- 30.01.2010
- Евгения Гершкович // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
оглавление:
Оглавление
6
SOS
Вл.В. Седов
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Каменных Полянах
8
Актуальные проблемы
Григорий Ревзин
Петербург 2009. Победа над городом
15
Григорий Ревзин
Универмаг «Мариинский». КБ ВиПС обходит всех
19
Григорий Ревзин
Люди-дикари. Новый виток Газпромскреба
22
Григорий Ревзин
План без плана. Генплан Москвы как документ раннего феодализма
26
Вызов
Бернар Чуми
Музей Акрополя в Афинах
28
Евгения Гершкович
Условия имеются
34
Григорий Ревзин
Vis-à-vis
38
Ответ
Владимир Седов
Тесейон
44
Владимир Седов
Александровский дворец в Царском Селе
50
Оксана Рудченко
Московские высотки
58
Здесь/постройка
Михаил Хазанов
Офисное здание в Гагаринском переулке. Реставрация и новое строительство
Владимир Седов
Умножение отражений
67
Максим Атаянц
Частный дом в Лисьем Носу
Григорий Ревзин
Античность на будущее
77
Здесь/проект
Юрий Григорян
Проект дома в Тель-Авиве
Григорий Ревзин
Стена как проблема
84
Путешествие
Владимир Седов
Апулия: Архитектура победившего Запада
102
Школа
Александр Рябский
Мауро Кодусси. Венецианский архитектор раннего Ренессанса
118
Карен Бальян
Арка Чаренца
122
Культура
Сергей Агеев
От Композиции №224 к Пантеону
http://projectclassica.ru/culture/29_2009/2009_29_01.htm
статьи:
- 16.12.2009
- Григорий Ревзин // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Vis-a-vis
Музей Чуми сам по себе, на мой взгляд, предсказуемое поражение. Победить Акрополь и создать что-то адекватное ему – безнадежная задача. Афины наполнены такими поражениями – от Национального археологического музея до Олимпийского дворца. Каждый раз одна и та же логика. Акрополь – предмет грандиозной мифологии, соседство с ним раздразнивает на нечто пафосное, потом оказывается, что никакой пафос соседствовать с этим, с началом всех начал, неспособен.- 16.12.2009
- Владимир Седов // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Тесейон
Этот великолепный храм, осколок античных Афин, стоит внизу, под Акрополем. Он виден оттуда сверху, выделяясь своим четким продолговатым объемом среди зелени и невысоких развалин Агоры, рыночной площади античного города. В пределах обширного пространства самой Агоры храм выделяется еще и тем, что стоит на возвышенности, на особой «ступеньке», поднимаясь над окружающей местностью, когда-то густо заставленной торговыми помещениями, храмами и алтарями, а теперь представляющей археологический парк, место скорее элегическое, чем деловое. Особенно показателен взгляд с запада, когда Тесейон накладывается на основание Акрополя, а над ним господствует величественный и похожий силуэт Парфенона.- 16.12.2009
- Владимир Седов // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Александровский дворец в Царском Селе
Отойдя на сто-двести метров от пышущего душевным здоровьем и роскошью Большого дворца Царского Села можно попасть в иные миры: в парк с прудами и павильонами или в Китайскую деревню с восточными причудами. Но еще удивительнее короткое путешествие в Александровский парк с Александровским дворцом в центре. Здесь путешественник «выпадает» из основного мифа Царского Села и попадает во что-то другое: пейзажный парк лишен прихотливости, он составляет как будто только зеленую «оболочку» для величественного дворца правильной, возвышенной архитектуры, в котором все подчинено неоклассическому вкусу и одной, имперской, идее.- 16.12.2009
- Оксана Рудченко // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Московские высотки
Московские высотки – первое, что приходит в голову при словах «сталинская архитектура», высотные здания прочно ассоциируются с этим условным термином, наполняя его реальностью своего существования, смыслом своего художественного образа. Возникшие в течение пяти послевоенных лет, они стали общепринятым символом всей сталинской эпохи, самой наглядной иллюстрацией ее эстетических и идеологических принципов и поэтому весьма удобным объектом любых попыток культурологического анализа. Это нельзя счесть случайностью, ибо именно так все и было задумано.- 16.12.2009
- Владимир Седов // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Каменных Полянах
Этот храм найти довольно затруднительно: он и так расположен далеко, в Лужском районе Ленинградской области недалеко от деревни Мошковы Поляны, но еще его скрывают заросли борщевика – так что его почти не видно ни с дороги, ни с ближних подступов. Памятник находится в аварийном состоянии: у него нет кровли, своды его или провалились, или скоро могут упасть, в стенах трещины.- 16.12.2009
- Григорий Ревзин // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Петербург 2009. Победа над городом
Я вышел на Адмиралтейскую набережную с желанием получить привычное удовольствие от архитектурного вида. Не получилось. Нет, вид по-прежнему был неплохим, но за дворцами первого плана выросло. Справа, замыкая перспективу Петровской набережной, за шпилем Петропавловки вылезало вверх серое, грязно-стеклянное, с пародийным шпилем, и рядом с ним – вторая стеклянная гора. Потом я узнал, что это комплекс «Монблан», построенный старейшим и заслуженнейшим архитектором Санкт-Петербурга Тимофеем Садовским, с 80-летием которого совпало открытие петербургского филиала Международной академии.- 16.12.2009
- Григорий Ревзин // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Универмаг «Мариинский». КБ ВиПС обходит всех
Меня позвали в члены тендерной комиссии по Мариинскому театру. Большая честь, и одно дело – критиковать со стороны, а другое – понять живое дело изнутри. Я уже столько раз слышал эту фразу и у нас, и даже от одного зарубежного начальника, что решил поверить. И вот я сидел на заключительном заседании этой тендерной комиссии, выбравшей проектировщиком «КБ высотных и подземных сооружений» в соавторстве с канадской фирмой Diamond & Schmitt Architects, слушал речь министра культуры Александра Авдеева и думал, как же так вышло.- 16.12.2009
- Григорий Ревзин // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Люди-дикари. Новый виток Газпромскреба
Газпром пригласил меня познакомиться с проектом «Охта-центра». Я честно сказал, что уже знаком. Это случилось после того, как правительство Санкт-Петербурга утвердило проект, а министр культуры Александр Авдеев обратился в прокуратуру. У меня, как и у него, было отрицательное мнение, и я это отрицательное мнение неоднократно высказывал.- 16.12.2009
- Григорий Ревзин // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
План без плана. Генплан Москвы как документ раннего феодализма
Москва опять принимает генеральный план. Дело серьезное. По Градостроительному кодексу генплан (собственно, даже не он, а правила землепользования, которые в Москве собираются утверждать на его основе) может быть принят только после обсуждения с жителями. А если не принять его до 2010 года, Генпрокуратура имеет право запрещать любое строительство в Москве как незаконное. 19 августа 2009 года закончился прием замечаний жителей по Генеральному плану Москвы до 2025 года.- 16.12.2009
- Владимир Седов // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Умножение отражений
В Гагаринском переулке стоит одноэтажный деревянный домик, покрытый штукатуркой с эклектическим декором середины XIX в. Домику нет цены. И потому, что он один из немногих доживших до нашего времени московских старожилов (1820-е годы, это только сруб), и потому, что он наполнен историческими воспоминаниями: в нем в 1867–1879 гг. жил вернувшийся из Сибири декабрист П. Н. Свистунов (его посещал Лев Толстой, при Свистунове, вероятно, появилась лепнина на фасадах особняка), в нем с 1913 по 1947 г. жил знаменитый архитектор А. В. Щусев.- 16.12.2009
- Григорий Ревзин // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Античность на будущее
Тогда, в проекте, была литература. Замысел дома был своего рода фабулой романа из параллельной истории – будто бы римская цивилизация дошла до Балтики, и вот перед нами дом гиперборейского прокуратора. Он строит себе дом кирпичный, местными силами и из местных материалов, но в своей родной Италии заказывает единственный мраморный портик, который везут морем и приставляют к его дому. И весь дом оказывается своего рода реликварием для этой заморской диковины. Нужно было представить себе, как бы это было, как выглядела бы эта первая попытка выстроить Рим у Невы.- 16.12.2009
- Григорий Ревзин // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Стена как проблема
Инсталляция Юрия Григоряна «Роддом» в церкви Сан-Стае стала одним из главных событий Венецианской архитектурной биеннале 2008. Напомню, выстроена она была как своего рода рождественский вертеп – маленький домик, все стены которого были в круглых дырках, составлявших своего рода орнамент, заглянув в некоторые из них, можно было увидеть зародыши будущих архитектурных идей (замысел зародышей принадлежал знаменитому куратору Юрию Аввакумову). Свет лился из всех отверстий и создавал ощущение, что дом выстроен из света и тени.- 16.12.2009
- Владимир Седов // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Апулия: Архитектура победившего Запада
Апулия, или Пулья, как ее сейчас называют итальянцы, расположена на юго-востоке итальянского «сапога», эта провинция составляет его «каблук». Земли Апулии обращены к Адриатическому морю, только небольшая их часть выходит к морю Ионическому – в Тарентском заливе. Большую часть территории занимают плодородные долины и холмы, все более повышающиеся к западу и северу, где провинция граничит с Базиликатой и Кампаньей.- 16.12.2009
- Александр Рябский // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Мауро Кодусси. Венецианский архитектор раннего Ренессанса
Рядом с Венецией, чуть севернее самого города, располагается небольшой остров Сан-Микеле, который сейчас является городским кладбищем. С набережной Фондамента Нуове очень хорошо видны стены из красного кирпича с белыми каменными деталями – архитектурный опус второй половины XIX века на тему венецианской готики. Невысокая красная горизонталь стены опоясывает квадратный остров практически по всему периметру.- 16.12.2009
- Карен Бальян // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
Арка Чаренца
Исполнилось 100 лет народному архитектору СССР Рафаэлу Саркисовичу Исраеляну. Его необычайно талантливые произведения отличались редким качеством – современные, они были одновременно глубоко национальными. Вот один из подобных примеров.- 16.12.2009
- Сергей Агеев // Проект Классика XXIX-MMIX, 16.12.2009
От Композиции №224 к Пантеону
Мысль, что архитектурные планы красивы и могут стать темой, отчаянно не нова. Диапазон от римского Мраморного плана и Пиранези до современных образцов map painting. Броские картины Якоб Кнапп, безусловно, современны и в то же время неизбежно вызывают в памяти то живописные планы эпохи Возрождения, то проектную графику классицизма, что-то из Шинкеля или фантазий Джозефа Гэнди.Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
Блог архитектора Александра Антоненко