Проект International №18 Проект International №18

Проект International №18

информация:

По мере того как экологически продуманное развитие становится в глазах общественности желанной альтернативой оголтелому загромождению территорий новой застройкой, спектр обязанностей архитекторов и планировщиков существенно расширяется. Теперь они несут ответственность не только за превращение самих зданий в энергоэффективные, экологически безопасные и «обратимые» организмы, но также за благополучие обширной местности вокруг построек. Улицы, магистрали, парки и сельскохозяйственные угодья – все эти объекты сегодня взяты на учет дискурсом «устойчивого развития» (см. статью Кеннета Фремптона «Архитектура в эпоху глобализации» на с. 140–146). Столь всеохватыватное внимание к среде изменяет привычное понимание ландшафта: он больше не воспринимается как «иное» по отношению к архитектуре, – скорее наоборот, строительство зданий теперь трактуется как один из разделов ландшафтного благоустройства (производство домашних, офисных или промышленных ландшафтов).
Ландшафтный урбанизм пришел на смену старым методам планирования. Эту тенденцию наглядно демонстрирует новый миланский «план территориального развития» (см. с. 52–64). Как явствует из названия, он охватывает всю территорию миланской метрополии, выходя за административные границы города. По своей концептуальной структуре план представляет собой наложение ряда «эпицентров развития» на систему «сгущений и пустот», в которой «пустотами» являются участки и коридоры зелени, связанные друг с другом и с существующими городскими парками в непрерывную проницаемую сеть. «Сгущения» – это уже сложившиеся участки застройки, каждый из которых трактуется разработчиками плана как самостоятельная «экология». «Экология» в данном случае означает синтез социального и архитектурного контекстов, образующий целостную динамическую систему, способную эволюционировать без потери своей узнаваемости. Морфологическая организация и программа каждого «эпицентра развития» определяется «экологией», в которой этот центр расположен. Система эпицентров и «зеленая сеть» призваны структурировать территорию таким образом, чтобы воспрепятствовать расползанию безликой субурбии. «План территориального развития» можно рассматривать и как реакцию на разразившийся в Милане строительный бум (см, с. 25–51), на волне которого в город пришла чуждая для Италии модель «городского анклава». В границах новых «островов благоденствия» ландшафтный дизайн используется для компенсации негативных эффектов высокой плотности застройки, а также для создания чувства безопасности и идиллического уюта. Зелень здесь превращается в «прикрытие» бетона, маскирующее или оправдывающее эксцентричные архитектурные эскапады (см. статью Пьерлуиджи Николина «Миланский бум» на с. 126–131).
По мнению Питера Буханана [Peter Buchanan] (Ten Shades of Green: Architecture and the Natural World), для сохранения экологического баланса территории лучше всего строить города с высокой плотностью и эффективными системами общественного транспорта. Тема «плотности» стала центральным сюжетом книги D-book («Плотность – типология многоквартирного дома» – см. с. 65–96), авторы которой поддерживают позицию Буханана. В этой книге проанализированы 64 примера высокоплотной застройки, из которых для публикации в этом номере Пi были отобраны шесть проектов, наиболее оригинальных с точки зрения типологии и градостроительных решений.
Работы Петры Блесс [Petra Blaisse] (с. 109–124) хотя и не столь нагружены экологическим содержанием, но также связаны с темой ландшафта – городского и домашнего. Намеренно отстраняясь от жанра архитектуры в обычном представлении, она берет за основу «внешнее» – естественный или искусственный ландшафт – и «внутреннее» – фактуры ткани, мебель, – чтобы затем привести эти два начала к осмысленному столкновению или слиянию. Архитектура возрождается на конечном этапе – уже как побочный продукт взаимного перетекания внешнего и внутреннего.
Петер Цумтор [Peter Zumthor] стремится противодействовать распространению потребительской культуры глобального капитализма как своими высказываниями (см. интервью с ним Ирины Коробьиной, с. 136–139), так и своими постройками. Недавно законченный Епархиальный художественный музей Колумбы в Кёльне (с. 97–108) выглядит, однако, не таким строгим и застывшим, как прежние работы швейцарского мастера. Возведенное на участке с несколькими археологическими слоями, это здание включает в себя руины своих предшественников, превращая их в тихий интерьерный ландшафт, защищенный от шума и суеты города.
Екатерина Головатюк

оглавление:

От редакции 2

Новости 4
Конкурс на новый корпус библиотеки Стокгольма 18
Конкурс на епархиальный музей в Милане 14
Конкурс на проект парка Говернорз-Айленд 22

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО 25
МИЛАН
Бикокка 28
Gregotti Associati
Портелло 32
Джино Валле, Чино Дзукки, Гуидо Канали, Чарльз Дженкс, Андреас Кипар
Конкурс Экс-Фиера 40
Заха Хадид, Арата Исодзаки, Даниэль Либескинд, Пьер Паоло Маджора
Foster & Partners, Frank O. Gehry Partners LLP, Рафаэль Монео, Чино Дзукки, Richard Burdett – LSE Cities, Urb.A.M. Renzo Piano Building Workshop
Парк «Библиотека деревьев» 46
Петра Блесс – Inside Outside, Мирко Зардини, Майкл Мальтзан
Санта-Джулия 50
Foster and Partners, Caputo Partnership, Urb.A.M., RAUM, West 8
Миланский план территориального развития 52

ТИПОЛОГИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА 65
DENSITY
Квартал №1 66
Алмере, Нидерланды
Кристиан де Портзампарк
Дом Морияма 72
Токио, Япония
Рю Нишидзава
Дом для пожилых людей 78
Роттердам, Нидерланды
Arons en Gelauff Architecten
Жилой комплекс в квартале Шинономе 82
Токио, Япония
Кенго Кума
Дом в парке 88
Базель, Швейцария
Miller & Maranta
Башни у озера 92
Алмере, Нидерланды
De Architecten CIE

МУЗЕЙ КОЛУМБЫ В КЕЛЬНЕ 97
ПЕТЕР ЦУМТОР

ДИЗАЙН 109
INSIDE OUTSIDE
Горизонтальные поверхности внутри и снаружи городской библиотеки 110
Сиэтл, США, 2000–2004
Многофункциональные занавеси в Музее Mercedes-Benz 114
Штутгарт, Германия, 2004–2006
Занавеси для центра McCormick Tribune Иллинойского технологического института 116
Чикаго, США, 1999–2004
Многофункциональный занавес галереи Lehmann Maupin 117
Нью-Йорк, США, 2002–2003
Затемняющие занавеси для виллы Ватте 118
Леефдаалль, Бельгия, 2003–2004
Обои для Wolf Gordon 120
Лонг-Айленд, США, 2001–2003
Smallest Parcel 122
Конкурс на мобильные клиники по предотвращению и лечению СПИДа для стран Cахарского региона, 2002
Инсталляция Rifletutti на вилле Манин 123
Кодроипо, Италия, 2005

ТЕКСТ 125
Миланский бум. От этики производства к эстетике потребления 126
Пьерлуиджи Николин
От увлечения вещами к самим вещам 131
Петер Цумтор
Интервью Ирины Коробьиной с Петером Цумтором 136
Архитектура в эпоху глобализации 140
Кеннет Фремптон
Аутсорсинг 147
Джозеф Грима, Джанлуиджи Рикуперати

Коллекция 156
PIIROINEN
UNOPIU’
KLAFS
GORENJE


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Архитектура: Курортный отель на заброшенном сахарном заводе

Пекинская студия Vector Architects переделала заброшенный комплекс 1960-х годов, в котором производили сахар из сахарного тростника, в современную гостиницу. Уже существовавшие в этом месте образцы промышленной архитектуры дополнили громоздкими конструкциями из камня и бамбука, призванными визуально объединять здания.
Асфальт против плитки
15.12.2017 / 14.12.2017,
TJournal

Асфальт против плитки

Ремонт Лесной улицы в Москве.
Три древнерусских храма в Смоленске
13.12.2017 / 13.12.2017,
arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»)

Три древнерусских храма в Смоленске

Три религиозных постройки: церкви Петра и Павла и Архангела Михаила, построенные в 12 веке, и церковь Иоанна Богослова, датируемая 1773 годом.