Архитектурный Вестник №2(101) 2008 Архитектурный Вестник №2(101) 2008

Архитектурный Вестник №2(101) 2008

информация:

оглавление:

От редакции Дмитрий Фесенко Что стоит а пути архитектурной профессии? По следам пресс-конференции в СА России-

Градостроительство

Тема года Андрей Иванов Общественные пространства в Москве и Берлине: сравнение с точек зрения архитектора и горожан. Интервью с Кристофом Лангхофом
Тема года М.Туркатенко Сон разума рождает чудовищ, но даже Шпееру такое и не снилось
Тема года Фламандский apgrade
Тема года Ольга Вендина Реквием по общественным пространствам Москвы
Колонка АИ Андрей Иванов Остроженка: уже общественное пространство?
Тема года Андрей Иванов Тема года-2008: TOWNSCAPE. Преамбула

Архитектура

Письма из Рочестера Феликс Новиков Безумство храбрых
Проекты и постройки Константин Савкин Маяк Подмосковья
Новые типологии Татьяна Пашинцева Типология доступности
Вести из мастерских Ирина Дмитриева От культурно-исторического контекста - к современной архитектуре
Архитектурные портреты Сергей Гнедовский От чистой науки к комплексному проектированию
Проекты и постройки Константин Савкин Солнечная головоломка
Проекты и постройки Сергей Мержанов Горизонтальный репер
Проекты и постройки Константин Савкин «Гипар», или тайные печати открытого конверта. Проект нового футбольного стадиона ЦСКА

Дизайн

*Другие Дмитрий Фесенко Блеск стекла. Рестайлинг экспозиции музея в Егорьевске
*Другие Дмитрий Фесенко Яхта от архитекторов

 

www.archvestnik.ru


статьи:

  • 15.09.2008
  • Алла Павликова // Архитектурный Вестник №2 (101) 2008, 28.06.2008

К первохристианской аскезе? Часовня Брата Клауса в Вахендорфе

Несмотря на недавний визит в Россию, швейцарский архитектор Петер Цумтор представляется нам загадочным, едва ли не мифологическим персонажем. Его объекты всегда тщательно проработаны и детализированы. Скрупулезный анализ и вынашивание идеи могут у него тянуться годами. В то же время его подход воплощает характерные черты швейцарской архитектуры, в основе которой лежит практический опыт, поддержанный эмпирическим знанием. У П.Цумтора целостность профессионального взгляда приводит к созданию вечных форм, которые передают центральную мистическую идею – «красота есть правда».
  • 15.09.2008
  • Алла Павликова // Архитектурный Вестник 2 (101) 2008, 28.06.2008

Невесомость подземелья. Библиотека университета искусств Тама

После завершения в 2001 году строительства медиатеки в Сендае, и сегодня поражающей воображение посетителей, о ее создателе Тойо Ито говорили много – и не только в профессиональных кругах. Поползли даже слухи о завершении его профессиональной деятельности. Все с нетерпением ждали от архитектора, удостоенного золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA), автора уникальных проектов новых сюрпризов. И это оказалось вполне оправдано. Т.Ито продолжал экспериментировать с формой и структурой здания, предлагать свежие концептуальные решения. Его идеи одна за другой воплощались в жизнь: торгово-развлекательный комплекс Vivocity в Сингапуре, флагманский магазин Mikimoto в Токио, здание выставочного комплекса Fiera 2 в Барселоне и вот, наконец, его новая библиотека при университете искусств Тама.
  • 28.07.2008
  • Ирина Дмитриева // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008, 03.07.2008

От культурно-исторического контекста – к современной архитектуре

Жилые микрорайоны, выполненные двумя столичными архитектурными мастерскими – Александра Асадова и «Александров и Партнеры», расположены на свободных территориях. В первом случае – это г. Пушкин, исторический пригород Северной столицы (бывшее Царское село), во втором – микрорайон Марфино, типичная московская жилая окраина.
  • 26.06.2008
  • Сергей Мержанов // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 26.06.2008

Новая жизнь дома-коммуны

У знакового объекта архитектуры московского авангарда - Дома-коммуны на улице Орджоникидзе – непростая судьба. Отслужив верой и правдой более тридцати лет, в середине 1960-х он был реконструирован с существенными изменениями по отношению к первоначальному состоянию
  • 05.06.2008
  • Владимир Белоголовский // Архитектурный Вестник АВ №2 (101) 2008, 03.05.2008

Я был в скульптуре на Бауэри стрит!

Культурная жизнь Нью-Йорка отмечена интересным событием. Открывшийся 30 лет назад в Трайбеке и ютившийся с тех пор в разных местах Новый музей переехал в только что построенное здание на Бауэри стрит
  • 03.06.2008
  • Евгения Соколова // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Perm-Museum: многоточие?

25 марта в Центральном Доме архитектора состоялась пресс-конференция, посвященная завершению второго, по идее, последнего этапа открытого международного конкурса на лучший архитектурный проект здания музейного центра г. Перми, организованного Центром современной архитектуры (Москва)
  • 03.06.2008
  • Константин Савкин // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Обстоятельная архитектура Дмитрия Буша

Во второй декаде января в Новом Пассаже прошла мимолетная однодневная выставка работ архитектора Дмитрия Буша, руководителя мастерской №6 ГУП МНИИП «Моспроект-4». Выставка была приурочена к 50-летию известного в профессиональных кругах не только автора крупных спортивных построек, но и победителя международных конкурсов.
  • 03.06.2008
  • Анна Гельфонд // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Институту развития города «НижегородгражданНИИпроект» – 80 лет

В апреле 2008 г. исполняется 80 лет старейшей проектной организации Нижнего Новгорода – МП «Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект».
  • 03.06.2008
  • Андрей Иванов // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Остоженка: уже общественное пространство?

Вообще-то я пришел туда, чтобы снять несколько фото для статьи О.Вендиной, настаивающей на пагубности для городского сообщества «захвата, приватизации и присвоения общественных пространств» и приводящей в пример создающихся в результате «закрытых привилегированных жилых зон» как раз «Новую Остоженку» (см. следующий материал этого номера «АВ»).
  • 03.06.2008
  • Дмитрий Фесенко // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008, 03.06.2008

Что стоит на пути архитектурной профессии? По следам пресс-конференции в СА России

В конце декабря СА РФ провел пресс-конференцию, в рамках которой президент Союза Ю.П.Гнедовский поднял целый ряд проблем. Среди них – дефицит профессиональной критики, прискорбное появление статей об архитектуре по скандальным поводам, сохранение своеобразия российских городов, вырождение архитектурных конкурсов в институт тендеров, бесперспективность нацпроекта «Доступное и комфортное жилье», тяжкая доля главных архитекторов и реорганизация структуры управления проектным делом и др. И все же главное, что заботит Юрия Петровича – это, мягко говоря, не очень высокий статус Союза и архитектурного цеха вообще в глазах общественности и власти.
  • 03.06.2008
  • Светлана Дувинг // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

И на MIPIM мы за ценой не постоим…

Частные самолеты и шикарные яхты, огромные выставочные павильоны и многомиллионные сделки – так во французских Каннах проходила Международная выставка коммерческой недвижимости MIPIM-2008. По данным информагентств, в этом году участниками выставки стали 6700 компаний из 74 стран мира. Общая площадь экспозиции составила более 26 000 кв.м. О своих наблюдениях, кто и с чем приехал в этом году в Канны, а также о суммах заключенных сделок и о том, как работают и отдыхают на MIPIMe, рассказывает наш корреспондент.
  • 03.06.2008
  • Александр Ракитин // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

По итогам конкурса на «Лучший проект памятника летчику М.В.Водопьянову»

В марте 2008 года подведены итоги открытого конкурса, объявленные в соответствии с решением жюри. Организаторы конкурса – Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы совместно с Комитетом по культуре города Москвы, Российской Академией художеств, Московским Союзом художников и Союзом московских архитекторов.
  • 03.06.2008
  • Дмитрий Фесенко // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

К 50-летнему юбилею

Творчество Дмитрия Буша отличает поразительная цельность и – соответственно – узнаваемость. В его основе лежат рационализм и пространственность как одни из главных качеств архитектуры. (Пожалуй, единственное исключение, подтверждающее правило – это проекты воссоздания и приспособления Китайгородской стены, датированные концом 1990-х гг.). Вероятно, эти рационализм, граничащий с утилитаризмом, хотя и в его поэтической версии, и пространственность в качестве «основного материала архитектуры» входят в абсолютный резонанс с немецким взглядом на мир – отсюда триумфальное «приземление» и многолетняя успешная работа тандема Д.Буш-А.Хомяков в Берлине.
  • 03.06.2008
  • Константин Савкин // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Камерный этап. 7-10-летие нижегородского рейтинга

К моменту прибытия корреспондента АВ в Нижний Новгород победителя рейтинга уже традиционно съели, а всю недоеденную или недопеченную продукцию архитектурного цеха завалило снегом. Поскольку в этом почти провинциальном городе нет проворных импортных дворников - снег лежал огромными пластами на всех парках, улицах, домах. Подумалось: хорошо, что успели оценить новостройки до этого массированного снегопада. А некоторые живые комментарии удалось получить от главного организатора нижегородских Рейтингов – Марины Игнатушко.
  • 03.06.2008
  • Андрей Иванов // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Тема года-2008: Townscape

Мы с вами – свидетели драматических изменений привычного городского ландшафта. Известный географ Б.Родоман, чуткий к особенностям пространствопользования, отмечает: «Из-за автомашин тротуар изменяет свои функции, перестает быть средством продольного движения людей по улице. Теперь это средство поперечного движения от дверей автомобиля до дверей бутика или офиса. Ныне тротуар социально неоднороден.
  • 03.06.2008
  • Феликс Новиков // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Безумство храбрых

Человечество чтит героев, проявивших мужество в бою, всяческие почести положены за подвиги, совершаемые в мирное время, а, между тем, для того чтобы построить город, какой-либо крупный комплекс сооружений, даже отдельное здание, тоже нужна немалая решимость, уверенность в безошибочности принятого решения. И недаром Осип Мандельштам сказал по данному поводу: «Зодчий говорит – я строю, значит, я прав».
  • 03.06.2008
  • Татьяна Пашинцева // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Типология доступности

В 2005 г. правительство России объявило о запуске национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». По нему к 2010 году ввод жилья будет удвоен с 40 до 80 миллионов м2 в год. Доступность жилья определяется суммой 14 тысяч руб. за квадратный метр. Как она будет достигаться – за счет экономичных архитектурно-конструктивных решений, эффективных технологий и материалов или ипотечных кредитов – значения не имеет.
  • 03.06.2008
  • Сергей Мержанов // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Горизонтальный репер.

Уже само местоположение комплекса «Времена года» – на Кутузовском проспекте (на чётной стороне, между Триумфальной аркой и Рублёвским шоссе) – вызывает у горожан разнобой эмоциональных реакций. Не секрет, что эта магистраль «общероссийского значения» имеет особый статус, и всё новое, что здесь появляется, рассматривается не только и не столько через призму художественности, сколько с ощущением присутствия налета вящей сенсационности и конъюнктурности.
  • 03.06.2008
  • Борис Киселев // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Пожалейте вы нас и наших детей! Из зала архсовета

Запланированное строительство 4-го транспортного кольца и южного дублёра Можайского шоссе, сделало весьма привлекательным для инвесторов участок на пересечении Староволынской и Минской улиц. В результате появилось предложение разместить в этом месте, по некоторым сведениям до 2006 г. значившемся среди природоохранных зон, крупный многофункциональный комплекс «Сетунь-Хиллс» общей площадью 730 тысяч кв.м.
  • 03.06.2008
  • Михаил Туркатенко // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Сон разума рождает чудовищ, но даже Шпееру такое и не снилось

Бытует мнение, на мой взгляд, весьма опасное, что историческая Москва выдержит и «перемелет» все – любое новое строительство, любое вмешательство в исторически сложившуюся структуру и застройку, любое изменение плотности освоения территории. Мол, настолько она изначально разностильна и разнохарактерна, что появление нового нового только развивает и дополняет эту ее особенность, отличающую город от того же исторического Петербурга. И новое строительство будет только продолжением «естественного» исторического процесса развития планировочной структуры и застройки центральной части Москвы.
  • 03.06.2008
  • Василий Бабуров // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Знание - сила

Российская экономика растёт, чему свидетельством строительный бум, охватывающий всё новые регионы. Меж тем жизнь в наших городах становится ощутимо хуже. Транспортный кризис, ухудшение экологии, неконтролируемая коммерческая застройка, имущественная и этническая сегрегация городских кварталов, прогнившая инфраструктура, убогие жилищные условия большинства граждан – список «язв» можно продолжить. То, что города больны и больны тяжело, видно невооружённым глазом, тогда как методы «лечения» неэффективны или попросту вредны.
  • 03.06.2008
  • Андрей Иванов // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008, 03.06.2008

Общественные пространства в Берлине и Москве: сравнение с точек зрения архитектора и горожанина. Интервью c Кристофом Лангхофом

Общественные пространства рассматриваются в Берлине как очень важная часть городской жизни, особенно в последние 15 лет, когда городская ткань и градостроительный контекст стали играть решающую роль при проектировании и строительстве индивидуальных зданий. Исторические напластования в городской структуре сейчас служат основанием для разработки стратегий развития, принятия строительных регламентов для конкретных мест и даже выдачи разрешений на строительство.
  • 03.06.2008
  • Ольга Вендина // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008, 03.06.2008

Реквием по общественным пространствам Москвы

Ключевой проблемой преобразования город-ской среды Москвы является трудноразрешимое противоречие между ценностью город-ской территории как недвижимости (частной собственности) и как общего достояния. Несмотря на долгую традицию городского планирования, наличие градостроительных нормативов и генерального плана развития Москвы, довольно жесткое зонирование территории, общественные пространства города воспринимаются как свободные территории, унаследованные от советского времени и не имеющие конкретного собственника.
  • 03.06.2008
  • Ирина Дмитриева // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Архитектурный конкурс в законе

«Роль конкурсов как метода творческого совершенствования, средства выявления новых архитектурных сил настолько очевидна, что не требует каких-либо обоснований». Это — цитата из журнала «Советская архитектура» за 1951 г., когда обстановка не слишком располагала к соревновательности. История конкурсного проектирования в России и в мире показала, что у этой формы выбора «лучших из лучших» есть как свои плюсы, так и минусы, и рассматривать конкурс как универсальное лекарство от всех проблем отечественной архитектуры не стоит. Кто лучше наших архитекторов может рассказать, как творческое соревнование становится продолжением «генеральной линии».
  • 03.06.2008
  • Дмитрий Фесенко // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Сергей Гнедовский: от науки к комплексному проектированию

Театр – это не только взаимоотношения театрального искусства и архитектуры, но и их социальная позиция, включая местоположение театрального здания в городе. Надо сказать, всегда существовали разграничения – государственный и негосударственный, официальный и неофициальный, или бедный театр. Они дают более широкое, чем СНИП представление о типологии зданий и уместности того или иного театрального сооружения в структуре города.
  • 03.06.2008
  • Константин Савкин // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

«Гипар», или тайные печати открытого конверта. Проект нового футбольного стадиона ЦСКА

Стадионы, как правило, облекаются в лаконичные архитектурные формы, которые будто бы нарочно подчеркивают гигантские размеры и композиционную независимость спортивных сооружений. Формальную утилитарность и самодостаточность иных заграничных ледовых арен наши специалисты прозвали «батонами». Оболочка ледового дворца спорта, не так давно построенного в Крылатском, вызывает более романтические ассоциации своим образом гигантского веера, оброненного сказочной девочкой-великаншей (см. нашу публикацию: АВ, №1(82) 2005, «Игра великанов»).
  • 03.06.2008
  • Константин Савкин // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Маяк Подмосковья. Новое здание Правительства Московской области

Недавно завершенный строительством административно-общественный центр Московской области располагается в Мякининской пойме у самой городской черты Москвы. В этом месте Москва-река, словно не решаясь войти на столичную землю, вначале течет вдоль кольцевой дороги на север, а потом, встретив на пути Волоколамское шоссе и за ним - выползший через МКАД мыс городской территории, решается резко повернуть вправо. Новый Правительственный комплекс Подмосковья, вышедший из мастерской М.Хазанова (ЗАО «Курортпроект»), занимает в этой речной петле высокий берег со стороны города, направляя свое архитектурное воззвание к подступающей с запада области.
  • 03.06.2008
  • Константин Савкин // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Солнечная головоломка. Интеллектуальная игра на Бутырской улице

Однажды некий дворянин, находясь в гостиной своего замка, обнаружил, что единственное окно квадратной формы, которое имелось в зале, дает чересчур много света. Он пригласил подрядчика и попросил переделать окно, чтобы через него проходила ровно половина света. Главным условием было требование сохранить окно квадратным, той же высоты и ширины. Дворянин не разрешал использовать ни занавеси, ни жалюзи, ни затемненное цветное стекло. Возможна ли желаемая переделка? Л.Кэрролл. Головоломка
  • 03.06.2008
  • Мария Титова // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Блеск стекла. Рестайлинг экспозиции в Егорьевске

Сейчас много говорят о реформах и обновлениях в крупнейших музеях страны: в Русском музее организуют дискотеки, ГМИИ им. Пушкина превращается в рекреационный квартал, в коллекцию Эрмитажа планируют включить современное искусство, однако новостей из малых городов практически не слыхать, тамошние музеи в большинстве своем застыли в советском анабиозе. В этом контексте историко-художественный музей подмосковного г.Егорьевска поражает своей активностью.
  • 03.06.2008
  • Ольга Божко // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Провоцирующая магия. Ретроспектива Инго Маурера в Нью-Йорке

Гений света – иначе этого немецкого дизайнера не назовешь. Его ретроспектива в Национальном Музее Купер-Хьюитт стала одной из крупнейших в области светового дизайна за последние годы. Он персонально присутствовал на открытии своей выставки, подготовка которой длилась около двух лет. Некоторые инсталляции создавались специально в расчете на здание музея, в том числе – объект из двухсот хрупких металлических клеток и говорящие светящиеся портреты Эндрю и Луиз Карнеги.
  • 03.06.2008
  • Мария Фадеева // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 03.06.2008

Яхта от архитекторов

Проект швертбота (яхты, оборудованной швертом) «Эмка» лишний раз доказывает, что архитекторы – мастера на все руки, и придумать могут не только здание. Эта работа выполнена по инициативе владельца одного из яхтклубов, базирующихся на Пироговском водохранилище, Александра Ежкова. Задача – ни много, ни мало, создать новую гоночную яхту национального класса. То есть судно, на котором будут проводиться все соревнования внутри страны. На сегодняшний момент такового нет, поскольку советская яхта «М», сертифицированная в СССР в качестве национальной, устарела. Впрочем, воспоминание о ней запечатлено в названии новой яхты.
  • 03.04.2008
  • Сергей Мержанов // Архитектурный Вестник АВ 2 (101) 2008 , 22.03.2008

Дом Наркомфина: свет в конце туннеля?

Наследие московского конструктивизма после многолетнего небрежения попало под яркий свет юпитеров. Реставрируются эпохальные сооружения 1920-30-х годов – Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, Дом культуры им. Горького (фабрики «Свобода») на Вятской улице, Дом культуры завода «Компрессор» на шоссе Энтузиастов и др. Пришёл черёд обратить внимание ещё на один шедевр конструктивистской архитектуры - дом-коммуну сотрудников Наркомфина на Новинском бульваре, построенный по проекту Моисея Гинзбурга совместно с Игнацием Милинисом. 18 марта в МУАРе открылась выставка «Дом Наркомфина и его значение»

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Три древнерусских храма в Смоленске
13.12.2017 / 13.12.2017,
arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»)

Три древнерусских храма в Смоленске

Три религиозных постройки: церкви Петра и Павла и Архангела Михаила, построенные в 12 веке, и церковь Иоанна Богослова, датируемая 1773 годом.
В Таиланде за один день построили храм из картона
08.12.2017 / 08.12.2017,
NEWSru.com

В Таиланде за один день построили храм из картона

В "культурной столице" Таиланда Чиангмае построили храм из картонных коробок, скрепленных скотчем. 15-метровое строение очень похоже на традиционные тайские храмы, которых в городе несколько сотен.
Тайны астраханской Триумфальной арки
08.12.2017 / 08.12.2017,
Московский комсомолец

Тайны астраханской Триумфальной арки

В Астрахани в честь 300-летия Астраханской губернии недавно появился новый городской объект — Триумфальная арка недалеко от Аллеи славы героям земли Астраханской. Однако мало кто знает, что ранее подобное творение уже стояло на территории города.