Блоги: 21–27 марта

Блоггеры спорят о модернизации советских микрорайонов и ценностях квартальной застройки, размышляют о самоуправлении городских сообществ и ищут способ навести порядок во дворах многоэтажек.

На прошедшей неделе в блогах много рассуждали о проблемах российской урбанистики. Антон Шаталов, к примеру, затеял в своем журнале любопытную дискуссию на тему городских пространств. Дефицитом мест коммуникации людей, вроде классических площадей, скверов и улиц, жители российских городов, по мнению блоггера, обязаны советским градостроителям, не делавшим различия между частным и общественным: «Свободная планировка городов дала волю фантазии архитектора, и мы получили причудливые рисунки на земле (в народе «колбаски», «закорючки», «червячки») и полное отсутствие классических пространств, – замечает автор блога. – То, что по определению было частным – стало общественным, а то, что было общественным – стало ничьим».
 
Навести порядок во дворах многоквартирных домов, таким образом, можно лишь внушив их жителям, что двор – это их частное пространство, заключает Антон Шаталов. А вот пользователь Александр Антонов в сообществе RUPA замечает, что пока эта теория работает лишь в исторической квартальной застройке; население модернистских микрорайонов «реквартализации» активно сопротивляется: «Я думаю, надо в наших городах разрешить ничье пространство между домами нарезать на участки по 2 сотки и делать огородики с заборчиками – вот это пойдет на ура, свободная низкоплотная 5-тиэтажная застройка, а внутри нее заборчики, сарайчики, погреба, кошары с овечками». Александр Ложкин отмечает в комментариях, что именно квартал является «наиболее разумным инструментом, позволяющим разграничить частное и общественное». Границы, добавляет Антон Шаталов, нужно отметить средствами дизайна, взяв за образец, к примеру, практичных немцев, у которых, как пишет блоггер, «хорошо получается репарцелляция и гуманизация старых ГДРвских микрорайонов».

Подробнее о том, как в Европе научились реконструировать типовые микрорайоны, пишет автор блога townplanner.livejournal.com. Осознав, что утверждение микрорайона в качестве базовой единицы городского расселения – прошлый век, европейцы, пишет townplanner, тем не менее, не стали сносить под корень все наследие модернизма. Вместо этого, они перестраивают панельные многоэтажки и меняют планировку типовых кварталов. Нечто подобное, отмечает автор блога, предлагали, в частности, авторы пермского мастер-плана бюро KCAP. Впрочем, как комментирует Александр Ложкин, модернизация типового жилья в России – дело будущего; пока более насущным для муниципалитетов остается расселение бараков и частного сектора.

В отличие от урбанистов, обыкновенные жители далеко не всегда понимают ценность низкоплотной квартальной застройки. Вот, например, часть жильцов Буденновского рабочего поселка, который московские власти наметили к сносу, не возражает променять его на панельную многоэтажку. В Европе такой поселок с уникальным для мегаполиса расселением в 20 человек на один квадратный километр давно бы сделали элитным кварталом. А в Москве бесспорный памятник конструктивизма, в защиту которого в своем блоге на Сноб.ру пишет Петр Налич, теперь вполне может стать жертвой тех, кто специально довел свое жилье до аварийного состояния в надежде на переселение из коммуналки в отдельную квартиру.

Низкой плотностью, в свою очередь, ценен и частный сектор, сохраняющийся до сих пор в черте многих крупных городов. Правда, как показывает интернет голосование на портале onliner.by по поводу Минска, многие с недоумением смотрят на «деревеньки» в центре города. «Частный сектор – это не зелёные оазисы, а огороженные заборами унылые полуразвалившиеся строения, вокруг которых навалено грязи и мусора», – пишет, к примеру, Yurand2. – Я всецело за парки, но против этих гнойников». В то же время в сети нашлось и немало противников уплотнения и «панельных гетто»; по их мнению, нужно сохранить сам принцип усадебной застройки, но «не со свиньями в сарайчике, а вполне себе ухоженный».

Блоггер Илья Варламов посвятил отдельный пост дворам многоквартирных домов. Ростки самоуправления тут довольно трудно пробивают себе дорогу, во всяком случае, как отмечает Варламов, абсолютное большинство дворов в Москве – это хаотичная парковка, где все свободное место занимают автомобили и небольшой кусочек выделяется для детской площадки. Некоторые жители, впрочем, отмечают пользователи, создают вполне успешное ТСЖ, наводят во дворе порядок, но при этом вынуждены отгородиться забором. Их, правда меньшинство, а вот большинство либо не готово тратить на благоустройство свои деньги, либо считает эту идею изначально провальной.

Федор Новиков в блоге радиостанции «Эхо Москвы» уверен, что городское сообщество не просто способно навести порядок в своем дворе, но и управлять целым городом. В будущем мэр и администрация будут не нужны, считает блоггер: именно от жителей, которых урбанистика прошлого века считала неспособными к самоуправлению, «в значительной мере будет зависеть комфортность городской среды и способность города быстро реагировать на проблемы и разрешать их». Для начала жителям нужно хотя бы «научиться выбирать старшего по лестничной площадке», – парирует автору пользователь lebedev_64. Vadimp считает, что в постиндустриальную эпоху мегаполисы вообще ожидает дезурбанизация, а вот pavel_liberal вполне верит в то, что мэр в скором будущем «будет не какой-то сакральной властью, а реально технической фигурой – сити-менеджером, избираемым на прозрачных конкурсных условиях».

В блоге «Архнадзора» в это время обсуждали опубликованный на сайте эскизный проект планировки территории ЗИЛа. Бывший промышленный гигант собираются перестроить либо в технополис, либо в т.н. «mixed-use», снеся при этом большую часть производственных корпусов, которым не нашли применения. Сохранению подлежит лишь «ядро охраны», чему аудитория «Архнадзора» не на шутку возмутилась: «Позор. Теперь «Архнадзор» публикует статьи оправдывающие сносы, – комментирует, к примеру, пользователь Сергей. – Не рассказывая подробно о том, что сносят, не рассказывая об альтернативах и способах спасения».

Тем временем, еще один спор развернулся между «Архнадзором» и РЖД вокруг проекта реставрации Кругового депо. Как пишет в своем блоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, к реализации утвердили вариант, «максимально приближенный к историческому облику здания, но предполагающий демонтаж девяти радиусных ячеек-стойл со стороны проектируемых железнодорожных путей». В «Архнадзоре» это расценили как уничтожение половины вновь обретённого памятника. Блоггеры в свою очередь гадают, для чего будет использоваться перестроенное локомотивное депо и критикуют РЖД за многочисленные сносы старых вокзалов и станций, на месте которых, как пишет, к примеру, пользователь Сергей Головков,«появляются какие-то «модули», напоминающие контейнеры (вагончики)». Между тем, в блоге novser.livejournal.com нынешний спор стал поводом для интернет опроса: пользователи голосуют за и против реконструкции.

Возвращаясь в конце к главной теме обзора – судьбе микрорайонной застройки, приведем оригинальное мнение Михаила Белова. В своей недавней заметке про римский Пантеон архитектор заметил: «Когда у власти условный демос, все разворовывается и строят панельные трущобы; когда приходит тиран – то пирамиды и монументы среди этих трущоб». Современность навязывает модернистские ценности и в ней вот уже сто лет не появляются новые Пантеоны, замечает архитектор: «Так и живем. Рождаемся в черт знает каких зданиях; живем, правда, в разных; а болеем и умираем снова черт знает в чем. Хороним друг друга в ужасной и безобразной, и хуже всего, безвкусной и не умеющей стареть обстановке».

27 Марта 2013

Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.