Проект International №17 Проект International №17

Проект International №17

информация:

На протяжении всей своей истории архитектура была спутницей власти. Разобраться в том, почему это было так, помогает рассмотрение спектра архаических значений греческого слова nуmos (см. текст Джино Джиометти и Мануэля Ораци о Жиле Клемане на с. 151): основная задача власти – не просто подчинить себе кого то, но установить определенную систему представлений, способную организовать подвластную территорию так, чтобы на ней циклически воспроизводился желаемый порядок. Власть всегда была властью знания, противостоящего подвижной и «обманчивой» стихии ощущения. Модернистская эпоха стала завершением длительного исторического процесса, в ходе которого архитектор постепенно устранялся от участия в формировании базовых уровней системы человеческих знаний о мире и все в большей степени становился проводником (утвердителем) научно технического мировоззрения, послужившего идеологическим каркасом как социализма, так и капитализма (Подробнее о значении этого фактора – см. редакционную статью в Пi16 ).

Сегодня архитектурная дисциплина находится на перепутье. Децентрализация власти, охватившая весь мир, устраняет условия для монополии любой конкретной системы знаний. В результате каждый сегодня становится исследователем – за счет одного только понимания того, насколько неразрывно личная свобода (творческая, политическая, пространственная и временная) связана с необходимостью самостоятельно и критически выстраивать свои взгляды и представления.

Установив наличие плавного перехода (взаимной обратимости) между «зданием» и «знанием», мы заново открываем для себя фундаментальное измерение архитектурной практики: любое пространственное решение является в той или иной мере политическим и философским, но и, наоборот, каждый аналитический акт – зафиксированное наблюдение, сформулированное определение, вычленение закономерности и т.п. – может быть понято как действие, отражающееся на состоянии среды обитания.

Эту мысль иллюстрируют материалы о трех выставках, вошедшие в Пi17. Каждая из них – результат творческих усилий на стыке «исследования» и «художественного производства», с уклоном в ту или другую сторону.

Работы молодых европейских архитекторов, ставшие экспонатами 3-й Архитектурной биеннале в Роттердаме, – это политические позиции, выраженные в форме градостроительных проектов. Классификацию и подробный анализ этих позиций дает Румер ван Тоорн [Roemer van Toorn] в своем эссе «Альтернатива неолиберальной урбанизации», опубликованном в разделе ТЕКСТ.
Выставочно-издательский проект «Чувство города», инициированный и организованный Мирко Зардини [Mirko Zardini], на первый взгляд, чистой воды феноменологическое и историческое исследование тех составляющих города, которые не принято считать «архитектурными». Однако выясняется, что в силу своей обращенности к повседневному опыту феноменологическое исследование всегда является по своему конструктивным: чувственный опыт невозможно анализировать без его одновременного преобразования. Почему так происходит, легко понять из приведенной на соседней странице схемы классификации городских шумов, выставлявшейся в рамках проекта «Чувство города», – разбивая слуховые ощущения на классы и виды, мы осуществляем в собственном опыте процедуру, аналогичную разбиению пространства на отдельные отсеки перегородками: из недифференцированной «массы шума» образуется подобие архитектурного сооружения.

Наконец, третья выставка – проект ОМА/АМО о строительном буме на берегах Персидского залива – пожалуй, в наибольшей степени отражает сложившийся в западном культурном пространстве паритет между исследовательской деятельностью и художественной практикой. С одной стороны, здесь перед нами просто документация и анализ урбанизационного развития определенной территории. С другой стороны, сам акт перенесения этого «преимущественно коммерческого» феномена в элитарное художественное пространство (выставка демонстрировалась, в частности, на Венецианской архитектурной биеннале) несомненно созвучен дадаистским работам в жанре objet truve и ready made. Исследование ОМА/АМО представляет собой художественную апроприацию беспрецедентного в истории масштаба.
Сергей Ситар

 

оглавление:

От редакции 2

Новости 4
Конкурс на проект «парка культур» «Новый шелковый путь» в Сиане 12
Конкурс на проект центрального района порта города Виго, Испания 14
Конкурс на проект Велодрома для Олимпийских игр в Лондоне 16

НОВЫЕ ПОСТРОЙКИ 17
стивен холл [steven holl]
Школа искусств и истории искусств Университета Айовы Айова-Сити, США 18
юрген майер [jurgen mayer]
Студенческая столовая Карлсруэ, Германия 22
франсиско мангадо [francisco mangado]
Футбольный стадион La Balastera Паленсия, Испания 26
randic – turato
Начальная школа Fran Krsto Frankopan Крк, Хорватия 30
mvrdv
Жилая надстройка Дидден-Вилледж Роттердам, Нидерланды 34
доминик стивенс [dominic stevens]
Миметический дом Дромхейр, Ирландия 38

ОБРАЗ
АРХИТЕКТУРНАЯ БИЕННАЛЕ В РОТТЕРДАМЕ ВЫСТАВКА «СИЛА ВИДЕНИЯ» 43
репрезентациЯ/столичные города 44
Бразилиа, Бразилия
Пьер-Витторио Аурели и Мартино Таттара 44
Москва, Россия
Александр Свердлов 46
Астана, Казахстан
IND (Inter.National.Design 48
глобальный капитал/корпоративные города 50
Пусан, Южная Корея INABA 50
Лоян, Китай
Иминь Чжу [Yimin Zhu] 51
Нью-Джерси, США
Центр архитектуры, урбанизма и инфраструктуры Принстонского университета 52
туризм /зрелищные города 54
Рим, Италия
Baukuh 54
Инсбрук, Австрия
bad_architects 55
Гавана, Куба
a-u-r-a & FÜNDC BV 56
страх/спрЯтанные города 58
Сеута, Испания
Office Kersten Geers David Van Severen 58
Иоганнесбург, ЮАР
Blacklinesonwhitepaper & Motsepe Architecten 60
миграциЯ/неформальные города 62
Сан-Паулу, Бразилия MMBB Arquitectos 62
Тихуана/Сан-Диего, Мексика/США
Estudio Cruz + Casa Familiar 64
Мехико, Мексика
Arquitectura 911sc 65
ЧУВСТВО ГОРОДА 67
ночной город 67
сезонный город 70
звук города 74
поверхность города 82
воздух города 88
ЗАЛИВ 91
ОБЪЕКТ 113
институт современного искусства в бостоне
diller, scofidio and renfro

ТЕКСТ
Земля современного города и превосходство асфальта 126
Мирко Зардини [Mirko Zardini]
Располагающие слова 132
Уильям Митчелл [William J. Mitchell]
Альтернатива неолиберальной урбанизации 141
Румер ван Тоорн [Roemer van Toorn]
Жиль Клеман и Планетарный сад
Порядок ландшафта 151
Джино Джиометти [Gino Giometti], Мануэль Орази [Manuel Orazi]
Отрывки из интервью Алессандры Иадичикко [Alessandra Iadicicco] c Жилем Клеманом [Gilles Clйment 152

Коллекция
PORRO
STIILMOBIL
SNAIDERO
VILLEROY& BOCH
OPIFEX

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

В Таиланде за один день построили храм из картона
08.12.2017 / 08.12.2017,
NEWSru.com

В Таиланде за один день построили храм из картона

В "культурной столице" Таиланда Чиангмае построили храм из картонных коробок, скрепленных скотчем. 15-метровое строение очень похоже на традиционные тайские храмы, которых в городе несколько сотен.
Тайны астраханской Триумфальной арки
08.12.2017 / 08.12.2017,
Московский комсомолец

Тайны астраханской Триумфальной арки

В Астрахани в честь 300-летия Астраханской губернии недавно появился новый городской объект — Триумфальная арка недалеко от Аллеи славы героям земли Астраханской. Однако мало кто знает, что ранее подобное творение уже стояло на территории города.
Прогулка по Пскову: тлен, красота и пустота
07.12.2017 / 07.12.2017,
Блог Аркадия Гершмана

Прогулка по Пскову: тлен, красота и пустота

Урбанист Аркадий Гершман побывал в Пскове и теперь рассказывает, где город «не дотянул».