Гоголь-три

Владимир Березин предложил альтернативный проект переноса памятника Гоголю на бульвар.

mainImg
В марте комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме поддержала предложение о переносе памятника Гоголю работы скульптора Андреева обратно на бульвар. Архитектор Владимир Березин отреагировал на эту идею альтернативным проектом; публикуем проект и статью автора. 
 
Гоголь 3
Председатель. А давайте Дзержинского снесем! Ну его с Лубянки! … Кто «За»? Кто «Против»? «Воздержался»?... Принято единогласно!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
Председатель. Нам кажется, что кондиционеры портят облик Москвы. Предлагаем убрать их с фасадов домов. Кто «За»? Кто «Против»? «Воздержался»?... Принято единогласно!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
Председатель. (в сторону) Что бы еще такое учинить? Точно! (Вслух) Предлагаю убрать старого Гоголя с бульвара, а на его место поставить еще более старого со двора. А? Что вы на это скажете? Кто «За»? Кто «Против»? Может кто «Воздержался»?... Принято!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
***

Здесь я не собираюсь осуждать тех, кто принимает решение. К тому же, строго говоря, решение еще не принято. Так, есть разговоры, но что из этого всего выйдет пока не известно. Известно лишь то, что рокировка Гоголями вполне возможна. Хорошо ли это? Плохо? Давайте просто разберем три возможных варианта развития событий. Сразу, для краткости дальнейшего изложения, определимся с «условными обозначениями». Гоголь №1 – памятник Н.В. Гоголю, созданный к столетию со дня рождения писателя в 1909 году  (скульптор Н. Андреев, архитектор Ф. Шехтель). Гоголь №2 – памятник 1952 года работы скульптора Н. Томского (поставленный в честь столетия смерти Гоголя).

Вариант 1
Ничего не происходит. Идея переноса памятника услышана и благополучно проигнорирована. Гоголи стоят на своих местах. От этого никому ни жарко, ни холодно (только может господину Председателю). К №1 уже привыкли в уютном дворе у дома, где жил великий русский писатель, а №2 прочно застолбил себе место на Гоголевском бульваре. Данный исход событий таит в себе наименьшее количество подводных камней, а именно – нуль.

Вариант 2
Рокировка состоялась. Шах и мат. Вот тут-то наш корабль и налетел на риф. Сразу скажу, что Вариант 2 считаю самым наихудшим из всех. Итак, представим, что Гоголь №1 вернулся на свое законное место. Первое, что делать со вторым? Ставить его на место первого – глупо, не тот масштаб, не та атмосфера. Куда его девать? Поставить вместе с Феликсом Дзержинским на задниках у ЦДХ? А между тем, что это за миф такой, что «печальный» Гоголь лучше «радужного»? Кто это сказал? Никто не спорит об эстетической ценности Гоголя №1, но, товарищи, Гоголь Томского не хуже. Да, он другой. Но быть другим, не значит быть хуже. Эти памятники – антиподы: один сидит, второй – стоит; один хмурый, другой улыбается; один интроверт, другой экстраверт; один камерный, другой – градостроительный (монументальный). Вот на последнем отличии двух Гоголей остановимся поподробнее, потому что именно из него и вытекает второй большой вопрос. 

Дело в том, что Гоголь №1 – при всех своих бесспорных плюсах – памятник камерный. Более того – это не «круглая» скульптура, а скульптура в 180 градусов – именно на такой сектор круга рассчитаны ее эстетические качества. Да, каждый градус этого полукруга «фасадной» части памятника – гениален. Но, извините, что сзади? Там ничего, глыба камня, что-то бесформенное. Сейчас, когда он мирно сидит у своего дома-музея, все его минусы просто-напросто не видны. Да, ты можешь обойти памятник кругом, но все же основное действо разворачивается в заветных 180 градусах.

А теперь мысленно перенесем его на бульвар. Градостроительный конфуз – не больше, ни меньше. Маленький, камерный Гоголь теряется в масштабе Арбатской площади. Где он? Ау? Люди по Гоголевскому бульвару идут черт знает к чему – к какой-то глыбе на постаменте великого Шехтеля. Нарушено все – и среда, и масштабность, и композиция. Сделав так, мы просто «убьем» произведение искусства Н. Андреева окружающей средой (причем не физически, как об этом сейчас беспокоятся эксперты, а эстетически). Оказывается, господин Председатель, памятники – это не шашки, чтобы их так легко двигать по городу. Здесь намного все сложнее.

В этом смысле Гоголь №2 – гениален. Он, может и уступает первому по качеству самой скульптуры, по идее и композиции, но по архитектурно-градостроительным качествам он на голову опережает предшественника. Начнем с того, что при И.В. Сталине умели работать, и работали далеко не дураки. Чувство места, пропорций, видовых точек, сомасштабности – было на высшем уровне. Гоголь №2, несмотря на все упреки, намного более гармоничен в изголовье бульвара, чем первый. Его поза, масштаб (как самой скульптуры, так и постамента) – всё как нельзя лучше сочетается с контекстом. А надпись на постаменте «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза»! Ведь это исторический документ (и, кстати, даже здесь два памятника остаются антиподами – сравните с лаконичной «Гоголь» на первом).

Итак, подводя итог, идея «восстановления исторической справедливости» так же абсурдна, как и восстановление клона Храма Христа Спасителя. Время изменилось, среда уже не та, масштаб стал другим. Оставим все как есть. Или нет?

Вариант 3
zooming
Вид Гоголя №1 сзади. Фотография 1910-х годов / www.school.edu.ru
zooming
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин

Каждая проблема таит в себе решение. Если второй вариант мы можем рассматривать со знаком «-», а первый, как «=» или «0», то логично предположить, что вариант 3 – это «+», выход из сложившейся ситуации. Вариант 3 – это возможность сделать нечто большее, шагнуть дальше, переосмыслить Гоголя. Без варианта 3 другие не имеют смысла: и инициатива и затраченная энергия людей, ходатайствующих за перенос памятника, если сбудется вариант 1; и просто уничтожение обоих памятников при варианте 2. Вариант 3 – есть, с одной стороны, объединение двух других, а, с другой, нечто большее. Без лишних слов перейдем сразу к делу.

Предлагаю оставить Гоголя №2 на своем месте, а за ним (спиной к спине) расположить Гоголя №1, аккурат по оси бульвара. Между памятниками устанавливается декоративная стена (предположительно из нержавеющей стали). Всё!
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин

Конечно, Председатель и компания будут против и даже возмущены, но позвольте сказать пару слов в свою защиту. В начале, выскажу чисто архитектурно-градостроительные соображения, потом перейду к вопросам философского и этического толка. 
  1. Получившийся «памятник» станет еще более сомасштабен месту. Теперь это многомерная инсталляция, – впредь буду называть вариант 3 инсталляцией – одинаково ориентированная как на город, так и на бульвар. Гоголь №2, как и раньше «ухмыляется» в сторону Арбатской площади. Как было сказано выше, он превосходно вписан в среду. Декоративная стена за ним только придает ему значимости и выделяет на фоне густой растительности бульвара. Гоголь №1 снова на своем историческом месте (!), только повернулся на 180 градусов (тут в голову приходит знаменитый миф о повороте в гробу) в сторону бульвара своей «лучшей» стороной. Декоративная стена не только скрывает неприглядную заднюю часть №1, но и так же «ограждает» камерность памятника от агрессивной городской среды. Все встало на свои места: «пафосный» Гоголь №2 обращен к пафосному городу, а «тихий» Гоголь №1 к тихому бульвару. 
     
  2. Данная инсталляция переосмысливает две вещи: а) подход к решению памятников; б) подход к решению бульваров. Классический бульвар – это пешеходная дорога, обрамленная с двух сторон деревьями, ведущая от условного пункта А к условному пункту Б. Обычно важность этих пунктов подчеркивается памятником. Только вот почти всегда человек идет от спины одного памятника к спине другого памятника. Он не понимает к кому идет, всю дорогу видя только заднюю часть скульптуры. Тимирязев ли это? Шухов? Гоголь? Одним словом – «Мужик в пиджаке». Гоголевский, Тверской, Сретенский, Страстной и др. бульвары только в одной Москве устроены выше описанным способом. В нашем же случае, люди идут по Гоголевскому бульвару к Гоголю, видя его в лицо на протяжении всего пути (около 400 метров от поворота бульвара).
     
  3. Тут возникает уместный вопрос: «А этично ли это? Так поступать с памятником великому русскому писателю!». Отвечаю: данная инсталляция корректно и по возможности точно и полно отражает дух Н.В. Гоголя. С любым другим писателем такое решение было бы просто идиотским и неуместным. К Тургеневу такое не подойдет. А вот с Гоголем – совсем другое дело. Что такое Гоголь? Это метафизик и мистик, при этом лирик и сатирик. Человек, наделенный превосходным чувством юмора и не менее тонким чувством сострадания. Патриот. Он уникален. В нем сочеталось несочетаемое, и именно из этого раздвоения, раскола личности он черпал свои образы. Гоголь абсурден, но его абсурд, доведенный до крайней точки, рождает смысл. Как ни странно, но при существующем положении оба памятника находятся слишком далеко друг от друга. Сейчас, их расположение просто абсурдно. Но при их постепенном сближении заряд энергии начинает повышаться, как при сближении электрических катодов и анодов. Наконец, градус абсурдности достигает своего апогея при их соединении, и абсурд  обращается в смысл, в своеобразное дада. Гоголь 3 – это метафизический памятник Гоголю, существующий только в нашем воображении, возможный только при наличии двух других. Поодиночке №1 и №2 есть «недостаточные» половины друг другу, антиподы, спорящие, кто же из них лучший. Гоголь 3 объединяет противоположности, их плюсы и минусы. Понятия «лучше» или «хуже» больше не существует. Спор погашен, консенсус найден.
PS
Председатель. Так с этим все понятно… Только вот… Как бы сказать… Что делать со сквером у дома-музея? Фонтан что ли на место памятника поставить? 
Присутствующие. (Немая сцена).
***
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

19 Июня 2014

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Сейчас на главной
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.