RSS
Проект International № 23 Проект International № 23

Проект International № 23

информация:

  • тема номера:
    Фестиваль современной архитектуры Нидерландов "уDUTCHная АРХИТЕКТУРА"
  • страница издания на Архи.ру:
    Проект International

Первый Фестиваль современной голландской архитектуры в Москве – это предъявление российскому зрителю высочайшей профессиональной культуры формирования жизненной среды, в которой метод всегда идет впереди индивидуальных решений того или иного мастера. Профессия архитектора чрезвычайно важна в Нидерландах. И общество, и власть понимают, что именно архитекторы играют ключевую роль в планировании коллективного будущего. Поэтому архитекторов внимательно слушают, стремятся к диалогу с ними. В свою очередь голландские архитекторы отличаются стремлением влиять на организацию социальных процессов – они очень развернуты к обществу.

Представляется, что архитектура Нидерландов стоит особняком в международном контексте. Если мировой мейнстрим, по крайней мере, вплоть до недавнего времени был отмечен фетишизацией произведения архитектуры, приматом уникальных и дорогих символических объектов, то в проектной идеологии голландцев форма никогда не рассматривалась как самоцель. Архитектурное проектирование всегда отличалось комплексным подходом к решению задач организации жизненного пространства. Форма здесь появляется как результат концептуально-аналитического процесса и поиска оптимального решения, как слепок или «упаковка» структуры, которая складывается по мере увязывания всех параметров, в том числе культурных запросов современного человека. За каждым истинно голландским проектом стоит внимательное изучение предмета и идея, не нуждающаяся в доказательстве ее практической значимости для общества. В противном случае реализация проекта невозможна. Конечно, архитектура Нидерландов многообразна. В ней можно уловить и тяготение к общемировому тренду. Например, творчество таких признанных мастеров, как Бен ван Беркель, Вил Аретс или Ларс Спайбрук, с нашей точки зрения, выглядит скорее «интернациональным», чем «истинно голландским» – именно в силу нацеленности этих архитекторов на создание исключительных объектов, городских «икон», формальное совершенство которых возвышает их над окружающим контекстом.

В рамках проекта «уDUTCHная архитектура» представлен срез профессиональной деятельности тех архитекторов, творчество которых бесспорно отмечено истинно голландскими качествами: стремлением работать над перспективами развития, а не над отдельными объектами; направленностью не только и не столько на строительство зданий, сколько на организацию социальных процессов; повышенной профессиональной ответственностью за гармоничное и «умное» развитие жизненной среды; отношением к архитектурному проектированию как к исследовательскому процессу. Архитектура для них не является способом самовыражения или инструментом строительства принципиально нового мира. Они заняты критическим осмыслением существующего пространства и поиском инновационных способов его усовершенствования. Совокупность этих качеств позволяет говорить о новой ступени развития «голландской школы», самым непосредственным образом связанной с деятельностью и личностью Рема Колхааса.

Не подлежит сомнению, что именно Рем Колхаас окончательно утвердил в Голландии концептуальный подход к проектированию, при котором исследование становится необходимой основой и предпосылкой для формирования проектной концепции. Следующие за ним поколения архитекторов значительно продвинули проектный метод в этом направлении. Их профессиональная деятельность подразумевает все более широкое взаимодействие не только со специалистами смежных профессий, но и с самыми широкими кругами голландского общества. Занятия архитектурным проектированием они сопровождают выпуском книг, фильмов, игр, публикациями, открытыми дебатами. Все это сообщает «архитектурному проекту» статус значимого общественно-культурного события, делает его неотъемлемой частью жизни и самосознания социума.

Многие лидеры «постколхаасовского» поколения получили в свое время опыт работы в ОМА / АМО и считают себя учениками Колхааса. Другие так или иначе соотносят свою деятельность с поднятой им планкой. Творчество этой новой генерации, собственно, и формирует тот срез современной голландской архитектуры, который находится в фокусе нашего внимания и который мы обозначили в названии фестиваля как «уDUTCHную» архитектуру, – имея в виду не только высочайшее профессиональное качество проектных решений, но и «национальную» специфику, отличающую голландскую архитектуру в международном контексте.

Для российских городов, стоящих сегодня на историческом перепутье, голландский опыт должен стать стимулом для критического осмысления собственного прошлого, настоящего и будущего, источником вдохновения для выработки новых долговременных стратегий развития, в которых внимание к частным моментам не вступает в противоречие с единством замысла.

Ирина Коробьина
куратор фестиваля «уDUTCHная архитектура», приглашенный редактор ПI, директор ЦСА

оглавление:

От редакции / От куратора 1

уDUTCHная архитектура 3
Ирина Коробьина

Пятый элемент: Современная архитектура Нидерландов 4
Ирина Коробьина

Элемент 1/ИСКУССТВЕННОСТЬ 4
West 8

Театральная площадь в Роттердаме 8
MVRDV

Жилой квартал в Ипенбурге 14
VenhoevenCS

Спортплаза «Меркатор» 22
SeARCH

Смотровая башня в Путтене 26
OTH (Ontwerpgroep Trude Hooykaas)

Офисный центр Kraanspoor 30
Ирина Коробьина

Элемент 2/ОРГАНИЧНОСТЬ 36
Renй van Zuuk Architekten

Архитектурный центр Амстердама 38

Жилой дом Block 16 42

Павильон в Розендале 48
Waterstudio.NL

Вилла на воде в Алсмере 52
ONL (Oosterhuis and Lйnбrd)

Звуковой барьер в Утрехте 54
Ирина Коробьина

Элемент 3/ПЛОТНОСТЬ 58
MVRDV

Жилой комплекс WoZoCo 60

Жилой комплекс Parkrand 64
Soeters van Edlonk Architecten

Жилой комплекс Pyramids 70
JHK Architecten

Деловой центр deBurg\deKade 74
Ирина Коробьина

Элемент 4/ОПТИМИЗАЦИЯ 80
MVRDV

Жилой комплекс Silodam 82

Трибуна The Why Factory 88
Neutelings Riedijk Architects

Жилой комплекс в Хёйзене 92

Комплекс Walterbos 96
Ирина Коробьина

Элемент 5/КОНЦЕПТ 100
MVRDV

METACITY DATATOWN 102

PIGCITY (Город свиней) 104
Happy Isles Consortium (West 8 + Svasek Hydraulics)

Счастливые острова 106
NL Architects

Virtual Realities 108

Последовательная архитектура 113
Барт Голдхоорн

Комментарий редактора 114
Оле Бауман

Последовательная архитектура 118
Van Bergen Kolpa Architecten

Парк-Супермаркет 130
2012Architecten

Вилла Велпело 134
STEALTH.unlimited

Cut for Purpose 138

Конституция переходного времени 140
MUST

Карты Нидерландов 142

Генеральный план Лакерлопена 144
Rietveld Landscape

Генерирование дюнных ландшафтов 146
ZUS (Zones Urbanes Sensibles)

Re-public 150

«Неолокализм» 152
Powerhouse Company

Дания для всех 154

Rien ne va plus 156
biq

Реконструкция района Омморд 158
Atelier Kempe Till

Жилой дом Hiphouse 162
OMA/AMO

Энергия моря 166
Onix

Комплекс с детским садом в Ставангере 170
VenhoevenCS

Спортплаза «Меркатор» 174
Интервью 177

Адриан Гёйзе: Мы сами можем создавать«природу» 179

Кас Остерхьюз: Природа подобна сложной компьютерной игре 183

Марейн Шенк: Плотность равна эффективности, помноженной на разнообразие 187

Михил Ридайк: Мы стараемся осуществить синтез множества компонентов 191

Вини Маас: Нам необходимо коллективное сознание 196

Коллекция 201


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.