Блоги: 7–13 марта

В блогах обсуждают российскую часть списка Всемирного наследия ЮНЕСКО и собирают подписи в защиту тюменской бани архитектора-авангардиста А. Никольского; обсуждают реконструкцию частного сектора Новосибирска и голосуют за проект самой неудобной скамейки в журнале Артемия Лебедева.

Редко кто из архитектурных блоггеров не касался темы сохранения наследия, которая остается самой широко обсуждаемой в сети. Причем в блогах постоянно подчеркивают, что защита и реставрация памятников по-прежнему является чем-то противоестественным для российского государства. В этом уверен и автор блога az-mnogogreshny.livejournal.com, где на днях развернулась дискуссия вокруг российской части списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Последний объект в него внесли аж 8 лет назад и, как замечает az-mnogogreshny, «есть подозрение, что у нас в стране это особо никому не нужно». Ко всему прочему на последней сессии комитета была отвергнута наша номинация «Кремли России» – по мнению блоггера, немногочисленные российские заявки зачастую еще и безграмотно составлены; достаточно взглянуть на «предварительный список», где, к примеру, оказался мост через Енисей, «который сдали на металлолом в 2007 году».

В итоге az-mnogogreshny составил свой список кандидатов, в котором деревянное наследие России не исчерпывается Кижским погостом, а представляет собой серийную номинацию, где есть также номинации «Шатровые церкви XVI–XVII веков» и «Храмы Пскова», предлагается целиком сохранить Ростовский кремль и культурно-исторический ландшафт Суздаля и.т.п. К этому списку блоггер varandej добавил центры «промышленного наследия», а ffeztromop посоветовал локализовать серийные номинации, например, памятники конструктивизма или Нарышкинского барокко по регионам.

Тем временем, известный критик Александр Ложкин нашел оригинальную причину всех неудач с охраной памятников в России, которая, по его мнению, представляет собой некую религию, а не науку. Общественники и госчиновники просто «верят» в ценность тех или иных памятников, пишет автор блога, но не умеют доказывать ее остальным. Сделать сохранение истории «необходимым для самих горожан», как советует пользователь Игорь Поповский, по мнению Ложкина, утопия – все равно, что превратить слепую веру во всеобщую. Напротив, это не нужно навязывать, а вырабатывать самим городским сообществом на основе городской культуры, уверен критик.

А вот как эта своеобразная религия оборачивается на практике: архитектор Михаил Белов в своем блоге на днях писал, как в Москве «почитают конструктивизм». Вряд ли какой культурный человек не слышал, что авангард – это хорошо; однако вера не мешает «ползучим дизайнерам» превращать памятники, как пишет Белов, «в бесконечную ленту пахабной, гламурной мерзости, в которую уже превращены практически все фасадные развертки центральных улиц». Вот и стоит очередной дом в новом обличье: и вроде цел, а на деле – эстетическая катастрофа, заключает архитектор.

Ну а там, куда дизайнерская рука пока не добралась, конструктивизм гибнет от банального запустения. В сообществе MODERNISM.SU в Фейсбуке, к примеру, собирают подписи в защиту уникальной постройки архитектора Александра Никольского в Тюмени – круглой бани на улице Ленина. Единственному памятнику тюменского конструктивизма, доведенному до аварийного состояния, угрожает реконструкция под офисный центр.

В сообществе урбанистов RUPA, между тем, обсуждали на днях более глобальную проблему –дефицита урбанизма в российских городах, одним из последствий которого, кстати, является и исчезновение архитектурного наследия. В статье журнала «Эксперт», которую цитируют в блоге, пишут, что переломить ситуацию удастся, лишь подготовив «градостроителей новой школы». А вот участники RUPA сочли, что дефицит проявляется не в специалистах, а в инициативах местной власти и самих жителей, которые в принципе не генерируют никаких проектов. Вот что, к примеру, пишет Александр Антонов: «Ни власть, ни общество не формируют ни цели развития городов, ни какие-то локальные задачи, а просто плетутся в кильватере у землевладельцев, пытаясь как-то ограничить их сумасшедшую фантазию под свое понимание «общественных интересов»».

В итоге городские проекты остается генерировать самим урбанистам – об одном из них, по реконструкции частного сектора Новосибирска, рассказал в своем блоге Александр Ложкин. Суть его заключается в том, чтобы полностью не сносить трущобы частных деревянных домиков, возводя на их месте микрорайоны, а усовершенствовать существующую квартальную застройку, сохранив сложившуюся структуру землепользования. Однако, как замечает на RUPA Александр Антонов, частный сектор таит в себе гораздо более сомнительный вариант т.н. смешанной застройки, когда на отдельных участках без нарушения землепользования возводят многоэтажные и многоквартирные дома.

В блогах Питера, тем временем, шумят по поводу проекта Театра Аллы Пугачевой в устье реки Смоленки. После длительного затишья проект всплыл благодаря известному градозащитнику и депутату ЗакСа Алексею Ковалеву, который оспорил в суде выданную на него разрешительную документацию. По мнению депутата, здание – «бриллиант» разрежет пополам проектируемую Морскую набережную, что противоречит генплану. Большинство блоггеров с этим согласилось:«Ансамбль Новосмоленской набережной будет заткнут этой пробкой-центром, – замечает в блоге Фонтанки пользователь Zdobsi. – То есть взгляд упрётся в концертно-офисный комплекс, что напоминает строительство биржи и двух жилых высотных домов у ДК им. С.М.Кирова». – «Дырка в брюлике» плюс соблюдение высотного регламента – единственно верное решение для набережной, заключает блоггер Mickye.

А на белорусском портале onliner.by на днях вспоминали минскую Национальную библиотеку, которую решили построить ровно 11 лет назад. В итоге для одних библиотека стала лучшим современным зданием, а для других – «дизайнерским кошмаром». Как замечает автор поста, «с момента постройки минский ромбокубооктаэдр регулярно попадает во всевозможные рейтинги самых странных зданий в мире». «В списке самых уродливых зданий, составленном британским изданием The Daily Telegraph, из горячей 20-ки она занимает «почетное» 14 место», – уточняет пользователь E.S.G.1992. В сети, тем временем, не иссякает поток предложений, как улучшить облик здания: блоггеры советуют сделать тонировку, облицевать его зеркальным стеклом и керамогранитом.

Постоянный автор onliner.by блоггер Darriuss, между тем, написал недавно про советскую архитектурную эстетику Минска с его торжественными ансамблями, которые, как считает автор, значительно подпортили переделки последних 10-15-ти лет. Вместе с ними аудитория портала обсудила и еще один любопытный артефакт советской архитектуры: дома в форме то ли 666, то ли незаконченной аббревиатуры СССР, обнаружившиеся сразу в нескольких городах бывшего союза, например, Бресте, Обнинске, Харькове и др.

Можно долго спорить о том, стала или нет минская библиотека новым символом города, но вот в германском Дюссельдорфе таким символом точно являются три здания знаменитого деконструктивиста Фрэнка Гери, которые постоянно изображают на открытках. Блоггер Илья Варламов посвятил им свой новый пост из серии «хорошей архитектуры». Большинству его читателей, между тем, Гери понравился, правда, некоторых насторожили облицованные сталью фасады, которые, как пишут в комментариях, будут зарастать мхом.

Самую разнообразную деконструкцию, между тем, можно найти и в недавнем посте Артемия Лебедева, который решил провести своего рода анти конкурс на самую неудобную скамейку. Дизайнеры повеселились от души, придумав столько «невероятно неудобных и смешных работ», что сам автор блога, по его словам, не решился выбрать победителей и предоставил это право пользователям.

Ну а в самом перенаселённом городе мира – Шанхае шутить с благоустройством никому бы и в голову не пришло: а появившийся тут над перекрестком необычный круглый пешеходный мост в духе авангардных 1920-х – не аттракцион, а вынужденная необходимость, пишут в блоге computerra.ru. Впрочем, по мнению пользователей, справиться с пробками в Шанхае помогли скорее многоуровневые эстакадные развязки, а не пешеходные мостики, хотя это красиво и оригинально и давно пора применять на российских дорогах, пишут в комментариях.

13 Марта 2013

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.