RSS
Проект Балтия № 5 (04/2008) Проект Балтия № 5 (04/2008)

Проект Балтия № 5 (04/2008)

информация:

В книге воспоминаний немецкого архитектора Рудольфа Волтерса «Специалист в Сибири» молодой профессионал, прибывший в 1932 году в Новосибирск для участия в строительстве коммунистического города, обнаруживает невероятный хаос и бедность, и единственной постройкой, которую он находит содержащейся в чистоте и приличном состоянии, оказывается «Германский консулат». Немцы и присоединенные к ним в этом «немецком номере» австрийцы – патентованные «экспортеры порядка». Регулярность, четкость, основательность, – черты, свойственные данной культуре как 100 лет назад, так и сегодня. Будь это традиционализм или неомодернизм, мы найдем в них неизменное «немецкое качество», однако посвятить выпуск журнала «Проект Балтия» немецкому влиянию мы решили не только потому, что высоко ценим качество германских проектов и построек в нашем регионе. Представляется, что процесс интеграции немецкой, балтийской и российской архитектуры выходит сегодня на новый уровень. Глобализация и присоединение Прибалтики к Евросоюзу здесь ни при чем. Важнейшую роль играют личности: Сергей Чобан как проводник влияния немецкой архитектурно-строительной культуры в России (с. 28) и Майнхард фон Геркан – в Латвии (с. 53). Вольно или невольно, но оба они тянут за собой и других немцев: в Петербурге проектируют Кристоф Лангхоф и Манфред Ортнер, в Латвии – Behnisch Architekten и Гюнтер Шаллер.
Мейнстрим немецкой архитектуры, взращенный на опыте реконструкции Берлина, – это модернизм, усвоивший градостроительные уроки постмодерна. Не удивительно, что на страницах номера примеров традиционализма, за исключением предложений студии Krier – Kohl для Петербурга (с. 49), мы не найдем. Да и этот проект скорее пропагандирует необуржуазные ценности, бидермейеровский уют, чем апеллирует к наследию великих зодчих Германии, алкавших стиля «совершенного в своей чистоте» (Карл Фридрих Шинкель). Между тем визионерский проект молодого петербуржца Александра Стругача для Черняховска (бывший прусский Инстербург) недвусмысленно утверждает эклектическую природу сегодняшней культуры и важность регистрации, приятия и синтеза всех традиций, воспоминаний и референций. Значимость сохранения исторической памяти подчеркивает и исследование малоизвестного архитектурного наследия Ганса Шаруна в том же Черняховске, предпринятое Дмитрием Сухиным (с. 73). Вероятно, скорее, чем жилмассивы Шаруна, процесс реальной регенерации ожидает фабрику «Красное знамя» Эриха Мендельсона в Петербурге (с. 83). Здание, возведенное в 1930-х годах «иностранным специалистом», возможно, трансформируется в арт-площадку международного масштаба, и это отлично продемонстрирует, что нынешняя волна немецкого влияния неслучайна и базируется на прочном и основательном фундаменте сделанного на Балтике прошлыми поколениями германских зодчих.

In the memoirs of the German architect Rudolf Wolters, “A Specialist in Siberia”, this young professional who came to Novosibirsk in 1932 to take part in building a Communist city finds incredible chaos and poverty, and the only building he finds which is clean and in decent condition is the German consulate. Germans and Austrians, who are also discussed in this “German issue” are patented “exporters of order”. Regularity, precision and thoroughness – these are the features that are characteristic for this culture both 100 years ago and today. Whether it is traditionalism or neo-modernism, we find unchanged “German quality” in them, but we decided to devote this issue of Project Baltia to German influence not only because we highly value the quality of German projects and buildings in our region. We believe that the integration process of German, Baltic and Russian architecture is now moving to a new level. Globalisation and the accession of the Baltic States to the European Union has nothing to do with it. It's personalities that are important: Sergei Choban has brought the influence of German architectural and building culture to Russia (p. 28) and Manfred von Gerkan to Latvia (p. 53). Willingly or not, they bring other Germans with them: Christoph Langhof and Manfred Ortner in St. Petersburg, and Behnish Architekten and Gunter Schaller in Latvia.
The mainstream of German architecture, cultivated on the experience of the reconstruction of Berlin, is modernism which has absorbed the town-planning lessons of post-modernism. It is no surprise that we don’t find any traditionalism in the pages of this magazine, with the exception of the proposal from Krier – Kohl for St. Petersburg (p. 49). And this project rather advocates neo-bourgeois values, Biedermeier comfort, than appealing to the legacy of the great architects of Germany, who desired a style that was “perfect in its purity” (Karl Friedrich Schinkel). At the same time, the visionary project of the young Petersburger Alexander Strugach for Chernyakhovsk (the former Prussian Insterburg) clearly confirms the eclectic nature of modern culture and the important of the registration, acceptance and synthesis of all traditions, memories and references. The importance of preserving historical memory is also stressed by the study of the little-known architectural legacy of Hans Scharoun in Chernyakhovsk, which has been undertaken by Dmitry Sukhin (p. 73).  However, it is more likely that a process of real regeneration can be expected for the Krasnoe Znamya factory by Erich Mendelsohn in St. Petersburg (p. 83). This building erected in the 1930s by a "foreign specialist" may be transformed into an art space of international importance, and this clearly shows that the current wave of German influence is no coincidence, and is based on a firm and sound foundation created in the Baltic by previous generations of German architects.

http://www.projectbaltia.com/

оглавление:

События 6

Deutsche welle 17

Иван Чечот. Причудливое? Скучное? Устрашающее? Немецкая архитектура на Балтике 18

Кирилл Асс. Берлин. Кварталы уныния  24

Проекция 27

Сергей Чобан: Стать Фостером? 28

Манфред Ортнер: «Реагировать. Не приспосабливаться»  32

Кристоф Лангхоф: «Мы верим, что город важнее отдельного здания»  34

Владимир Фролов. «Немецкая» набережная» 36

ru. nps tchoban voss / «Евгений Герасимов и партнеры». Жилой комплекс «Дом у моря», Санкт-Петербург 42

ru. Meuser Architekten. Временное офисное здание генерального консульства Германии, Калининград 46

ru. Krier – Kohl Architekten. Конкурсный проект застройки квартала 9 жилого района в Юнтолово, Санкт-Петербург 49

Гюнтер Шаллер: «Устойчивость усиливает немецкий архитектурный экспорт»  52 

Анита Антенишке. Майнхард фон Геркан в Латвии: больше чем иностранный архитектор 53

lv. gmp. Жилой дом Bellevue, Юрмала  56

lv. gmp. Проект офисного комплекса «Цитадель», Рига  58

lv. Behnisch Architekten. Проект Вентспилсского концертного зала 60

Реакция  63

Данияр Юсупов. Ueber Alles Inshallah 64

Анна Брунов: «В архитектуре высшее качество – всегда высшее качество»  52

lt. Снигуоле Стрипиниене. Реконструкция фрагмента припортовой территории Клайпеды под мультифункциональный комплекс 67

ru. Александр Стругач. Проект мемориального музея «Мемориум», Черняховск 70

Дмитрий Сухин. Восточная Пруссия: изобретая провинцию наново 73
Дискуссия 79

Как сохранять наследие архитектурного авангарда России и Германии?
Маргарита Штиглиц: «У России и Германии общие проблемы» 80

Игорь Бурдинский: «Наша задача – защищать на деле, а не на словах» 83
Михаэль Фрейтаг: «Без появления новой функции никакой памятник жить не будет» 85

Алекс Дилль. Ленинградский авангард. От депрессии к оптимизму 87
Лаборатория дизайна 89

fi. koko3. Офис компании Fake Graphics, Хельсинки 90

lt. PUC_Platform. Павильон Kultflux, Вильнюс 94

ee. Head arhitektid. Вилла Lokaator, Палдиски 96

lv. Ark-House. Вилла Pinia, Юрмала 99

ru. SHH. Интерьер чайной, Санкт-Петербург 103

Технология и дизайн 113

Каталог 118

http://www.projectbaltia.com/


 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.