Страсти на Страстном

Первое и пока единственное заседание Президиума обновленного ЭКОСа состоялось 26 июня. Были рассмотрены два предпроектных предложения. Первое, предполагающее радикальную перестройку дома Елагиной на Страстном, эксперты единогласно отклонили. Этот проект не только грозит уничтожить хорошо сохранившуюся историческую усадьбу, но и представляет собой карикатурную копию расположенного по соседству здания Николая Лызлова. Относительно второго – проекта восстановления-достройки здания бывшей Некрасовской библиотеки, речь шла преимущественно о деталях, и проект был утвержден с небольшими поправками. Публикуем также протоколы решений ЭКОСа.

mainImg

Дом потомственной почетной гражданки С.И. Елагиной, возведенный в 1890-е годы по проекту архитектора А.А. Драницына, расположен на Страстном бульваре под номером 11. Некогда особняк занимал доминирующее угловое положение между бульваром и несуществующим ныне проездом, и именно этим объясняются его Г-образная конфигурация и наличие двух разных, но одинаково нарядных фасадов. Южный, с двухколонным портиком, обращен к Страстному, восточный, с портиком из шести пилястр, – к нынешнему

Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Каретному ряду. Отметим, что дом сохранил не только фасады и ограду, но и подлинные интерьеры – двери, плафоны, печи. В чем, пожалуй, и заключается его главная ценность для современной городской среды. В 1920–1938 годы здесь располагалась редакция журнала «Огонек», и на доме установлена мемориальная доска его основателю и главному редактору, известному общественному деятелю М.Е.Кольцову.

Сегодня особняк по праву считается выявленным объектом культурного наследия и ждет статуса памятника – соответствующее решение до конца года должна принять (т.е. подтвердить или отказать в приеме под госоохрану) Межведомственная комиссия по постановке на государственную охрану объектов регионального значения, которой руководит Владимир Ресин.

Однако, как это, увы, часто случается в Москве, именно в то время, когда тянется бюрократическая процедура по присвоению объекту наследия охранного статуса, появляется проект его реконструкции, грозящий кандидату в памятники физическим уничтожением. Именно такой проект «строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации», выполненный архитекторами Станиславом Пошвыкиным и С. Суздальцевым из мастерской №8 «Моспроекта-2», был вынесен на рассмотрение ЭКОСа. И нужно признать, что даже ко многому привыкших членов Экспертного совета эта работа потрясла своим пренебрежительным отношением к объекту наследия.
Плановое реставрационное задание Москомнаследия, выданное в 2007 году, предусматривало проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением подвального этажа и чердачного пространства, воссоздание несохранившегося одноэтажного зимнего сада на основе архивных чертежей, а также разработку проекта благоустройства территории в границах отведенного участка.

Однако в проекте Станислава Пошвыкина эти рекомендации вылились в практически полную перестройку особняка: проект предусматривает сохранение лишь части его корпуса по Страстному бульвару и снос всего восточного крыла, за исключением 6-колонного портика, который просто «навешивается» на новый объем. На месте разбираемых фрагментов дома, занимая собой практически весь участок и полностью уничтожая все деревья его двора возводится (очевидно, в режиме «регенерации») гостиничный комплекс переменной этажности на 32 апартамента с подземной 5 уровневой автоматизированной парковкой. А под видом воссоздания зимнего сада (сведения о котором сохранились в чертежах начала XX в.) во дворе дома появляется 5-тиэтажное полностью остекленное здание с деревцами на крыше.

Любопытно, что особняк Елагиной – ближайший сосед хорошо известного нового здания Николая Лызлова. Это здание было построено на месте разрушенного особняка Сухово-Кобылина: правда, к чести архитектора Николая Лызлова надо сказать, что он памятника не ломал, а пришел на площадку тогда, когда от литературно знаменитого особняка осталось только требование согласующих инстанций восстановить его в прежних формах. Что и было сделано – на сильно подросшую бетонную основу «натянули» фасад, стилизованный под «эклектику» XIX века (но не точную копию утраченного особняка). Пространство за имитацией особняка заняло крупное (в масштабе соседних доходных домов) здание, архитектура которого явным образом перекликается с «брежневским» модернизмом.

Так вот что любопытно – дом Лызлова был по-видимому здесь понят архитекторами 8-й мастерской «Моспроекта-2» как абсолютный и непререкаемый авторитет – авторы исключительно дотошно воспроизвели логику лызловского проекта. Неискушенному наблюдателю может показаться, что архитекторы хотели заручиться поддержкой соседнего здания, многократно показанного на выставках и опубликованного (уж не для согласования ли?). Проект Станислава Пошвыкина удивительно похож – тот же обрубок памятника впереди, те же стеклянно-бетонные вертикали сзади. Сохранившийся малоэтажный фронт застройки Страстного бульвара, основу которого составляют знаменитые классические здания бывшей Екатерининской больницы, примыкающий к проектируемому зданию с другой стороны, авторами вообще в расчет не принимается.

Но есть два существенных различия: во-первых, дом Лызлова, несмотря на все «обкомовские» ассоциации был все же выполнен достаточно тонко – настолько, что критики не могли решить, чего же в нем больше, ар-деко или послевоенного модернизма.
В проекте Пошвыкина этих тонкостей, увы, не наблюдается – ни в пропорциях, ни в деталях. Что особенно видно на той иллюстрации, где архитекторы «врисовали» свой проект в карандашную картинку мастерской Николая Лызлова. Вместо того, чтобы помочь проекту, это сравнение ему вредит – новый сосед, простите, выглядит плохой, хотя и старательной копией. Хотя эта копия снабжена разными модными экологическими «прибамбасами» (привет «летнему саду» мадам Елагиной): деревья не крыше, ну прямо Версаль, пострижены под шарики и конусы; атриум увит лианами; в вестибюле кусты. Высота здания Пошвыкина ниже, чем у соседнего дома, зато подземных этажей больше – как будто бы дом забили в землю большим молотом… Впрочем, можно конечно сказать, что здание создает симметричную пару и вписывается в ансамбль лызловского здания. Но как только посмотрим на картинки, становится ясно – нет, все же это плохая копия, а не ансамбль.

И наконец, во-вторых, что особенно важно: дом Лызлова был построен «с нуля» уже после разрушения усадьбы, в данном же случае усадьба еще цела, и более того, ожидает статуса памятника. Еще не поздно остановить процесс.
Пожалуй, остается только добавить, что площадь нового строительства превышает габариты существующего особняка в 11 (!) раз. Впрочем, и это еще не самое интересное в проекте 8-й мастерской.

Самое интересное – это то, что Москомнаследие не нашло в предложениях архитекторов никаких нарушений и одобрило предпроект для дальнейшей работы. Этот проект – очень характерный, прямо-таки типовой пример манипулирования с так называемым «предметом охраны» и границами территории памятника. В данном случае (как и во многих других) предметом охраны почему-то была признана только часть здания; территорию памятника, на которой официально запрещено новое строительство, в несколько приемов (читай: заседаний разных советов) сократили до пятна дома. Что, собственно, и послужило основанием для разработки варварского проекта. Что же до городских структур, которые, казалось бы, обязаны защищать интересы московской старины, то они, как красноречиво следует из данного примера, запросто закрывают глаза на самые грубые нарушения принципов реставрации объектов наследия.

Президиум ЭКОСа единогласно отклонил проект Станислава Пошвыкина. В решении Совета говорится: «Планируемые мероприятия практически приведут к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия и нанесут ущерб историко-градостроительным характеристикам территории, примыкающей к Страстному бульвару». Некоторые члены Президиума ЭКОСа также высказались за то, чтобы отложить рассмотрение представленных предпроектных предложений до получения разъяснений от органов охраны памятников – в частности, о том, как подобный проект скажется на перспективах включения выявленного объекта культурного наследия в реестр.

Надо заметить, что принятое в июне решение ЭКОСа, по-видимому, возымело свое действие, и до настоящего времени предпроект пока не появлялся на регламентной комиссии у главного архитектора Александра Кузьмина.

Судьба второго рассмотренного на заседании ЭКОСа объекта – дома Салтыкова на Бронной (Тверской бульвар, вл.27/20/1) на данный момент выглядит сравнительно менее печальной. Здесь речь идет о «регенерации и реставрации» построек, выживших после варварского уничтожения основной части усадьбы в 1990-е. Иными словами, почти все что можно здесь уже сломали, теперь собираются восстанавливать силами того же «Моспроекта-2», но уже под руководством Владимира Колосницына (М. Посохин, В. Колосницин, Е. Смирнова).

На сегодняшний день от усадьбы, счастливо уцелевшей  при пожаре 1812 года, но не сумевшей пережить лихие 1990-е, сохранился лишь главный дом постройки Матвея Казакова, в котором до 2002 года находилась библиотека им. А.Н. Некрасова. С западной стороны под номером 25/18 к участку примыкает объект культурного наследия федерального значения – городская усадьба А.А. Яковлева, XVIII-XIX вв., сегодняшним москвичам более известная как Литературный институт.

Проект (об одной из неудавшихся попыток его согласования на общественном совете 23 апреля 2009 года мы писали) предусматривает реставрацию сохранившегося здания-памятника (в нем разместится государственная художественно-эстетическая школа для детей-инвалидов), а также восстановление периметральной застройки владения с воссозданием уличных фасадов основных корпусов (все это предназначено под апартаменты). В процессе восстановления, правда, будет построен новый 4-этажный объем, а также «доснесут» выжившую конюшню во дворе, и объем будущей постройки предполагается несколько покрупнее бывшей усадьбы… В сущности, это конечно никакое не восстановление утраченного в 1990-е, а новое строительство при сохранившемся доме. Ну что поделать, зато функцию изменили с офисной на жилую.

Итак, коли уж увеличенные объемы «воссоздаваемой» усадьбы уже согласованы многими инстанциями и не подлежат пересмотру, приходится рассуждать о деталях. Детали заключаются в том, чтобы сделать декор фасадов поближе к исходному классицизму бывшей усадьбы и приблизить этот декор к ранее согласованному проекту реставрации. А также убрать добавленные авторами со стороны бульвара аттики и заменить модернистский ленточный фасад над флигелем на нечто более сдержанное. Доработать силуэт нового здания со стороны Сытинского переулка и форму его бранмауэра со стороны усадьбы Яковлева.

В заключение Президиум ЭКОСа отметил, что благополучная реализация данного проекта возможна лишь при условии сохранения исторической планировочной структуры территории, примыкающей к Пушкинской площади. Именно поэтому в конце заседания члены Президиума обратились к главному архитектору Москвы Александру Кузьмину с письмом – просьбой представлять на рассмотрение ЭКОСа все актуальные материалы проекта реконструкции площади, а также ускорить решение вопроса об ее охранном статусе.

Наталья Коряковская

Ниже, для полноты и достоверности, публикуем текст упомянутого письма А.В. Кузьмину и протоколы решений ЭКОСа по двум описанным проектам.

***

Письмо А.В.Кузьмину по результатам Президиума ЭКОСа от 26.06.09

«На заседании Президиума ЭКОСа 26 июня 2009 г., в связи с многочисленными обращениями общественности вновь был поднят вопрос о состоянии дел по проекту освоения подземного пространства под Пушкинской пл. и Новопушкинским сквером.

Особую озабоченность вызывало заявление официального представителя Правительства Москвы о том, что проект появится до 2010 г. (сообщение РИА Новости от 20.06.09). А также начатые на территории Новопушкинского сквера опережающие археологические работы на месте предполагаемого размещения «культурно–досугового комплекса» при том, что проект был отклонен и отправлен на доработку решением Общественного совета при Мэре Москвы 02.07.2007 г.

В связи с неослабевающим общественным вниманием к судьбе Пушкинской площади просим Вас по мере готовности проектных материалов представлять их на рассмотрение ЭКОСа. Кроме того, просим поддержать наше обращение в Москомнаследие с просьбой информировать общественность об итогах проведения археологических работ и об их влиянии на основные проектные решения, а также ускорить решение вопроса об охранном статусе Пушкинской площади, с учетом принятого еще в апреле 2008 г. секцией Историко-культурного экспертного совета при Москомнаследии решения о принципиальной возможности отнесения объекта «Пушкинская площадь» к выявленным объектам культурного наследия в качестве достопримечательного места.»

***

Протоколы решений ЭКОСа от 26 июня 2009 г.

«ПРЕДПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА
В СОСТАВЕ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИИ ЗДАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОССОЗДАНИЯ В РЕЖИМЕ РЕГЕНЕРАЦИИ
по адресу: Страстной бульвар, д.11, стр.1

Заказчик: ООО «Страстной,11»
Проектная организация: «Моспроект-2»им.М.В.Посохина,
Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев
Историко-культурные исследования: «Моспроект-2»им.М.В.Посохина, Мастерская №20, Е.Г.Никулина, И.В.Крымова
Проект режимов использования земель и градостроительного регламента на территории зон охраны объектов культурного наследия:
НИиПИ Генплана г. Москвы, НПО-38, Е.Е.Соловьева, Т.В.Царева
Проект реставрации: Л.В.Лазарева, Е.В.Максимова

Объектом проектирования является «Дом потомственной почетной гражданки С.И.Елагиной», 1880-е гг. арх. А.А.Драницын. 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонек», на доме установлена мемориальная доска основателю и главному редактору журнала, известному общественному деятелю М.Е.Кольцову.

Особняк сохранил целостное архитектурно-художественное решение кон.XIX века, в том числе декоративное оформление фасадов и внутренних помещений. В интерьерах 1-2-х этажного здания сохранилось оформление парадной анфилады (плафоны, изразцовые и майоликовые печи, двери, парадная лестница, паркеты). Здание обладает высокой историко-культурной ценностью, является выявленным объектом культурного наследия (подтверждение статуса - протокол секции ИКЭС № 1/37 от 19.02.09).

Общая площадь существующего здания составляет ок. 600 м2..

По плановому реставрационному заданию Москомнаследия 2007 г. предусматривалось провести ремонтно-реставрационные работы с приспособлением подвального этажа и чердачного пространства, воссоздание несохранившегося зимнего сада на основе архивных чертежей, а также разработка проекта благоустройства территории в границах отведенного участка.

Представленные проектные предложения предусматривают сохранение лишь части корпуса по Страстному бульвару и восточной фасадной стены здания. На месте разбираемой части выявленного объекта культурного наследия, занимая практически все пятно отведенного участка, возводится 2-4-х этажная пристройка (мах.отм. - 19.75 м.) с подземной 5 уровневой автоматизированной парковкой на 48 м.м. (отм. - –21.6 м.). Общая площадь здания - 7680 м2, из них надземная - 3630 м2.

В здании предполагается разместить гостиничный комплекс на 32 апартамента.

Предпроектные предложения согласованы Москомнаследием для дальнейшего проектирования «с учетом проведения историко-культурных исследований … и разработки особых регламентов регулирования градостроительной деятельности в порядке, установленным постановлением Правительства РФ № 315». (согл.№ 16-02-900/7-(6)-2 от 05.06.2009). Указанным градостроительным регламентом, разработанным НПО № 38 НИиПИ Генплана Москвы и согласованным Москомнаследием и Росохранкультурой, в охранной зоне на исторической территории домовладения выявленного памятника допускается «компенсационное строительство в рамках специальных мер, направленных на регенерацию характеристик исторической градостроительной среды с целью создания переходного масштаба от объекта современного строительства по адресу: Страстной бульвар, 9 к мелкомасштабной застройке по Страстному бульвару с использованием следующих показателей: средняя этажность 3-5 эт. (максимальная отметка 18,8 м), процент застроенности – до 70%».

Президиум ЭКОСа не может одобрить представленные «Предпроектные предложения по строительству гостиничного комплекса в составе проекта реставрации здания с элементами воссоздания в режиме регенерации», предусматривающие разборку части здания, пристройку и надстройку выявленного объекта культурного наследия, полную ликвидацию всего природного ландшафтного окружения главного дома усадьбы и строительства на ее исторической территории 4-х этажного здания с многоуровневой подземной парковкой, поскольку планируемые мероприятия практически приведут к полной утрате историко-культурной ценности выявленного объекта культурного наследия, радикальной трансформации его восприятия и нанесут ущерб историко-градостроительным характеристикам территории, примыкающей к Страстному бульвару.

В отдельных вступлениях прозвучало предложение отложить рассмотрение представленных предпроектных предложений до получения разъяснений от органов охраны памятников о перспективах включения выявленного объекта культурного наследия в реестр в связи с проектируемыми мероприятиями по реализации проекта.

 ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕГЕНЕРАЦИИ
И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ
«ДОМ САЛТЫКОВА НА БРОННОЙ»
по адресу: Тверской бульвар, вл.27/20/1

Проектная организация: «Моспроект-2» им.М.ВПосохина,
Мастерская №7, В.В.Колосницин, Е.В.Смирнова, В.В.Фадеев
Историко-культурные исследования и проект реставрации:
ООО «ЦИГИ» В.И.Шередега, Б.Е.Пастернак.

Президиум ЭКОСа отмечает, что работа над проектом ведется в течение нескольких лет, предшествующая генерация проекта получала принципиальное одобрение ЭКОСа и других согласующих инстанций. Представленный проект предусматривает изменение функционального наполнения здания с сохранением основных ранее согласованных объемно-пространственных параметров. Дополнительные варианты фасадов разработаны по замечаниям Общественного совета при Мэре Москвы от 22.04.09.

В очередной раз, выражая сожаление по поводу разрушения в 1990-х гг. уникального ансамбля городской усадьбы Салтыкова, Президиум ЭКОСа считает правильным предлагаемое изменение функционального использования проектируемого комплекса, предусматривающее реставрацию стр.1 и 1А, восстановление периметральной застройки владения с воссозданием уличных фасадов основных корпусов.

В процессе обсуждения прозвучали рекомендации по уточнению объемно-пространственного и архитектурного решения отдельных элементов проектируемого комплекса, с тем чтобы в большей мере обеспечить стилистическое единство, благородную простоту и сдержанность, свойственную лучшим образцам московского классицизма, привести фасадное решение в соответствие с ранее согласованным реставрационным проектом воссоздания уличных фасадов. В частности были указаны следующие направления, по которым рекомендуется вести работу по доработке фасадов:

• Уточнить решение проходной галереи и исключить появление аттиковых элементов на фасаде по Тверскому бульвару.
• Отмечая положительные изменения объемных характеристик части здания, обращенной в сторону двора городской усадьбы А.А. Яковлева, XVIII-XIX вв., объекта культурного наследия федерального значения (Тверской бул., д.25/18), доработать архитектурное решение брандмауэра - как глухой стены с отдельными узкими проемами на верхних этажах, в части, отступающей от границы участка.
• Учитывая вынужденный характер организации въездов в гараж на фасаде флигеля по Б.Бронной ул., считать возможным устройство аттика и плоской кровли над воссоздаваемой исторической частью здания. Разработать более «спокойное» решение фасадов дома над флигелем с учетом того, что модернистский «ленточный» вариант решения этой части здания не нашел поддержки у большинства выступавших.
• Доработать силуэтные характеристики здания при восприятии здания со стороны Сытинского пер.

В заключение было отмечено, что реализация представленного проекта возможна исключительно при условии сохранения исторической планировочной структуры территории, примыкающей к Пушкинской площади. Реализация проекта освоения территории Пушкинской пл. и Новопушкинского сквера в ранее заявленных габаритах неизбежно приведет к резким изменениям восприятия воссоздаваемого комплекса усадьбы Салтыкова на Бронной.»

***

Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Фасады
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев.
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Генплан
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Разрез
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Разрез
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Ситуационный план (существующие строения)
Предпроект строительства гостиничного комплекса в составе проекта реставрации с элементами воссоздания, Страстной бул., 11. ГУП «Моспроект-2» им.М.В.Посохина, Мастерская №8, С.Д.Пошвыкин, С.В.Суздальцев. Ситуационный план
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др. Макет
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др.

23 Сентября 2009

Зеленый свет альтернативе
10 июня Экспертный совет при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) рассмотрел два альтернативных предложения по реконструкции Пушкинской площади, которые, в отличие от официального проекта, выполненного НИиПИ генплана совместно с турецкими архитекторами MNG Holding, улучшают пропускную способность транспортной развязки и при этом не противоречат идее регенерации исторической среды.
Магазины притворились культурными
23 марта Президиум ЭКОСа вновь рассмотрел проект реконструкции Пушкинской площади. Напомним, на пересечении Страстного и Тверского бульваров и Тверской улицы планируется построить подземный транспортный узел, а также торгово-развлекательный комплекс. Два года назад эти намерения московских властей вызвали единогласный протест архитектурного сообщества и широкой общественности, и скандальный проект был отправлен на доработку. Теперь эксперты, наконец, получили возможность досконально изучить и обсудить его новую редакцию.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.