Проект Россия № 54 декабрь 2009 Проект Россия № 54 декабрь 2009

Проект Россия № 54 декабрь 2009

информация:

54-й номер журнала «Проект Россия» сфокусирован не на ландшафтной архитектуре, а на ландшафте вообще. Это требует некоторых пояснений. Первое из них касается самого понятия ландшафт. Его толкованию посвящены беседы с известными специалистами по данному вопросу: географом Владимиром Каганским и архитектором Евгением Ассом. Каганский приходит к выводу, что ландшафт – это такое пространство, где качество доминирует над количеством, а формы над формулами. Асс говорит о родственности иноязычного слова «ландшафт» с русским словом «местность», которое, по мысли архитектора, подразумевает не просто территорию в пространстве, но территорию, которая понимается как «объект поэтической и философской рефлексии, как источник культурных содержаний, как то, с чем мы себя ассоциируем».
Развитие этой темы приводит к идее «ландшафтного подхода» – такой оптики профессионального видения, которая подразумевает гармоничное сосуществование архитектуры и природы, рассматривает их «нераздельно и неслиянно» – как части одного смыслового и пространственного целого. Поискам примеров такого подхода посвящены проектно-объектные разделы журнала, где размышления о взаимоотношениях природы и города, природы и новых загородных домов иллюстрируются работами Юрия Григоряна, «архитекторов асс», Антона Мосина, художника Александра Константинова и др. Тематический блок дополняют традиционные разделы «Тексты» и «Монитор», которые в этот раз сфокусированы на ландшафте, а также тетрадка посвященная плавучим (опять же ландшафтным) объектам группы «Поледизайн» (Савинкин/Кузьмин).
Важное место в журнале занимает публикация, посвященная 100-летию знаменитого советского архитектора Леонида Павлова, крупнейшей фигуры отечественного зодчества 1950–1980-х гг. Статьи о Павлове, человеке и художнике, написанные Лией Павловой, Феликсом Новиковым, Александром Волчком и Владимиром Седовым, дополняются обстоятельным материалом об объектах и проектах мастера.

 

Культуре постмодерна органически присуще многообразие, так же как и понятию «ландшафт». Неудивительно, что это слово сейчас столь популярно. Согласно Джеймсу Корнеру, знаменитому американскому ландшафтному архитектору, всеобщим вниманием это понятие и связанные с ним дисциплины обязаны главным образом трем вещам: росту озабоченности состоянием окружающей среды и активному накоплению знаний об экологии в глобальном масштабе; развитию туризма и обусловленному им стремлению различных мест сохранять неповторимую идентичность; влиянию процесса массированного расползания городов (1). Понятие ландшафт при этом приобретает расширительное толкование: оно уже не замыкается на «видимом наполнении территорий», но подразумевает «конфликтное взаимодействие между жизнедеятельностью людей и средой, включая физические, гуманитарные, культурные, социальные и экономические аспекты» (2). Соответственно, распространяются и новые подходы. Выделим два из них: концепцию «третьего ландшафта» и ландшафтный урбанизм.

«Третий ландшафт» постулирован и теоретизирован французским садоводом и мыслителем Жилем Клеманом. Этот подход сфокусирован на местах, оставленных людьми или вообще нетронутых ими. Такие места, согласно Клеману, способны образовать «депозитарий» планетарного масштаба для сохранения многообразия фауны и флоры (3).

Ландшафтный урбанизм – порождение англо-саксонской школы проектирования. Ландшафтная архитектура становится здесь моделью для градоустройства: интересы проектировщиков смещаются от объектов к процессам, когда «ландшафт, а не архитектура выступает в качестве базового материала, из которого создается современный город» (4).

Ландшафтные метафоры, «ландшафтный подход» пронизывают и непосредственно архитектуру. Многие архитекторы стремятся рассматривать в комплексе понятия рукотворного и открытого пространства, фигуры и фона, интерьера и экстерьера, часто упраздняя или размывая границы между ними. Среди громадного количества примеров зданий, отражающих подобные идеи, назовем Музей на набережной Бранли в Париже Жана Нувеля, Кунстхал в Роттердаме ОМА и Тейт Модерн Херцога и де Мерона.

Бурные дискуссии на Западе сопровождаются преобразованиями огромных территорий в России, которые производятся без какого-либо осмысления понятия ландшафт. Показательно, что самые проницательные тексты на эту тему написаны у нас географами и антропологами, а не архитекторами и урбанистами. Упомянем в первую очередь работы Владимира Каганского и Бориса Родомана, а также Вячеслава Глазычева, представляющего редкое исключение в архитектурном цехе.

В советское время, утверждает Каганский, ландшафты страны рассматривались исключительно с точки зрения своего производственного потенциала. Советское пространство было монофункционально, подчинено узко направленному прагматизму – достижению таких целей, как, скажем, повышение урожайности зерна, разведка и добыча полезных ископаемых, создание системы гидроэнергетики и проч. Качество и разнообразие приносились в жертву соображениям размера и числа. Каганский отмечает, что СССР был ареной масштабных преобразований, огромной стройплощадкой, на развалинах которой мы сейчас живем. Отечественные архитекторы и планировщики почему-то крайне редко задаются вопросом о потенциле этих «развалин», крайне редко нащупывают какие-то разумные формы работы с ними. Строительство обычно ведется будто в чистом поле, здания попросту водружаются на землю – пустоши вокруг никого не волнуют. Российские архитекторы выработали более-менее внятную повестку дня, касающуюся вопросов проектирования и строительства отдельных объектов, однако применительно к открытым пространствам этого не произошло. А ведь в стране имеется огромное количество не освоенных строительством земель, и этот факт никак не осмысляется профессионалами. Побудить архитекторов к таким раздумьям и призван наш номер.

(1) J. Corner, Terra Fluxus, in The Landscape Urbanism Reader, New York: Princeton Architectural Press, 2005, p. 23.
(2) P. Nicolin, F. Repishti, Dictionary of Today's Landscape Designers, Milan: Skira, p. 11.
(3) См. подробно: Пi17. С. 151–156.
(4) C.Waldheim, A Reference Manifesto, in The Landscape Urbanism Reader, New York: Princeton Architectural Press, 2005, p. 11.

Екатерина Головатюк, приглашенный редактор

оглавление:

НОВОСТИ

Юрий Волчок. Памяти Елены Никулиной
Алексей Муратов. Памяти Дмитрия Гейченко
Елена Гонсалес. Памяти Давида Саркисяна
Барт Голдхоорн. Ждем заявки на Биеннале
Дмитрий Швидковский. Сэр Джеффри Джелико и душа российского ландшафта
Коротко
Анна Кирикова. «Охта-центр»: Взгляд из Петербурга
Елена Петухова. Типологии нового поколения
Алексей Муратов. «Зодчество» стало стройнее
Елена Петухова. Саморегулируемая воля
Наталия Татунашвили. В поисках рецептов
Александр Ложкин. Зеленый Звени-город
Марк Меерович. От творчества к производству


ЛЕОНИД ПАВЛОВ

Анна Броновицкая. От куратора
Лия Павлова. Путь мастера
Феликс Новиков. Трудный год Леонида Павлова
Юрий Волчок. Палитра архитектора Л. Н. Павлова
Владимир Седов. Шесть стилей одного архитектора
Постройки Леонида Павлова
Павлов об архитектуре


ЛАНДШАФТ

Екатерина Головатюк. От редактора
Беседы о ландшафте: на вопросы ПР отвечают Евгений Асс и Владимир Каганскиий


ЛАНДШАФТНЫЙ УРБАНИЗМ

Анна Бокова. Landscape urbanism: Как это по-русски?
Группа дипломников МАРХИ (рук. Ю. Григорян, А. Павлова) Зеленая река
SVESMI Пояс верности
архитекторы асс Новый район в Краснодаре


ДОМ-АВТОНОМ

Барт Голдхоорн, Елена Гонсалес. Дом-автоном/Дача XXI века: Итоги архитектурного конкурса
Алексей Афоничкин, Денис Пожидаев, Валерий Грубов Дом-землянка
Александр Пономарев Дом-скворечник
Иван Зверьков Дом на склоне
Елена Брижеватая Дом-автоном
Ольга Косова, Павел Исаев Дом-печка
Евгений Мавринский _In_sky_
Евгения Репина, Наталия Кужлиева Второй дом – второй город
Никита Богачкин Дом-автоном
Юлия Шевцова Дом 3
Оскар Мадера, Екатерина Васильева 35:48:16
Марсель Фазлыев Дом-трансформер
Наталия Воинова, Илья Мукосей, Артемий Стаборовский Дом-самогон
Евгений Жабрев Дом
Елена Бышина Дом в пойме


ЗАБОРЫ

Сергей Куликов. В тени забора

Евгений Асс «Забор»

Заборы Александра Константинова

Артемий Стаборовский Дом для себя


ЗАГОРОД АНТОНА МОСИНА

Алексей Муратов. Антон Мосин: архитектор в подмосковном ландшафте
Мосин и партнеры, Проект Меганом Поселок «Любушкин хутор» (Evergreen)
Мосин и партнеры, Проект Меганом Поселок «Никольская слобода»
Мосин и партнеры Частный дом в Подмосковье
Мосин и партнеры Дом в поселке «Никольская слобода»


ТЕКСТЫ

Сергей Ситар. Русский ландшафт и европейское технологическое слияние с природой

Александр Ложкин. Покорение географии

Илья Мукосей. Месть биосферы

Андрей Иванов. Архитектор над городом

 

МОНИТОР


«РЫБА» ПОНЕВОЛЕ...

Савинкин/Кузьмин Проекты и объекты на воде 2001–2009


ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

КАТАЛОГ

 

http://prorus.ru/pr/pr.htm


статьи:

  • 12.03.2010
  • Ольга Орлова // Проект Россия № 54

Ольга Орлова - Юрий Аввакумов

Интервью с архитектором Юрием Аввакумовым о новой должности куратора на фестивале "Зодчество".

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе

Пекинская студия Vector Architects переделала заброшенный комплекс 1960-х годов, в котором производили сахар из сахарного тростника, в современную гостиницу. Уже существовавшие в этом месте образцы промышленной архитектуры дополнили громоздкими конструкциями из камня и бамбука, призванными визуально объединять здания.
Асфальт против плитки
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Асфальт против плитки

Ремонт Лесной улицы в Москве.
Три древнерусских храма в Смоленске
13.12.2017 / 13.12.2017,
arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»)

Три древнерусских храма в Смоленске

Три религиозных постройки: церкви Петра и Павла и Архангела Михаила, построенные в 12 веке, и церковь Иоанна Богослова, датируемая 1773 годом.