теоретикам, и практикам, и нам, архитектурной прессе.

(1) См. Барт Голдхоорн. Как строить // ПР48 (№ 2, 2008). С. 28

Алексей Муратов, главный редактор

оглавление:

НОВОСТИ

Памяти Николая Улласа
Дмитрий Швидковский. Мечта Екатерины Великой и модернизация современного российского города
Коротко
Анатолий Белов. Что русскому хорошо, то и немцу хорошо
Геннадий Васильченко, Елена Петухова. Смотр мировой архитектуры
Александр Ложкин. Вкус нижегородской архитектуры
Елена Петухова. Экстренный сбор
Анна Кирикова. Путь Евгения Левинсона
ОБЪЕКТ НОМЕРА

ABD architects, APA Wojciechowski Sp. z o.o. Комплекс «Белая площадь» в Москве
ЖИЛЬЕ

Алексей Муратов. От редактора
Анна Бокова. Новое жилье: Глобальные тенденции и российский контекст
ГОРОД КВАРТАЛОВ

Барт Голдхоорн. Город кварталов. К стандартизации размеров участков
Барт Голдхоорн. Стандарты, классы, форматы
Андрей Иванов. Стандартный квартал: возращение к «городу решетки»?
ДОМОВОДСТВО

Елена Гонсалес. Изменчивая недвижимость
Евгений Герасимов и партнеры Дом Stella Maris на проспекте Динамо в Петербурге
Архитектурно-художественные мастерские Величкина и Голованова Дом на улице Гоголя в Казани
Проект Меганом Дом в Коробейниковом переулке в Москве
Мастерская Михаила Филиппова, ЗАО «ЛенПолпроект» Жилой комплекс «Маршал» на улице Маршала Рыбалко в Москве
ТПО «Резерв» Комплекс «Фьюжн_парк» на М. Трубецкой улице в Москве
Группа АБВ Дом в Хилковом переулке в Москве
Архитектурное бюро «5+5» Жилой комплекс «Максима» на улице Лопатина в Нижнем Новгороде
Мытищинская городская проектная мастерская, Архитектурная мастерская А. Асадова Жилой комплекс «Гулливер» в городе Мытищи Московской области
АБ «Остоженка» Застройка 5-го микрорайона города Видное Московской области
НОВОЕ ПАНЕЛЬНОЕ

Дмитрий Задорин. Поле в ожидании пахарей

Конструкции жилых многоэтажек

Дмитрий Задорин. Вера в панель, или Свет в туннеле

BUROMOSCOW Жилой дом на улице Генерала Глаголева в Москве

КРОСТ, BUROMOSCOW Жилой комплекс в поселке Коммунарка Московской области

МОНИТОР

Иван Шалмин Дом в Подмосковье
Борис Шабунин, Ольга Хайдурова, Наталья Анахина Дом в Липках (Подмосковье)
Юрий Коник Дом в поселке «Сокол»
ТЕКСТЫ

Дирк ван ден Хёйвел. Жилье для масс: Заметки о массовом жилищном строительстве и общественных пространствах

Владимир Каганский. Постмодерн. Культурный ландшафт. Россия

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

КАТАЛОГ

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

История необычного дома на улице Ленина
20.07.2018 / 20.07.2018,
Санкт-Петербургские Ведомости

История необычного дома на улице Ленина

Этот дом на бывшей Широкой улице, ныне носящей имя Ленина, привлекает внимание своими гигантскими арками, через которые можно выйти на соседнюю улицу. Здание нередко путают с постройкой советского времени: уж слишком его арки похожи на мощные своды в духе сталинского ампира.
Как консольная архитектура побеждает гравитацию
20.07.2018 / 17.07.2018,
Журнал berlogos

Как консольная архитектура побеждает гравитацию

Прочное основание с одной стороны и парящая в воздухе конструкция с другой — консольная архитектура всегда находится в поиске структурного баланса. Такие драматичные формы сегодня используют одинаково успешно и для музеев современного искусства, и для загородных домов.
5 самых красивых особняков императорского Петербурга, о которых вы еще не слышали
19.07.2018 / 19.07.2018,
Собака.ru

5 самых красивых особняков императорского Петербурга, о которых вы еще не слышали

Наш город – настоящая сокровищница чудом уцелевших во время революций и блокады шедевров архитектуры. С помощью блогера и руфера Никиты Мурузина мы составили гид по самым роскошным зданиям Петербурга, в которых на протяжении нескольких веков сохраняется старинная живопись на стенах, лепнина, скульптуры и камины.