RSS
Проект International №12 Проект International №12

Проект International №12

информация:

С небольшой долей условности Пi12 можно считать посвященным маргиналиям глобального архитектурного процесса – разумеется, имея при этом в виду и тот факт, что понятия «границы», «центра/периферии» и т.п. в современном быстро меняющемся мире уже лишены какой бы то ни было определенности. Размышления Кьяна Тана о пекинской архитектурной сцене («Китай картинный…», с. 51) продолжают серию наших публикаций о стране, совершающей «Великий прыжок» из состояния полуколонии к положению мировой сверхдержавы. На этот раз, в отличие от Пi07 и Пi09 (где ситуация в Китае рассматривалась, главным образом, глазами западных экспертов), мы предлагаем читателям анализ специфики современного этапа развития китайской архитектурной традиции, осуществленный «изнутри» – автором, который сохраняет глубокую внутреннюю связь с этой традицией, хотя и является выпускником Гарвардской школы дизайна. Публикуя обзор положения дел в Пхеньяне (Северная Корея), мы идем по стопам ведущего европейского архитектурного журнала Domus, стараясь, в то же время, не заразиться тем «некритическим энтузиазмом», который Барт Голдхоорн инкриминирует редколлегии «Домуса» в своем комментарии к этому материалу (сс. 114–118). Представляется, что воспроизведенная на страницах Пi11 полемика между выходцем из социалистической Чехословакии Яном Каплицки [Jan Kaplicky] (Future Systems) и нынешним главным редактором «Домуса» Стефано Боэри [Stefano Boeri] может послужить весьма эффективным «химическим реактивом» для проявления латентного идеологического конфликта, который в значительной мере определяет тенденции и противоречия российской пост_социалистической архитектуры, хотя при этом регистрируется пока лишь в поле ее бокового зрения.

Обращая свой взгляд к маргиналиям, мы трактуем эту категорию в первую очередь не как «географическую» (что могло бы следовать из вышеизложенного), но скорее как «программнофеноменологическую», включая в нее, в принципе, все, что находится в стороне от «спектакулярных» произведений, составляющих сегодня основное содержание международной архитектурной периодики. Одной из таких «программных маргиналий», – медленно, но неотвратимо усиливающих свое влияние на профессию, – является сфера экологических концепций и технологий «устойчивого развития» (sustainability). О том, насколько далеко продвинулась теория, практика и нормативная база «зеленого строительства» в США рассказывает в своем материале «Призрак в доспехах» Алексей Комов, – на примере недавно спроектированной бюро Behnisch, Behnisch & Partner бостонской штабквартиры биотехнологической корпорации Genzym (с. 81). Еще один радикальный манифест экологической тенденции – построенное по проекту бюро Sauerbruch Hutton в Дессау новое здание Германского федерального агентства по окружающей среде, которое мы публикуем а разделе «Новые постройки».

Раздел «Теория» в Пi11 также по_своему маргинален: в данном случае трибуна предоставлена не архитектору или профессиональному архитектурному теоретику, а художественному критику. Взгляд «постороннего» (профессора искусствоведения Принстонского университета Хола Фостера [Hal Foster]) на творчество Фрэнка Гери оказывается куда более критическим, чем, скажем, оценка тех же работ Чарльзом Дженксом (см. Пi09), получившим архитектурное образование и имеющим собственную архитектурную практику.

Имея в виду прежде всего Музей Гуггенхайма в Бильбао, Хол Фостер пишет: «По сути, именно журнал становится тем участком, для которого подобные здания создаются». Если так, то стоит ли предоставлять подобным зданиям страницы журналов, потакая тем самым тенденции превращения здания в «логотип»? При всей этической обоснованности позиции Фостера, ей несомненно свойственен и несколько «суеверный» ужас перед масштабом и долговременным социальным эффектом архитектурного высказывания, – в особенности столь откровенно бравирующего своей произвольностью, как музей в Бильбао и другие недавние постройки Гери. Что позволено быку (камерному, мобильному и часто недолговечному произведению современного искусства) не должно быть позволено Юпитеру (произведению архитектуры, которое обходится намного дороже и маячит у всех на глазах в течении долгих лет) – такого рода соображения часто приходится слышать не только от искусствоведов, но и от ученых_гуманитариев самых разных направлений. К ним, безусловно, стоит прислушаться. Но напрашиваетсяи контр_аргумент: если, появившись на страницах журнала, здание вроде музея в Бильбао способно заставить людей разных специальностей по всему миру задуматься и начать дискутировать о подлинном предназначении архитектуры, то и сама его исходная ориентация на медиа оказывается в немалой степени оправданной.
Сергей Ситар

оглавление:

новостиии 5
Конкурс на проект музея Гугенхайма в Гвадалахаре, Мексика 6
Конкурс на новое здание Национальной Академии художеств в Бергене, Норвегия 8


НОВЫЕ ПОСТРОЙКИ 17
OMA
Музыкальный центр Casa da Musica Порто (Португалия) 18
Abalos & Herreros
Башня Woermann ЛасПальмас (Испания) 22
Заха Хадид
Главное здание автомобильного завода BMW Лейпциг (Германия) 26
Питер Айзенман
Памятник-мемориал европейским евреям – жертвам нацизма
Берлин (Германия) 30
Morphosis
Офисное здание Caltrans Лос-Анджелес (США) 34
MVRDV
Жилое здание Mirador Мадрид (Испания) 38
Ренцо Пиано
Центр Пауля Клее Берн (Швейцария) 42
Herzog & de Meuron
Новое здание Walker Art Center Миннеаполис (США) 46


ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 41
Барселонская модель, Анна Броновицкая 50
Десять тезисов методологии градостроительства, Ориол Боигас 54
Форум Барселона 2004: Новая городская география, Хосеп Асебильо 57
Реконструкция участка ДиагональБесос 65
Torres Arquitectos, Martinez Lapena Эспланада и Солнечная батарея 70
Herzog & de Meuron Здание Эдифицио Форум 74
MAP Architects, Хосеп Матео Центр Конгрессов 78
Foreign Office Architects, Бет Гали Парк Аудиторий и Купальная зона 80
BCQ, Europrincipia Engineering Марина 84
Abalos & Herreros, Альберт Ойхлен Прибрежный парк и пляж Нова Мар Белла 86


СОБЫТИЕ 89
Выстака Herzog & de Meuron: An Exhibition в Галерее современного искусства Тейт Модерн, Лондон
Herzog & de Meuron: процессы и открытия, Даниэл Дендра, Ксения Аджубей 90

ТЕОРИЯ 113
Цифровая архитектура и поэтика вычисления Антуан Пикон


ДИЗАЙН 121
Оформление отеля "Пуэрта-Америка" в Мадриде
Отель "Пуэрта-Америка"и "авторская" архитектура, Сергей Ситар
Джон Паусон
Марк Ньюсон
Кристиан Лиагр
Тереза Сапеи
Заха Хадид
Норман Фостер
Дэвид Чипперфилд
Plasma Studio
Викторио и Лючино
Рон Арад
Кэтрин Финдлей
Ричард Глакман
Арата Исодзаки
Ксавье Марискаль
Фернандо Салас
Жан Нувель


КОЛЛЕКЦИЯ
Baxter
Horm
Porro
Hansgrohe
Tendenza
Kohler


 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.