RSS
Проект Сибирь 27 Проект Сибирь 27

Проект Сибирь 27

информация:

Признаюсь, в редакции были сомнения, необходим ли сегодняшнему читателю такой вот «мемориальный» номер, посвященный десятилетию журнала NEO. С определенной натяжкой можно согласиться: да, NEO был прародителем ПРО и, соответственно, журнала ПРОЕКТ СИБИРЬ, и, подчиняясь традициям новейшего русского времени отмечать всякий мало-мальский юбилей, можно использовать и этот повод для подчеркивания своей «древней» истории. Однако, с какой стороны не посмотри, издание-то у нас совершенно другое – и по названию, и по содержанию, да и в редакции нет уже давно ни одного человека, работавшего над первыми выпусками NEO. 
Давайте договоримся так: десятилетие NEO будет лишь поводом для небольшого исследования: чем был этот своеобразный и очень необычный и по форме, и по содержанию журнал, и какой путь прошла архитектурно-дизайнерская пресса Сибири за это время. Тем более, что пока вынашивался замысел этого номера ПРОЕКТ СИБИРЬ, юбилей уже прошел и торжественный пафос вполне уместно сменить на беспристрастный анализ.

Журнал как произведение искусства
У хорошей идеи много родителей. Точную историю рождения NEO написать уже не получится, как невозможно и установить дату рождения журнала. Где-то в начале 1996 года вышел «нулевой» выпуск журнала, называвшегося еще НОВО, по форме напоминавшего буклет, но содержанием вполне укладывавшегося в стандарт «Архитектуры СССР». Качество «классических» архитектурных журналов прямо зависит от качества публикуемой архитектуры. И главной проблемой издания именно такого журнала естественным образом стала банальная проблема отсутствия построек, которые могли бы быть опубликованы в нем «без потери лица».
Следующие номера издания, сменившего название, формат и дизайн, делала команда, в которую вошли бывшие новосибирские «бумажники» и им сочувствующие; все, кроме главного редактора, верстальщиков и рекламистов, – с архитектурным образованием. За дизайн отвечали Юрий Нечай и Максим Зонов, тексты писали Вячеслав Мизин, Валерий Кламм, Виталий Дробиленко, Максим Зонов, Наталья Раздобреева. В качестве главного редактора выступил человек с журналистским и издательским опытом – Алексей Беликов. Алексей Поливанов стал «креативным менеджером». Издание поддержала группа бизнесменов, в которую входили представители «Профиля», «Сибакадемстроя», «Утилекса», «Атона» и других компаний-участников строительного рынка.
«Если мы не можем печатать местную архитектуру, которая бы подпадала под определение произведения искусства, стоит сделать произведением искусства сам журнал», – примерно так могла бы звучать концепция NEO. Придуманная Юрой Нечаем концепция «разнузданного» дизайна издания предполагала авторскую проработку почти всех страниц. Ближайший аналог – московский кислотно-молодежный «Птюч», который оформляли друзья Славы Мизина из группы «Арт-Бля». Содержание интересно по форме, небессмысленно и провокативно. Требует продолжения дискуссии… Архитектура приходила в журнал в основном с Запада – появлялись статьи о Роберте Вентури, Брюсе Гоффе, группе Site. Реклама инновационна: «быстрая смена пола» для паркетчиков, «большие белые тазы» для поставщиков сантехники. 
«Золотой» период NEO длился примерно год; его инновационность не была востребована: рынок ориентировался на стандартные образцы рекламы, архитектурное сообщество – на немудреный историзм, эксплуатирующий знакомые образы и удовлетворявший непритязательным вкусам заказчика. На энтузиазме было выпущено 8 номеров. 
Отведена ли была NEO роль «Искры», разжигающей пламя сибирской архитектурной революции? Вряд ли. Однако в какой-то мере на изменение сознания местных зодчих журнал повлиял, хотя бы ознакомив их с существованием иной архитектуры, нежели та, что они проектируют. Он создал почву для появления профессиональных изданий, освещающих ныне разные сегменты архитектурно-дизайнерской деятельности, печатных и электронных СМИ.
В этом номере ПРОЕКТ ­СИБИРЬ с согласия авторов и правообладателей мы публикуем наиболее интересные, на наш взгляд, материалы из журнала NEO 1996–1998 гг. в том виде, в каком они появлялись в журнале

оглавление:

27 neo  
 
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
новости 
 
Коротко 
Юбилейная выставка Крячкова
60-летний юбилей В.А. Симагина
Архитекторы без архитектуры
Жилой дом на улице Кропоткина в Новосибирске
Конкурс «Дом-Эконом-2007» для концепций экономичного и дешевого жилья
Итоги конкурса
Маргинальная архитектура
Земля, недвижимость… Архитектура?
Три события одной осени
Десять книг об архитектуре. И еще одна
Капительные итоги
Орнамент как преступление. Kвадрат как подвиг (neo 1996/4) 
 
новостройки  
 
тема номера 
 
Десять лет спустя 
Как всё начиналось? 
Архитектурная машина бессмыслицы (neo 1996/3) 
Роберт Вентури. Архитектор (neo 1996/1) 
Монументы величия и крови (neo 1996/2) 
Брюс Гофф: Микеланджело кича (neo 1996/2) 
Вожди и диваны (neo 1996/2) 
Берлин — столица XXI века (neo 1996/2) 
Большие белоснежные тазы (neo 1996/4) 
НАС 11 (neo 1996/4) 
Киберархитектура (neo 1996/5) 
Традиции сибирского плагиата (neo 1996/5) 
Так называемый футуродизайн (neo 1997/6) 
Принц и Фрэнк: архитектурные дебаты (neo 1997/7) 
Архитектура – это музыка моторов, юбок и камней (neo 1997/7) 
Конструктивизм новой Сибири (neo 1998/1) 
СибЧикаго (neo 1998/2) 
Интерьер сооружения не имеющего интерьеров (neo 1998/2) 
  
технологии 
Технониколь


Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.