Проект Россия №49 Проект Россия №49

Проект Россия №49

информация:

На территории подмосковного курорта «Пирогово» архитектор Николай Лызлов строит конюшню из огромных бревен. Но не рубленую избу, а гигантский периптер – нечто храмоподобное и неоклассическое. Исторические аллюзии вполне прозрачны. Это отечественные манежи и экзерциргаузы XVIII–XIX веков. Но если формальные предпочтения Кваренги, Росси или Бетанкура, несмотря на индивидуальность этих мастеров, все-таки укладываются в рамки доминировавших в соответствующие эпохи стилей, то эстетика Лызлова – результат личного целенаправленного выбора. В городе тот последовательно придерживается языка неомодернизма, в «Пирогове» же создает ордерную, историзирующую архитектуру. Благодаря такому повороту конюшня Лызлова обретает силу критического высказывания, вступая в полемическую перекличку с другим «парфеноном» наших дней – проектом Рикардо Бофилла, победившим в конкурсе на президентский конгресс-центр в Стрельне (см. ПР46). Если работу Бофилла отличает половинчатость и недоговоренность, созвучная раздвоенности российской власти, как бы зависшей между авторитаризмом и демократией, между Западом и Востоком, то Лызлов проговаривает свою «фразу» до конца. В его здании ощущается чистая возвышенность, свойственная утопической мечте об идеальном порядке – мечте, которая отсылает не столько к Кваренги с Бетанкуром, сколько к Джонатану Свифту с его королевством рассудительнейших гуингмов. В этом смысле конюшня Лызлова является ответом Юрию Григоряну, который, напомним, в предыдущем номере ПР призвал своих коллег к более критичному отношению к действительности. Это отношение, согласно Григоряну, необходимо архитекторам для того, чтобы из обслуги превратиться в движущую силу «пространственного производства». Призыв Григоряна – не что иное, как претензия на власть. Архитекторы (у нас сравнительно недавно, на Западе – сравнительно давно) уже добились права иметь свой собственный, неповторимый почерк. Достижение немалое и ясно отражающее демократизацию отношений между заказчиком и проектировщиком. Заметим, что в «развитых демократиях» при исполнении крупных публичных проектов заказчик сделался безличной, коллективной инстанцией, все более оттеняющей архитекторское «я». Это, конечно, не означает, что проект не рискует быть «заговоренным» в процессе дебатов или же существенно измененным по ходу многоступенчатых согласований. Однако это означает право на предъявление собственной позиции и гарантию внимательного отношения к ней. Иными словами, архитектор получает возможность подчинить заинтересованные стороны своей воле, а значит – осуществить свою власть. И от этого умения во многом зависит конечный результат. Несмотря на то, что данный вывод вытекает из механики взаимодействия сдержек и противовесов, обеспечивающей баланс интересов в «развитых демократиях», он вполне применим и у нас. Тем более что расцвет того или иного искусства в России зачастую связан с открытой волей художников к власти. Будь то поэзия, начиная с державинского «Лебедя», или же русский авангард.
Алексей Муратов, главный редактор

 

оглавление:

НОВОСТИ

Ясность и мистика итальянских прообразов. Дмитрий Швидковский
Коротко. Александр Змеул
О международной и внутрисоюзной деятельности Союза архитекторов. Юрий Гнедовский
НЭР – градостроительная утопия «оттепели». Владимир Седов
О пустоте. Юрий Григорян
Дверь, в которую никто не войдет. Алексей Муратов
Здание, похожее на Военторг. Елена Гонсалес
Когда обсуждалось сносить или не сносить Военторг, здание уже ломали. Борис Пастернак
Не понимаю, почему вокруг Военторга столько шума. Михаил Филиппов
Тест-драйв на летнем фестивале АрхСтояние. Сергей Куликов
Победа обрусевших англичан. Александр Змеул
Казань станет столицей Универсиады. Дина Саттарова
Зодчие сказали: «Надо», Алекс Нэй ответил: «Есть!». Елена Гонсалес
NAYADA: переходный возраст. Елена Гонсалес
В гостях у Sanitec. Татьяна Пашинцева
Блокбастер от Forbo: покрытия Touch
Коллекция Herman Miller в Москве
Legrand объявляет конкурс
Ligne Roset: уже в Минске
Российская премьера Sarlam
XXIII выставка Abitare il Tempo в Вероне
Архитектурная мастерская Мамошина Офисное здание «Авеню» в Петербурге
RAUM Architects & Arai Architects Реконструкция ипподрома «Акбузат» в Уфе


ВЛАСТЬ

От редактора. Алексей Муратов
Анкета ПР
Архитектура и власть: история взаимоотношений. Владимир Паперный
Власть без архитектуры. Елена Гонсалес
Развитие городов в России: Чего мы ждем от власти? Ирина Коробьина
Павильон России на Экспо в Шанхае. Каким ему быть? Татьяна Малинина, Анна Вяземцева
BERNASKONI Павильон «Россия»
P.A.P.er architectural team Павильон «Буян-град»
BUROMOSCOW architects Павильон «Окно в Россию»
АБ «Остоженка» Павильон «Город перемен»
ПТАМ Михаила Хазанова/Курортпроект Павильон RUSSIA
Модернизм берет под козырек. Николай Малинин
ТПО «Резерв» Федеральный арбитражный суд Московского округа
ТПО «Резерв» Комплекс территориальных налоговых инспекций Москвы
ПТАМ Михаила Хазанова/Курортпроект Административно-общественный центр Московской области
RAUM Architects Дом дружбы народов республики Башкортостан в Уфе
Мастерская Пестова и Попова Управление пенсионного фонда в Нижнем Новгороде
Москва меняется – взгляд извне. Вернер Хубер
Уэли Браун и Дорис Вехли Проект «Бернская роза»
Лихти Граф Цумштег Проект «Мое сердце так бело»
Мирослав Сик Проект Ruch
Buchner Bründler & Aрх4 Проект Gurov
:mlzd Проект «Василий»
Свой среди чужих, чужой среди своих. Илья Мукосей


ТЕКСТЫ

Этатическая архитектура и здание-памятник. Сергей Никитин
Грозный: от рескома до мечети. Александр Змеул
Вертикаль и гламур. Архитектура и власть в Санкт-Петербурге. Владимир Фролов
Живой город: обновление и сохранение. Лия Павлова


МОНИТОР

Рынтовт Дизайн Эко-отель «Дом для друзей» под Днепропетровском
АK-P Магазин Le Present. Коста Брава, Испания
А-Га & Проектный центр «Экотектура» Частный дом на Черноморском побережье


ТЕХНОЛОГИЯ

ПРОЕКТ РОССИЯ

КАТАЛОГ

 


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Йона Фридман: «Для меня не существует понятия «среднестатистического жителя»
19.09.2017 / 15.09.2017,
Журнал berlogos

Йона Фридман: «Для меня не существует понятия «среднестатистического жителя»

Йона Фридман – знаковая фигура в мире архитектуры. Именно он в 50-е и 60-е годы XX столетия активно разрабатывал идеи мобильной архитектуры – «L’architecture mobile» и её ориентированности на каждого отдельного человека. Эта концепция, а также активная преподавательская и исследовательская деятельность Фридмана оказали влияние на все последующие поколения архитекторов и урбанистов, и на развитие идей утопической архитектуры. Сейчас крупная выставка его работ проходит в римском музее современного искусства MAXXI, а сам архитектор ведёт подготовку к новым проектам. Йона Фридман рассказал нам об основах мобильной архитектуры, идеях «пространственных городов» и возможности их реализации в современных мегаполисах.
Всегда Райт
19.09.2017 / 15.09.2017,
Лента-недвижимость

Всегда Райт

Минувшим летом исполнилось 150 лет со дня рождения американского архитектора Фрэнка Райта. Основоположник органической архитектуры, стиля прерий и открытого пространства за свою жизнь создал более 500 проектов. Большинство из них реализованы. Райт оказал колоссальное влияние на развитие западной архитектуры, а его творения вдохновляют и по сей день. В честь юбилея «Дом» вспомнил самые знаковые строения, рожденные в голове у главного архитектора США.
Бизнесмен из Екатеринбурга разбил в городе газон по швейцарскому образцу
18.09.2017 / 18.09.2017,
TJournal

Бизнесмен из Екатеринбурга разбил в городе газон по швейцарскому образцу

По его мнению, подобными мерами можно справиться с грязью на городских дорогах.