Проект International №19 Проект International №19

Проект International №19

информация:

Этот номер составлен по традиционному для Пi принципу. Следуя политике отказа от тематического критерия отбора материалов в пользу дайджестного или мониторингового, извлекающего из потока «руды» архитектурной информации все самое интересное, независимо от масштаба и жанра, мы вновь получаем весьма разнородную подборку. Распадаясь на два различных по манере подачи блока – визуальных образов и текстов, – она начинается со здания Нового музея, созданного по проекту японского бюро SANAA в Нью-Йорке, и продолжается обширной публикацией, посвященной району Rive Gauche, складывающемуся вокруг Национальной библиотеки в Париже. Далее следуют материалы из смежных с архитектурой областей: промышленного дизайна, представленного объектами молодой британской звезды Бенджамина Хуберта, и современного искусства – речь идет об инсталляциях китайского художника Цая Гоцяна, чья выставка возвращает нас в Нью-Йорк. Теперь уже в пространство райтовского Гуггенхайма. Публикацию выставки «подпирает» теоретический раздел, где впервые на русском языке публикуется знаменитая лекция Мишеля Фуко «Другие пространства» и большой текст Кристин Бойер «Как работают вещи: карты и диаграммы» – своего рода актуальный комментарий к идеям гуру французского структурализма.
Метод «дайджестного» отбора по своему характеру напоминает некоторые жанры изобразительного искусства. Такие, как коллаж, инсталляция и натюрморт, метафоры которых нередко применяются в отношении города. В первом случае на ум приходит знаменитая книга Колина Роу и Фреда Коттера «Город-коллаж» (Collage City), во втором, к примеру, размышления Пьерлуиджи Николина о природе современного урбанизма (в частности, его статья «Мерцбау», опубликованная в 123-м номере журнала «Лотус»). С метафорой же натюрморта мы встречается на страницах номера, который сейчас держим в руках. Говоря о задачах урбанизма завтрашнего дня, Кристиан де Портзампарк, один из планировщиков Rive Gauche, призывает создавать среду, которая была бы способна поглотить посредственное, обыденное и даже уродливое. «Я называю это “эффектом натюрморта”, – пишет де Портзампарк. – Табакерка, бутылка, бокал, газета – вещи, лежащие на столе… Каждая из них сама по себе банальна. Единственное, что важно – связи между ними, пространство, свет, контрасты и сочетания цветов» (см. с. 74). Путь к созданию такой среды заключается, в представлении де Портзампарка, в субтильной фрагментации урбанистического тела, в частом чередовании архитектурной плоти и пустот, в установлении не жестких, а приблизительных ограничений. С одной стороны, речь идет о разрушении цельной и масштабной формы, которая, по словам Теодора Адорно, «тесно связана с господством, с властью». С другой – о выработке модели создания такого ландшафта, где возможны познание нового, приключения, игра. Где возможны, используя термин Фуко, «гетеротопические» пространства, то есть такие места, где встречаются «другие» образы и дискурсы.
Приключениям и игре не чужды все «главные герои» этого Пi. Их авторов, будь то здание, городской район, предмет повседневного обихода или же арт-инсталляция, отличает тяга к «сопряжению далековатых идей», в процессе чего рождаются неожиданные и неоднозначные решения. SANAA в импрессионистской манере примиряет линейное и живописное – «антагонистические» формальные начала; урбанисты и архитекторы в районе Rive Gauche ищут способы разрешить оппозицию единого и много; творчество Хуберта характеризуется оксюмороном «сложная простота»; Цай пытается то зафиксировать, остановить мгновенье, то разогнать ход времени, заставить свои инсталляции на выставке переживать метаморфозы, на которые традиционным каменным изваяниям потребовались бы века. Если пытаться обнаружить какую-то общую тему, объединяющую перечисленные работы в единый «натюрморт», то ею мог бы быть поиск ответа на поставленный Кристин Бойер глобальный и от этого несколько пафосный вопрос: «Как мы можем вместе жить в этом мире и в то же время давать простор для выражения противоречивым требованиям, интересам, страстям и различиям?» Речь идет о том, чтобы нащупать, отыскать или изобрести способ мирного сосуществования противоположностей, одной из форм которого, заметим, как раз является игра.
Алексей Муратов

 

оглавление:

От редакции 2

Новости 4
Конкурс на павильон Великобритании на ЭКСПО-2010 в Шанхае 17
Конкурс на музей Гуггенхайма в Вильнюсе 22

НОВЫЙ МУЗЕЙ В НЬЮ-ЙОРКЕ 25
SANAA
Новый музей в зеркале нью-йоркской прессы 28
Антонина Лифшиц
Интервью с Кадзуо Сейджима и Рю Нишидзава 44
Джозеф Грима

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 49
PARIS RIVE GAUCHE
Пари Рив-Гош: о характере преобразований 56
Жиль де Мон-Марен
Квартал Austerlitz 58
Кристиан Девиллер
Квартал Austerlitz-Gare 60
AREP/Ateliers Jean Nouvel
Квартал Austerlitz-Sud 64
Reichen et Robert
Квартал Tolbiac-Nord 68
Ролан Швейцер
Квартал Masséna-Nord 74
Кристиан де Портзампарк
Открытый участок 78
Кристиан де Портзампарк
Квартал Tolbiac-Chevaleret 84
Пьер Ганне
Квартал Masséna-Sud 88
Ateliers Lion
Выставка французской архитектуры 92
Симон Тексье
Центр моды и дизайна 94
Jacob + Macfarlane
Пешеходный мост Симоны де Бувуар 96
Дитмар Фейхтингер
Проект комплекса на участке Т8 в квартале Tolbiac-Chevaleret 102
Руди Риччиотти
Реконструкция Больших мельниц 104
Руди Риччиотти
Физический факультет Университета Пари-VII 108
Chaix & Morel
Центр биотехнологий «Биопарк» 110
Valode & Pistre
Химический факультет Университета Пари-VII 114
X–TU
Архитектурная школа Пари Валь-дё-Сэн 120
Фредерик Борель
Проект Института языков и цивилизаций 124
Ateliers Lion
Как сделать жилой индустриальную зону 126
Екатерина Азарова
Социальное жилье с яслями 128
Франсис Солер
Комплекс социального жилья 132
Atelier Hammoutène
Жилой дом со школой 136
Atelier 234 (П.Больц, С.Родригес-Пажес)
Жилой дом на набережной 138
Катрин Фюре
Жилой комплекс 140
Badia Berger
Социальное жилье 144
Beckmann–N’Tépé

ДИЗАЙН 149
БЕНДЖАМИН ХУБЕРТ
100% Будущего 150
Анна Костина
Сandy lamps 152
Dandilight 153
Decorative drawing pins 154
Foam twist floor 155
Impression crockery 156
Juxtaposition clocks 157
HUG plant pot 158
Polynest 159
Umbrella bowls 160

МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА 161
ВЫСТАВКА «Я ХОЧУ ВЕРИТЬ»
Цай взрывает Гуггенхайм 162
Владимир Белоголовский

ТЕОРИЯ 179
Другие пространства. Гетеротопии 180
Мишель Фуко
Как работают вещи: схемы и диаграммы 190
Кристин Бойер

Коллекция 210
PORRO
VILLEROY&BOCH
GORENJE

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе

Пекинская студия Vector Architects переделала заброшенный комплекс 1960-х годов, в котором производили сахар из сахарного тростника, в современную гостиницу. Уже существовавшие в этом месте образцы промышленной архитектуры дополнили громоздкими конструкциями из камня и бамбука, призванными визуально объединять здания.
Асфальт против плитки
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Асфальт против плитки

Ремонт Лесной улицы в Москве.
Три древнерусских храма в Смоленске
13.12.2017 / 13.12.2017,
arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»)

Три древнерусских храма в Смоленске

Три религиозных постройки: церкви Петра и Павла и Архангела Михаила, построенные в 12 веке, и церковь Иоанна Богослова, датируемая 1773 годом.