RSS
Проект Балтия № 3 (02/2008) Проект Балтия № 3 (02/2008)

Проект Балтия № 3 (02/2008)

информация:

Феномен мультифункциональности ассоциируется с жизнью в будущем. кажется, как в одной телерекламе, где в течение дня некое заведение превращалось из кафе в офис, а потом в бутик, архитектура вскоре станет трансформером, постоянно подстраивающимся под нужды пользователей. ультрасовременные заведения с параллельным сосуществованием и последовательной сменой функций уже стали частью реальности (С. 73). Кроме чисто экономической составляющей в них есть и этическая, основанная на растущей необходимости экономии энергии и ресурсов (с. 21). Эти островки новой, по-своему прекрасной жизни все же пока редкость. наиболее распространенный тип многофункционального комплекса в наше время – торгово-развлекательный центр. Огромные «коробки» без окон, чьи фасады служат лишь экранами для рекламных объявлений, сулят посетителям море удовольствий и полезных товаров. обычно такие ТРЦ встречаются на периферии, однако проникают они и в центр города (с. 42). многообразие функций – залог длительного пребывания посетителя в них, а значит – вне города и вне дома. именно с этими двумя институциями ведет борьбу торгово-развлекательный центр, превращая первый в транзитное и техническое пространство, а второй – в место исключительно для сна.
Чтобы противостоять мощному воздействию этих цитаделей общества потребления, другие традиционные типологии, такие, как жилье и офисы, вынуждены использовать сходную стратегию, дополняя свое естественное назначение множеством других услуг и опций (с. 23). В результате город превращается в арену ожесточенной борьбы различных мультифункциональных комплексов, все более сходных друг с другом и сохраняющих название (торговый, жилой, офисный и т. п.) только ради минимальной идентификации. вспоминаются ненавидящие друг друга средневековые фамильные замки...
Возведение муниципалитетами некоммерческих центров открытой функции не дает положительных результатов, – публика их попросту игнорирует (с. 40). Остановить процесс убывания публичных пространств оказывается возможным путем более сложных стратегий, участниками которых становятся культура и бизнес (с. 56, 64). Постмодернисты в 1970-х, а за ними американские «новые урбанисты» в 1990-х годах написали ряд деклараций, указывая на неперспективность модели города, состоящего из монофункциональных зон, в которую долгое время верили последователи афинской хартии. американцы особо настаивали на коммерческой эффективности традиционного города – города пешехода.
Проект реконструкции Апраксина двора в Петербурге (с. 46) может служить одним из примеров мультифункционального образования подобного типа. его реализация, кажется, не грозит превратить старый и очень живой рынок в мертвенную торгово-развлекательную зону, выключенную из реального пространства и создающую мир, аналогичный тому, где обитал герой «Шоу Трумана».


The multifunctional phenomenon associates with a life in the future. It seems that, like in the TV commercial where in the space of one day a certain place turns from a cafe into an office and then a boutique, architecture will soon become transformable, constantly adapting to the needs of its users. Ultra-modern establishments with the simultaneous coexistence and consecutive interchange of functions are already a reality (p. 73). Apart from economic motivations there are also ethical ones, based on the growing need to save energy and resources (p. 21). But these islets of a new, in it’s own way beautiful, kind of life are still a rarity. The most widespread type of multifunctional complex of our time is the shopping and entertainment centre. Huge windowless boxes, whose facades only serve as screens for advertising, promise the visitor a sea of delights and useful merchandise. Usually these kinds of complexes are encountered on the periphery, but sometimes they sneak into the centre too (p. 42). A variety of functions is the key to ensuring your visitor stays for longer in the complex, and thus  away from home and the city. It is these two institutions which the shopping and entertainment centre is battling, turning the former into a place exclusively for sleeping, and the latter into a transit zone.
In order to resist the overpowering influence of these consumer citadels other traditional typologies such as housing and offices are obliged to use similar strategies, supplementing their intrinsic purpose with an array of additional services and options (pp. 23). As a result the city becomes the battleground of fierce competition between various multifunctional complexes, increasingly similar to each other, and only keeping their original names (trade, office, housing etc.) for the sake of some minimal identification. It calls to mind feuding medieval family castles… The erection of non-commercial centres of an open function by municipalities doesn’t reap any positive results – the public simply ignores them (p. 40). It needs more complex approaches to halt the diminution of public spaces, culture and business become involved (pp. 56, 64). Postmodernists in the 1970s, and following them American ‘New Urbanists’ in the 1990s wrote a series of declarations pointing out the constricted nature of an urban model split into monofunctional zones, a model so long followed by believers in the ‘Athens Charter’. Americans were particularly insitent on the commercial effectiveness of a traditional city – the city of the pedestrian.
The project to reconstruct Apraksin Dvor in St. Petersburg (p. 46) can be an example of such a multifunctional formation. Its realization it seems, doesn’t put an old and very lively market in danger of becoming a deadened shopping and entertainment zone, removed from real space and creating a world analogous to the dwelling of the ‘Truman Show’ hero.

http://www.projectbaltia.com/


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.