Архсовет Москвы–17

21 мая состоялся очередной архитектурный совет, в ходе которого все три вынесенные на рассмотрение проекта были одобрены.

mainImg
Проект гостиничного комплекса в Курсовом переулке
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Архитекторы бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» представили новый вариант гостиничного комплекса, который предполагается построить в районе Остоженки, на углу Курсового и Пожарского переулков. Предыдущая версия здания, разработанная компаниями Scott Brownrigg и ABV GROUP, уже рассматривалась на Архсовете, но одобрения не получила. В результате сменились проектировщики и  полностью изменился облик комплекса. Вместо остекленного кубического объема со смещенными этажами появился трапециевидный в плане монолитный дом из светлого камня с красиво утопленными проемами окон.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Были представлены два варианта проекта, однако один из них – с выступающими с торца балконами – на 4 метра превышал допустимые высотные параметры, поэтому члены совета решили поддержать версию, соответствующую выданному ГПЗУ.

Несколько смутило совет однообразное и одновременно претенциозное решение здания. Комплекс хорошо просматривается со стороны Пожарского переулка и, по мнению, большинства членов совета, притягивает к себе слишком много внимания. Андрей Гнездилов отметил высокое качество и уровень проработки проекта, но, по его словам, здание сделано даже слишком хорошо: «для контекста переулка такая монументальность – это слегка завышенная самооценка». Гнездилова поддержал и Евгений Асс, отметивший также некоторую незавершенность объема с окнами, уходящими в никуда.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1. Генплан © Цимайло Ляшенко и Партнеры

С этим утверждением не согласился Юрий Григорян. По его мнению, этот проект значительно лучше предыдущего, и если авторам удастся остановиться на высоте 24 метра, то вполне можно добиться хорошего качества строительства. Подобное же мнение высказали Сергей Чобан и Ханс Штимманн, уверенные, что с момента последнего рассмотрения были достигнуты очень хорошие результаты. Владимир Плоткин порекомендовал авторам подумать над дворовым фасадом, однако подчеркнул, что в целом здание весьма аккуратно встраивается в среду. «Дом сам по себе замечателен, – возразил на это Андрей Боков, – но к контексту он не имеет отношения. По крайней мере, авторам стоило бы внимательнее отнестись к его угловой части, расположенной на пересечении Пожарского и Курсового переулков. Сейчас она никак не обозначена».
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Еще одно серьезное замечание вызвал генеральный план участка: он не организует общественные пространства и прилегающие территории и не решает проблему взаимодействия с соседями. Если коснуться деталей, то ошибкой, по мнению Бокова, является расположение галереи вдоль двора: ее расположение с этой стороны здания не оправдано. Вполне достаточно одной галереи вдоль переулка. Кроме того, Бокова смутили балконы, которые, по его словам, не используются и в постоянном жилище, не говоря уже о временном.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Александр Кудрявцев был солидарен с большинством коллег по совету и отдал предпочтение 24-метровому варианту, однако и в случае соблюдения ограничений по высоте, с его точки зрения, объем кажется гипертрофированным – если рассматривать его как завершение перспективы. «На участке возникает довольно крупный 6-этажный монумент, который фактически меняет основные характеристики сложившейся городской среды, присущие ей черты заменяются совершенно новыми, а преимущество их перед прежними пока не очевидно,» – заключил Кудрявцев.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1. Развертка © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Тем не менее, представленный проект решено было поддержать, рекомендовав авторам внимательнее отнестись к вопросу взаимодействия с соседними участками, артикулировать угол и доработать такие спорные решения, как галерея и балконы.
 
Гостинично-офисный комплекс на Ленинградском проспекте
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Новый вариант проекта комплекса, который ранее разрабатывался бюро ABD, членам совета представил его автор Евгений Герасимов, специально прибывший в столицу из Санкт-Петербурга на Архсовет. Согласно его предложению, на Ленинградском проспекте должна появиться 153-метровая башня, повторяющая стилистику сталинских высоток. Напомним, что по результатам предыдущего рассмотрения заказчику было рекомендовано проработать именно такой вариант – с высотной башней и в согласии с исторической застройкой проспекта. Комплекс перенимает черты знаменитых московских высоток и в силуэте, и в архитектурных деталях, и в отделочных материалах: используется преимущественно натуральный светлый камень. Высотка со шпилем чуть сдвинута вглубь от проспекта, а лаконичный и невысокий объем административного блока выходит прямо на ТТК. Башня и блок объединяются общим 2-этажным основанием, а между ними возникает существенный разрыв.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. Ситуационный план. «Евгений Герасимов и партнеры».

Помимо образного решения, которое, по словам архитектора, возвращает нас к традициям московского строительства, башня позволила существенно сократить площадь застройки, освободив большое пространство между проектируемым комплексом, соседствующим с ним жилым домом и гостиницей «Советская». На этой территории предлагается создать зеленый бульвар с фонтанами, а вдоль фасадов зданий устроить проезды для автомобилей. Кроме того, решено было сдвинуть объем комплекса от красной линии, чтобы организовать перед ним широкий пешеходный променад.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. Генплан. «Евгений Герасимов и партнеры».

Юрий Григорян сразу задал авторам прямой вопрос по поводу эксплуатации образа сталинских высоток. По его мнению, выбранная стилистика в некотором смысле пародирует образ «семи сестер», пытаясь встать с ними в один ряд. В связи с этим возникает опасность повторения истории с башней Донстроя, которая стала большой травмой для города. Сейчас другая эпоха, но авторы проекта пытаются вернуться к прошлому, обесценивая оригинальную Москву. По мнению Григоряна, обращаться к традициям можно, но не так буквально.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. Бульвар. «Евгений Герасимов и партнеры».

«Подходить к проектированию надо очень ответственно, – возразил на это Евгений Герасимов. – Все, что строится сегодня – и есть современная архитектура. Мы не пытаемся пародировать прошлое, но делаем шаг навстречу традициям. Это не отменяет эволюционного пути развития».

Михаил Посохин также не согласился с Григоряном. Он уверен, что предложив пересмотреть ГПЗУ, совет не совершил ошибки. В результате появления выразительного высотного объема город получит новый акцент и ориентир. Кроме того, настоящий проект не пытается имитировать прошлое, в нем множество элементов современной архитектуры.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Андрей Боков одобрил саму идею пригласить в Москву архитекторов из Санкт-Петербурга. По его словам, такой опыт открыл массу новых возможностей и показал иной взгляд на работу внутри столицы. Например, решение отодвинуть башню от ТТК никогда не пришло бы в голову московскому архитектору, но здесь оно выглядит более чем уместно. Другого мнения придерживается Ханс Штимманн: с градостроительной точки зрения неправильно располагать высотку таким образом, это противоречит морфологии города; куда логичнее было бы продолжить линию проспекта. Кроме того, Штимману показалось непонятным решение с административным блоком, который не примыкает к башни, а странно от нее отодвинут: в Берлине же часто используется прием, когда башня вырастает из блока.
zooming
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Евгений Герасимов объяснил, что такое решение связано с восприятием объема. С дальних перспектив совершенно неважно, с какой стороны стоит башня, а вот вблизи она значительно уместнее выглядит в правой части комплекса, перекликаясь с домом Бурова и не «заглушая» узкую часть со стороны ТТК.

Блок административного здания у членов совета вызвал много вопросов. Такое решение категорически не понравилось Михаилу Посохину, который предложил объединить его с башней хотя бы атриумом. Андрей Гнездилов высказал опасение, что, даже если на этапе строительства просвет между объемами и сохранится, то в ближайшем будущем его все равно попытаются застроить.

Евгений Асс заметил, что данный проект принадлежит к типологии скорее нью-йоркских высоток, нежели московских. Сталинские башни, как правило, размещались на площади, занимая главенствующее положение в городе, в этом случае был оправдан и отступ от красной линии, чего нельзя сказать о ситуации на Ленинградке. Язык тектонических московских высоток оказывается встроенным в нехарактерные для них условия. Асс предложил отказаться от идеи проведения параллелей с семью высотками, но сделать комплекс частью новой эпохи.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Из небольших замечаний члены совета обратили внимание на несколько просевший, как в гостинице «Пекин», шпиль башни, предложили убрать проезды с внутреннего бульвара, обеспечив прямой доступ к зданиям, а также высказали идею устроить в вершине высотки видовой ресторан.

В целом, проект был поддержан с определенными поправками и рекомендациями по проведению дальнейшей работы.
 
Статус комплекса зданий консерватории

Еще один вопрос Архсовета был посвящен присвоению статуса уникального комплексу зданий Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского на Большой Никитской улице. Здесь никаких расхождений во мнениях у собравшихся не было, и идею единодушно поддержали.
 

22 Мая 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.