Корабль на берегу города

Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.

Технологии Реклама
mainImg
На берегу живописного Фирвальдштетского озера, у подножия Швейцарских Альп, в центре Люцерна, на самом краю береговой линии, где встречаются старый город и вечно новая вода, а природное и урбанистическое окружение сливаются, отражаясь и преломляясь в зеркальной поверхности, возникло архитектурное явление, стремящееся ухватить и воплотить всю эфемерную суть этого места ─ Центр культуры и конгрессов Люцерна или, коротко, KKL.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Автор постройки, звезда мировой архитектуры Жан Нувель, в рамках свойственного ему контекстуального подхода сделал акцент на стыке стихий, на их вторжении, переходе и отсутствии границы ─ между окружающим и окруженным, между внешним и внутренним.
Первоначальная идея автора предполагала проект здания в форме корабля. И это понятно: в случае столь символичного для Люцерна местоположения игнорировать озеро как основной смыслообразующий элемент было невозможно.
Нувель намеревался построить свой объект прямо на воде, и тем самым буквально соединить общественный центр города с озером. От идеи здания-корабля вскоре пришлось отказаться, однако ее центральная тема не только сохранилась в финальном образе комплекса, но и получила развитие вместе с более сложной и интересной разработкой. Формально подход перевернулся ─ теперь не здание должно было встать на озере в окружении воды, а озеро должно было войти в объект. Тем не менее итоговая концепция сохранила первоначальный посыл: вода включена в здание, оно пронизано водой. При этом реализованный объект обрел более тонкие смысловые оттенки – не просто корабль, но также пристань, дебаркадер, транслирующий общий нарратив принятия, равновесия, баланса.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Центр культуры и конгрессов, как это и отражено в его названии, включает целый набор функций. Три основные институции ─ музей современного искусства, конгресс центр и концертный зал с великолепными акустическими свойствами – соответствуют трем независимым объемам, разместившимся под одной крышей. Также в KKL находятся офисы, несколько ресторанов и кафе, комнаты для деловых встреч, клубные помещения и обширный лаунж – таким образом, здание открыто для самых разнообразных видов деятельности и активно включено в городскую среду, а его расположение в шаговой доступности от вокзала обеспечивает идеальную связь с международной сетью железных дорог и аэропортом Цюриха.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Три части здания отделены друг от друга проникающими во внутреннее пространство неглубокими искусственными каналами с перекинутыми через них мостиками. Объединяющим элементом всего комплекса и главным акцентом его выразительности стала огромная, 113 x 107 метров, выступающая углом, общая крыша. Вид этого инженерного чуда может заставить усомниться в уместности слова «крыша»: нависая без опоры на 45 метров по диагонали, консольная конструкция словно парит над зданием. Огромное «крыло» постепенно утончается к краю, как бы растворяясь в пространстве, что создает иллюзию его невесомости, что, конечно, обманчиво, так как конструкция весит более двухсот тонн.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Чтобы проверить устойчивость спроектированной конструкции, инженеры построили модель в масштабе 1:200 и изучали её взаимодействие с ветром в аэродинамической трубе ─ помимо силы тяжести, ветер составляет основной источник нагрузки для высотных и навесных сооружений.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

В исполнении такого масштабного замысла важную роль играет материал ─ именно его характеристики определяют границы возможностей. Для отделки монументальной крыши-крыла над KKL были выбраны алюминиевые сотовые панели ALUCORE® в цвете  Silver Metallic 500 от немецкого производителя 3A Composites: из них создана гладкая нижняя поверхность консольной конструкции, которая накрывает собой все три части здания и значительную часть прилегающей Европейской площади. Основные достоинства панелей ALUCORE® – сверхвысокая жесткость, предельно малый вес, а также доказанная долговечность – определили выбор этого отделочного материала.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Своими свойствами сотовые панели ALUCORE® обязаны тем же технологиям, которые применяются при изготовлении наружного слоя корпусов самолетов и космических аппаратов. Основную инженерную инновацию материала составляет структура из сот, за счет которой обеспечивается эффективное распределение нагрузки. Готовая панель состоит из трех слоёв: двух покрывающих листов из специального антикоррозионного сплава алюминия и сотовой сердцевины ─ все три слоя монолитно соединены между собой с помощью технологии вязкоупругого склеивания. Как результат, вес панелей – например, при толщине 10,5 мм – составляет всего 6,3 кг/м2, а их жесткость на изгиб как минимум в 14 раз превышает показатель традиционных алюминиевых композитных панелей; панели также обладают отличными звукоизолирующими свойствами. 
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

При возведении KKL для крепления панелей ALUCORE® было использовано индивидуальное проектное решение. Позднее, чтобы облегчить процесс применения ALUCORE®, 3A Composites в коллаборации с компанией HILTI создали новую универсальную фасадную крепежную систему VFH ALUCORE XXL. Она позволяет с легкостью крепить панели даже сверхбольших форматов в любом направлении: вертикально, горизонтально, диагонально, со смещением или под наклоном, что дает еще большую гибкость для воплощения масштабных архитектурных замыслов с ALUCORE®
Именно таков масштаб KKL – здание занимает целый квартал, при этом оно органично соединяется с пейзажем, и дело здесь не только в эффекте обратной перспективы, когда на фоне огромных гор любой рукотворный объект будет казаться миниатюрным – продуманная мимикрия люцернского общественного центра возникает благодаря крыше-крылу. Нависая, она прячет массивный объем в тень, при этом сама, посредством отделки из серебристых панелей  ALUCORE® отражает синеву озера, солнечные блики или просто свет на воде, сливается с небом.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Высокое подкрышное пространство, как внутри здания, так и на обширной прилегающей площади, наполнено светом: чистое серебро в комбинации с «левитирующей» материальностью крыла добавляют архитектурному объекту сюрреалистичные космические ноты ─ верный способ разрушить привычность и тем самым побудить мысль к эстетическому восприятию.
Крыша вторит глади озера и одновременно противопоставлена ей; она становится вторым полюсом, а окружающая ее вода, включаемая во внутреннее пространство, приобретает динамику перехода от поверхности озера снизу к зеркальной плоскости сверху. Эту динамику, начинающуюся уже в пространственном противопоставлении плоскостей, усиливают и направляют уходящие вглубь зданий каналы и бьющие вверх, навстречу своему отражению, фонтаны. Взаимодействие с водной поверхностью становится еще более заметным и эффектным в ночных огнях: освещенные окна зданий и уличные фонари множатся, отражаясь в воде и в крыше и заливая светом все вокруг.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Люцерн традиционно считается культурной столицей Швейцарии, KKL стал символом этого города, всемирно признанным местом проведения театральных премьер, выставок, фестивалей, деловых мероприятий, конференций и других крупных событий. В центре царит особая атмосфера – уютная, деловая и возвышенная одновременно; и решающую роль в ее создании играет архитектура – выполненное с технологическим блеском впечатляющее пространство.

26 Октября 2021

Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.