Проект Россия №51 Проект Россия №51

Проект Россия №51

информация:

Тему простоты, которой посвящен наш номер, соблазнительно связать со случившимся кризисом. Но сделать это можно по-разному: как в прагматическом, так и в теоретическом ключе. В первом случае придется констатировать, что ситуация заставляет опрощаться. Теперь не до излишеств, на передний план выходит экономия – более рачительное расходование средств, в том числе выразительных и композиционных. Но и в этих условиях, дескать, можно создавать пристойные дома, на что указывают примеры из архитектурной практики… Если же стараться быть теоретичней, то, наверное, констатация станет немного другой. И основана она будет на том, что в кризис экономическая сторона бытования архитектуры утрачивает свое господство. Соответственно, на передний план должны выдвинуться иные аспекты профессии, а именно те, что связаны с ее сущностными сторонами – с архитектурой как частью культуры, как социально значимой практикой, как «синтаксисом материи» и проч. И все эти аспекты корреспондируют с темой простоты. Не в последнюю очередь это, наверное, происходит в силу того, что по ходу истории, в том числе истории архитектуры и изобразительных искусств, значение слова простота наполнилось самыми разными, порой противоположными, оттенками. Одни, к примеру, согласятся с Корбюзье, что «большое искусство просто, великие произведения просты». Другие же присоединятся к Далю, у которого «простой» значит «немудреный, не нарядный, грубоватый, без особых достоинств» и проч. Одни скажут, что простое – это обязательно нечто непридуманное, архетипическое, органично связанное с традицией и опытом. Другие парируют, что за простотой всегда должен стоять сложный комплекс идей, иначе она оборачивается или чистым производственничеством, или «салонным» формализмом. Одни заявят, что «простое» искусство по своей сути антибуржуазно, ибо противостоит всему фигуративному и декоративному – тому, что является объектом рыночных и медийных спекуляций. Другие возразят, что такое искусство не более чем декораторский авангард…Отличающая простоту многозначность суть следствие не только замечательного свойства нашей эпохи превращать любое понятие во флюгер – куда хочешь, туда и крути. Простоте, и простой форме, внутренне присуща открытость для самых разных прочтений. Более того, простая форма является удобным инструментом для проявления и прояснения важных идей. Простота позволяет обратиться к константам, игнорируя несущественные переменные. Абстрагирование и обобщение – вот два качества простоты, которые делают ее непосредственной спутницей познания. С другой стороны, простота склонна все время апеллировать к коллективности. Ее ясность, концентрированность и лаконизм являются одновременно и свидетельством стремления к идеалу, когда происходит постановка и решение общепонятных и общезначимых задач, и формой репрезентации универсальных, а значит, коллективных ценностей. «Ничто как простота, – писал Лев Толстой, – не содействует сближению людей». Формальное здесь сопрягается с социальным, а отвлеченное – с конкретным. А ведь именно на этих перекрестках появляется настоящая архитектура.
Алексей Муратов, главный редактор

оглавление:

НОВОСТИ

Дмитрий Швидковский. Охранная грамота Своду памятников России
Елена Петухова. Вести с «Титаника», или На руинах Эльдорадо
Алексей Щукин. Конец девелопмента?
Юрий Григорян. Границы
Коротко
Сергей Ситар, Елена Гонсалес. Изгнание торгующих из храма демократическими методами
Татьяна Малинина. Поляков в МУАРе
Владимир Седов. Экспозиционные почести Палладио
Екатерина Головатюк. Колхаас и Эрмитаж: модернизировать сохраняя
Дина Саттарова. Триумф демократии
Сергей Хачатуров. Сумрачность и ясность Просвещения
Ирина Шипова. Россия сегодня: глазами Филиппа Мойзера
Архитектурная мастерская «Артэ+» Административное здание на Цветном бульваре в Москве
Творческая мастерская архитектора Быкова Многофункциональный комплекс «Лобачевский Plaza» в Нижнем Новгороде
ПРОСТОТА

Алексей Муратов. От редактора
Евгений Асс. К простоте
Пьер Витторио Аурели. Less is more: К истории нефигуративной архитектуры
Александр Ермолаев. Ошевенский прорыв
Николай Лызлов. Простые сложности
ОБЪЕКТЫ И ПРОЕКТЫ

архитекторы асс Яхт-клуб на Химкинском водохранилище в Москве
архитекторы асс Торгово-деловой комплекс «Платформа» на Рублево-Успенском шоссе
архитекторы асс Эллинг в подмосковном курорте «Пирогово»
бюро «Александр Бродский» Дом у пятой лунки. Курорт «Пирогово»
бюро «Проект Меганом» Частный дом в Подмосковье
бюро «Проект Меганом» Кабанон. Проект для выставки «Персимфанс» в рамках I Московской биеннале архитектуры
бюро «Проект Меганом» Офисный центр «Эфир» в Бутиковском переулке в Москве
ТПО «Резерв» Комплекс «Авеню 77» в московском районе Чертаново
Архитектурная мастерская Лызлова Жилой комплекс на улице Орджоникидзе в Москве
Сергей Скуратов Architects Комплекс на Новоданиловской набережной в Москве
Александр Константинов. Вопрос–Ответ
Сергей Ходнев. Владимир Мартынов: Минимализм – это естественное состояние музыки
Иван Ахметьев. Прямой взгляд
МОНИТОР

Архитектурная мастерская Алексея Козыря Галерея «Цех V» в Центре современного искусства «Винзавод»
Александр Константинов Павильон «Дом под липой». Австрия
МК-Интерио Квартира в Санкт-Петербурге
Алексей Левчук Ювелирный бутик «Владимир Михайлов» в Санкт-Петербурге
Поле-Дизайн Офис компании «ЕвроКоммерц»
ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

ПРОЕКТ РОССИЯ
КАТАЛОГ

http://www.prorus.ru/pr/pr_51.htm


статьи:

  • 15.03.2009
  • Дмитрий Швидковский // Проект Россия № 51

Дмитрий Швидковский: Охранная грамота Своду памятников России

  • 15.03.2009
  • Елена Петухова // Проект Россия № 51

Вести с "Титаника", или На руинах Эльдорадо

  • 15.03.2009
  • Алексей Щукин // Проект Россия № 51

Конец девелопмента?

  • 15.03.2009
  • Юрий Григорян // Проект Россия № 51

Юрий Григорян: Границы

  • 15.03.2009
  • Сергей Ситар // Проект Россия № 51

Изгнание торгующих из храма демократическими методами

  • 15.03.2009
  • Татьяна Малинина // Проект Россия № 51

Поляков в МУАРе

  • 15.03.2009
  • Владимир Седов // Проект Россия № 51

Экспозиционные почести Палладио

  • 15.03.2009
  • Екатерина Головатюк // Проект Россия № 51

Колхаас и Эрмитаж: модернизировать сохраняя

  • 15.03.2009
  • Дина Саттарова // Проект Россия № 51

Триумф демократии

  • 15.03.2009
  • Сергей Хачатуров // Проект Россия № 51

Сумрачность и ясность Просвещения

  • 15.03.2009
  • Ирина Шипова // Проект Россия № 51

Россия сегодня: глазами Филиппа Мойзера

  • 15.03.2009
  • Анна Абдурахманова // Проект Россия № 51

Больше, чем дизайн

  • 15.03.2009
  • Анна Кирикова // Проект Россия № 51

Молодежный конкурс галереи Neuhaus

  • 15.03.2009
  • Анна Абдурахманова // Проект Россия № 51

Выставка в Кельне: прогноз на будущее

  • 15.03.2009
  • Алексей Левчук // Проект Россия № 51

Естественность как норма жизни

  • 15.03.2009
  • Елена Петухова // Проект Россия № 51

Административное здание на Цветном бульваре в Москве

  • 15.03.2009
  • Марина Игнатушко // Проект Россия № 51

Многофункциональный комплекс "Лобачевский Plaza" в Нижнем Новгороде

  • 15.03.2009
  • Евгений Асс // Проект Россия № 51

К простоте

  • 15.03.2009
  • Пьер-Витторио Аурели // Проект Россия № 51

Less is more: К истории нефигуративной архитектуры

  • 15.03.2009
  • Александр Ермолаев // Проект Россия № 51

Ошвенский прорыв

  • 15.03.2009
  • Николай Лызлов // Проект Россия № 51

Простые сложности

  • 15.03.2009
  • Алексей Муратов // Проект Россия № 51

Эллинг в подмосковном курорте "Пирогово"

  • 15.03.2009
  • Елена Гонсалес // Проект Россия № 51

Дом у пятой лунки. Курорт "Пирогово"

  • 15.03.2009
  • Алексей Муратов // Проект Россия № 51

Частный дом в Подмосковье

  • 15.03.2009
  • Алексей Муратов // Проект Россия № 51

Офисный центр "Эфир" в Бутиковском переулке в Москве

  • 15.03.2009
  • Елена Гонсалес // Проект Россия № 51

Комплекс "Авеню 77" в московском районе Чертаново

  • 15.03.2009
  • Алексей Муратов // Проект Россия № 51

Жилой комплекс на улице Орджоникидзе в Москве

  • 15.03.2009
  • Алексей Муратов // Проект Россия № 51

Офисный комплекс на Новоданиловской набережной в Москве

  • 15.03.2009
  • Алексей Муратов // Проект Россия № 51

Александр Константинов. Вопрос-ответ

  • 15.03.2009
  • // Проект Россия № 51

Прямой взгляд

  • 15.03.2009
  • Елена Гонсалес // Проект Россия № 51

Галерея "Цех V" в Центре современного искусства "Винзавод"

  • 15.03.2009
  • Елена Гонсалес // Проект Россия № 51

Павильон "Дом под липой". Хоэнемс, Австрия

  • 15.03.2009
  • Елена Гонсалес // Проект Россия № 51

Квартира в Санкт-Петербурге

  • 15.03.2009
  • Елена Гонсалес // Проект Россия № 51

Ювелирный бутик "Владимир Михайлов" в Санкт-Петербурге

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

В Таиланде за один день построили храм из картона
08.12.2017 / 08.12.2017,
NEWSru.com

В Таиланде за один день построили храм из картона

В "культурной столице" Таиланда Чиангмае построили храм из картонных коробок, скрепленных скотчем. 15-метровое строение очень похоже на традиционные тайские храмы, которых в городе несколько сотен.
Тайны астраханской Триумфальной арки
08.12.2017 / 08.12.2017,
Московский комсомолец

Тайны астраханской Триумфальной арки

В Астрахани в честь 300-летия Астраханской губернии недавно появился новый городской объект — Триумфальная арка недалеко от Аллеи славы героям земли Астраханской. Однако мало кто знает, что ранее подобное творение уже стояло на территории города.
Прогулка по Пскову: тлен, красота и пустота
07.12.2017 / 07.12.2017,
Блог Аркадия Гершмана

Прогулка по Пскову: тлен, красота и пустота

Урбанист Аркадий Гершман побывал в Пскове и теперь рассказывает, где город «не дотянул».