English version

Жемчужина Дравы

В словенском городе Марибор завершился международный открытый конкурс, предметом которого стали сразу три объекта – набережная реки Драва, пешеходный мост и новое здание художественной галереи. В этом состязании приняли участие более 400 архитекторов, каждый из которых имел право представить как один проект, так и несколько. Мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» наиболее интересной для себя сочла возможность поработать над обликом художественной галереи и культурно-выставочный центр трактовала в виде гигантского эллипса, бережно вписанного во вновь создаваемый квартал.

mainImg
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Конкурсный проект нового здания Мариборской художественной галереи (Словения)
Словения, Марибор

Авторский коллектив:
Липранди Д.Д., Биндеман В.Н., Стаунэ Е.С., Семенов Ю.Г. при участии Зинюковой О.П.

2010 — 2010
Марибор – второй по величине и значению город Словении. Он раскинулся по обоим берегам полноводной реки Драва, всего в 16 километрах от границы с Австрией, и заслуженно считается важнейшим промышленным, экономическим и культурным центром страны. Не последним источников дохода для Марибора является въездной туризм – ежегодно город, знаменитый своими средневековыми замками, винодельческими традициями и расположенным по соседству горнолыжным курортом, посещают десятки тысяч человек. Однако всего через два года туристический поток обещает многократно возрасти – в 2012 году Марибор станет Культурной столицей Европы.

Традиция выбирать культурной столицей года один из городов стран Евросоюза была придумана в конце 1980-х и стала очень популярна. Для туристов это уникальный шанс увидеть в одном городе выступления лучших мировых коллективов и самые интересные выставки, для городов – повод получить дополнительные инвестиции и существенно обновить свои культурные территории. Скажем, в Порту именно по случаю приобретения статуса культурной столицы Европы был построен знаменитый Дом музыки. Словенский Марибор решил от предшественников не отставать и в начале этого года объявил открытый международный конкурс сразу на три объекта, призванных стать символами города в 2012 году, – набережную, пешеходный мост и галерею.

Техническое задание, разработанное при участии Международного союза архитекторов и муниципалитета Марибора, отличалось максимальной подробностью. В частности, новое здание художественной галереи должно было не просто стать вторым корпусом существующего музея, но своего рода штаб-квартирой Культурной столицей Европы 2012 года, а после этого на многие годы вперед сохранить статус одного из основных центров городского притяжения, превратиться в уникальный семейный культурно-досуговый центр, в котором посетители любого возраста найдут для себя познавательные и творческие занятия. Были сформулированы и пожелания к архитектуре: новая художественная галерея должна быть открытой и легкодоступной, обладать динамичной формой и ультрасовременной технологической «начинкой». Не в последнюю очередь именно поэтому под галерею был отведен целый квартал в самом центре Марибора, ограниченный улицами Ribiška, Koroška Cesta, Pristaniška и набережной Дравы. Техническое задание предписывало поместить в центр композиции выставочный комплекс общей площадью 8 тысяч квадратных метров, и дополнить его музеем для детей, творческими мастерскими, центром современной архитектуры, открытыми общественными зонами и подземной парковкой.

Имеющийся квартал коллектив Владимира Биндемана разделил по диагонали и на этой условной прямой, соединившей перекресток улиц Ribiška, Koroška Cesta и перекресток улиц Pristaniška и Vojašniška, разместил основное экспозиционное пространство. Оно заключено в прозрачный сферический объем, эдакий дирижабль, окруженный вспомогательными помещениями. Эти помещения объединены в два корпуса, которые к улицам обращены традиционными прямоугольными объемами, а к сфероиду – плавными изгибами, в плане напоминающими кисти рук, словно бережно поддерживающими хрупкую субстанцию. С выставочным пространством «руки» соединены переходами на различных этажах, так что связь всех помещений комплекса осуществляется через это центральное прозрачное ядро. Кровля правой «руки» представляет собой гигантский пешеходный пандус, левый же корпус имеет плоскую неэксплуатируемую крышу, на которой размещены устройства для сбора дождевой воды и солнечные батареи, аккумулирующие энергию для нужд здания. В облицовке самого сфероида архитекторы предлагали использовать специальное матовое покрытие из энергосберегающего стекла с функцией затемнения, которое позволило бы уберечь произведения искусства от слишком интенсивного солнечного света.

Своим главным фасадом  комплекс раскрыт на набережную Дравы и исторический центр города. «Руки», поддерживающие сфероид, расходятся в стороны, словно приглашая посетителей и прогуливающихся по набережной туристов пройти на внутреннюю площадь музея или подняться по открытой лестнице на последний выставочный этаж и полюбоваться прекрасными видами, открывающимися с высоты 29 метров. С противоположной от набережной стороны рядом с комплексом разбит ландшафтный и скульптурный парк, играющий одновременно роль «зеленых легких» галереи и места для размещения экспозиций под открытым небом. Фасад, обращенный к парку, решен как вертикальный сад – архитекторы стремились усилить впечатление слияния здания с окружающей природой, и в нем сделана проходная арка, связывающая сквер и внутреннюю площадь. Попасть на площадь можно и с перпендикулярных набережной улиц Ribiška и Pristaniška, так что доступ в сердце музейного комплекса обеспечен со всех четырех сторон, и главное требование технического задания о доступности нового культурного центра из разных точек города выполнено.

Все выставочные пространства сгруппированы в сфероиде, подвешенном за счет ферм-переходов над музейной площадью. Архитекторы спроектировали пять выставочных этажей, первые два из которых предназначены для постоянной экспозиции, два последующих для временных выставок, а самый верхний будет превращен в зал, посвященный истории и генплану Марибора. Сквозь «дирижабль» пропущена спираль пандуса, который позволяет перемещаться внутри выставочных пространств, минуя боковые переходы. Все остальные функции, такие как детский центр, творческие мастерские и Архитектурный центр расположены в отдельных корпусах, каждый из которых имеет самостоятельный вход, но соединен со сфероидом галереями на разных уровнях. А вот хранилища музея расположены на подземном этаже, на одном уровне с парковкой. Подземный этаж устроен под всеми корпусами галереи, и за счет перепада рельефа его высота меняется от 3 метров на парковке до 6 метров в хранилищах.

Двухпутная рампа для доставки экспонатов организована со стороны улицы Ribiška, там же сделан заезд в подземную парковку. А вот главный вход для пешеходов расположен со стороны набережной, в корпусе А, в плане напоминающем прямоугольник с одним скругленным углом. Для того чтобы лишний раз подчеркнуть открытость галереи городу, на уровне первого этажа стены  этого объема выполнены из прозрачного стекла, а начиная со второго прорезаны неровными «сталактитами» окон (чем, кстати, мгновенно заставляют вспомнить Форум Герцога и де Мерона в Барселоне). В центре вестибюля расположена огромная парадная лестница, подвешенная на стальных тросах к конструкциям перекрытия. В пространстве между ее маршами размещены информационный центр и кассы, а под лестницей и вокруг нее – сувенирные и книжные магазины. А чтобы заглядывающему в галерею с улицы человеку не казалось, что весь первый этаж занят торговлей, вестибюль оформлен минимальным числом перегородок. Из вестибюля по главной лестнице можно попасть в выставочные залы, библиотеку музея, а также в кафе и клуб, причем последние непосредственно примыкают к месту основного раскрытия двух корпусов- «рук» на набережную реки Драва – это не только обеспечит посетителей прекрасными видами, но и позволит заведениям работать в собственном режиме.

Корпуса В и С, в которых расположены все необходимые дополнительные функции, представляют собой узкие сблокированные параллелепипеды, стены которых так же «расщеплены» треугольными прозрачными вставками. По сути, это задний фасад комплекса, та заслонка, которая надежно фиксирует эфемерный сфероид в створе дугообразных зданий.  Архитекторы досконально продумали связи корпусов с основным выставочным пространством: свои галереи-переходы имеют и детский центр (преподаватели смогут проводить небольшие экскурсии и обучающие лекции), и творческие студии. Помещения детского центра организованы таким образом, чтобы иметь еще и непосредственный выход в парк, а в корпусе С, где располагается архитектурный центр, последний этаж отведен под кладовые и зону неформального общения.

Но, пожалуй, главное достоинство спроектированного «Архитектуриумом» комплекса заключается в его сомасштабности окружающей застройке. Самые яркие архитектурные элементы композиции – сфероид и обнимающие его «руки» -- выполнены из максимально прозрачных материалов, нивелирующих давление этих объемов на невысокие исторические памятники, расположенные по соседству, тогда как основные корпуса, «держащие» углы нового квартала, поддерживают их строй и ритм. Современная по композиции и технологии, новая художественная галерея органично сосуществует со своим окружением и способна стать его неотъемлемой частью.
zooming
zooming
zooming
zooming
Вестибюль
Интерьер
Интерьер
План подземного этажа
План первого этажа
План второго этажа
План третьего этажа
План четвертого этажа
План пятого этажа
План шестого этажа
zooming
Разрез
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Конкурсный проект нового здания Мариборской художественной галереи (Словения)
Словения, Марибор

Авторский коллектив:
Липранди Д.Д., Биндеман В.Н., Стаунэ Е.С., Семенов Ю.Г. при участии Зинюковой О.П.

2010 — 2010

09 Апреля 2010

Архитектуриум: другие проекты
Спортивный холм
Академия бадминтона, спроектированная на границе ЖК «Лайково», подстраивается под окружение не выходя за рамки языка современной архитектуры.
Селигерский форпост
Здание офиса продаж ЖК «Селигер-Сити» – яркая точка, с которой начинается редевелопмент очередной промзоны на Дмитровском шоссе.
В поисках утраченного рая
Мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» разработала архитектурно-градостроительную концепцию курорта «Paradise waters» на острове Бинтан в Индонезии.
Ледяное зеркало
Ломаные, разнофактурные, но в основном – отражающие всё вокруг фасады проекта спорткомплекса, который планируется построить в Химках, призваны «растворить» здание, спрятать его объём в отблесках окружения, чтобы не противоречить парку, на границе которого планируется построить комплекс.
Подмосковная Швейцария
На берегу реки Сходни закончено строительство жилого района со спортивно-оздоровительным и культурным центром «Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры».
Эко-решение
Семейный спортивно-досуговый центр в проекте мастерской Владимира Биндемана «Архитектуриум» укладом напоминает скаутский лагерь, а его композиция тяготеет к идеалам зелёной архитектуры.
Облако знаний
В конце прошлого года бюро Владимира Биндемана «Архитектуриум» приняло участие в международном открытом конкурсе на проект городской библиотеки поколения «2.0», которую планируется построить в самом центре Копенгагена.
На зеленом подиуме
Неподалеку от Красногорска по проекту мастерской «Архитектуриум» Владимира Биндемана начинается реализация нового жилого квартала «Опалиха-village».
Медные горы
Район среднеэтажной жилой застройки в окрестностях Екатеринбурга трактован как урбанизированное воплощение уральского ландшафта.
Город пригородов
До конца лета в Музее архитектуры проходит выставка «Город Архитектуриум», посвященная десятилетию мастерской.
Владимир Биндеман: «Архитектура у нас вполне уже западная,...
В четверг в Музее архитектуры открывается выставка «Город Архитектуриум», посвященная 10-летию одноименно архитектурной мастерской. О том, что сделано за этот срок, мы беседуем с ее основателем архитектором Владимиром Биндеманом.
Остров у дома
В одной из живописных излучин реки Сходни мастерская «Архитектуриум» строит жилой комплекс «Олимпийская деревня Новогорск. Курорт».
Виды с высокого берега
В ближайшем Подмосковье, на берегу Сходни по проекту мастерской «Архитектуриум» строится жилой комплекс «Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры», в состав которого войдут школа единоборств «Самбо-70» и центр театральных искусств.
Дом на повороте
По проекту мастерской «Архитектуриум» на Машкинском шоссе продолжается строительство «Олимпийской деревни Новогорск». В этом году в эксплуатацию сданы здание КПП и четырехэтажный жилой дом, расположенные на первой линии поселка.
Плотность как стиль
Проектируя на землях Новой Москвы район малоэтажной застройки под названием «Андерсен», архитектор Владимир Биндеман попытался представить, каким мог бы получиться городок, если бы его придумал правнук великого сказочника.
Квартал на трех берегах
Неподалеку от Красногорска по проекту мастерской «Архитектуриум» строится поселок таунхаусов «Рижский квартал». Стильная малоэтажная застройка организована вокруг большого лесного озера, и для Подмосковья это редкий пример, когда название подходит и соответствует содержанию.
Пригород Петербурга. Уютный и регулярный
Для одного из самых известных курортов Санкт-Петербурга – Сестрорецка – бюро «Архитектуриум» разработало концепцию малоэтажного жилого комплекса. Район, в состав которого войдут таунхаусы и коттеджи, проектируется как комплексное поселение с уютной и запоминающейся средой.
Пешеходная дуга
Неподалеку от подмосковной Истры мастерская «Архитектуриум» спроектировала комплекс малоэтажной застройки. Новый район с уютной пешеходной улицей должен стать частью поселка «Светлогорье».
Город у озера
Неподалеку от Ростова-на-Дону мастерская «Архитектуриум» спроектировала уютный городок на берегу озера. Как принято говорить в таких случаях, в нем есть все, что нужно для жизни: удобное жилье, необходимая инфраструктура, живописный парк и благоустроенная береговая зона. Но, главное, он обладает собственным архитектурным характером – его не спутаешь ни с каким другим поселением.
Вдоль дороги лента вьется
Архитектурной доминантой поселка «Олимпийская деревня Новогорск», спроектированного мастерской «Архитектуриум», станет многофункциональный комплекс, в который войдут школа, фитнес-центр, ресторан, тренировочный центр олимпийской сборной России по художественной гимнастике и даже несколько жилых домов. Этот сложносочиненный объем не только станет «въездными воротами» в новый поселок, но и шумозащитой для таунхаусов, расположенных в нем.
В разрезе
Для Хостинского района Большого Сочи мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» спроектировала гостиницу под названием «Кипарис». Из-за сильного перепада рельефа семиэтажное здание кажется трехэтажным, а благодаря запоминающейся форме в виде бумеранга оно могло бы стать новым символом района.
Брызги оранжа
В Ленинском районе Челябинска архитектурная мастерская Владимира Биндемана спроектировала жилой комплекс на 530 квартир. Для родины тяжелой промышленности СССР архитекторы придумали дом с запоминающимся силуэтом, необычной тектоникой и очень яркой палитрой.
На перекрестке двух бульваров
В 2004 году проект поселка «Новоархангельское», выполненный мастерской «Архитектуриум», победил в конкурсе, объявленном журналом «Современный дом». Тогда, пять лет назад, сам факт такого состязания для отечественного рынка загородных поселков был безусловным прорывом: девелоперы вдруг осознали, что успех коммерческого продукта под названием «поселок» закладывается не в последнюю очередь архитектором и именно на этапе создания генерального плана. Реализация проекта-победителя убедительно доказала, что это действительно так.
Террасы уходят к морю
Частный пансион семейного типа, построенный в Сочи по проекту Владимира Биндемана, можно считать примером качественной и элегантной курортной архитектуры, недостаток которой в последние годы ощущается в этом городе все острее. В то время, как будущая столица Зимней Олимпиады спешно застраивается масштабными жилыми, гостиничными и спортивными комплексами, Владимиру Биндеману и его соавтору Наталье Котовой удалось в самом сердце знаменитого курорта реализовать проект, в котором органично сочетаются камерность и комфорт, изысканный лаконизм форм и сложность конструктивных решений.
Олимпийские резервы на берегах Сходни
На живописном берегу извилистой и глубокой Сходни по проекту мастерской Владимира Биндемана строится спортивно-жилой комплекс «Олимпийская деревня Новогорск». Название проекта точно отражает суть его замысла: в поселке будет построен один из крупнейших в области спортивно-общественных комплексов, а основными покупателями жилья здесь должны стать тренирующиеся на многочисленных базах соседнего Новогорска нынешние и будущие олимпийские чемпионы России.
Похожие статьи
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.