Корабль на берегу города

Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.

Технологии Реклама
mainImg
На берегу живописного Фирвальдштетского озера, у подножия Швейцарских Альп, в центре Люцерна, на самом краю береговой линии, где встречаются старый город и вечно новая вода, а природное и урбанистическое окружение сливаются, отражаясь и преломляясь в зеркальной поверхности, возникло архитектурное явление, стремящееся ухватить и воплотить всю эфемерную суть этого места ─ Центр культуры и конгрессов Люцерна или, коротко, KKL.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Автор постройки, звезда мировой архитектуры Жан Нувель, в рамках свойственного ему контекстуального подхода сделал акцент на стыке стихий, на их вторжении, переходе и отсутствии границы ─ между окружающим и окруженным, между внешним и внутренним.
Первоначальная идея автора предполагала проект здания в форме корабля. И это понятно: в случае столь символичного для Люцерна местоположения игнорировать озеро как основной смыслообразующий элемент было невозможно.
Нувель намеревался построить свой объект прямо на воде, и тем самым буквально соединить общественный центр города с озером. От идеи здания-корабля вскоре пришлось отказаться, однако ее центральная тема не только сохранилась в финальном образе комплекса, но и получила развитие вместе с более сложной и интересной разработкой. Формально подход перевернулся ─ теперь не здание должно было встать на озере в окружении воды, а озеро должно было войти в объект. Тем не менее итоговая концепция сохранила первоначальный посыл: вода включена в здание, оно пронизано водой. При этом реализованный объект обрел более тонкие смысловые оттенки – не просто корабль, но также пристань, дебаркадер, транслирующий общий нарратив принятия, равновесия, баланса.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Центр культуры и конгрессов, как это и отражено в его названии, включает целый набор функций. Три основные институции ─ музей современного искусства, конгресс центр и концертный зал с великолепными акустическими свойствами – соответствуют трем независимым объемам, разместившимся под одной крышей. Также в KKL находятся офисы, несколько ресторанов и кафе, комнаты для деловых встреч, клубные помещения и обширный лаунж – таким образом, здание открыто для самых разнообразных видов деятельности и активно включено в городскую среду, а его расположение в шаговой доступности от вокзала обеспечивает идеальную связь с международной сетью железных дорог и аэропортом Цюриха.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Три части здания отделены друг от друга проникающими во внутреннее пространство неглубокими искусственными каналами с перекинутыми через них мостиками. Объединяющим элементом всего комплекса и главным акцентом его выразительности стала огромная, 113 x 107 метров, выступающая углом, общая крыша. Вид этого инженерного чуда может заставить усомниться в уместности слова «крыша»: нависая без опоры на 45 метров по диагонали, консольная конструкция словно парит над зданием. Огромное «крыло» постепенно утончается к краю, как бы растворяясь в пространстве, что создает иллюзию его невесомости, что, конечно, обманчиво, так как конструкция весит более двухсот тонн.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Чтобы проверить устойчивость спроектированной конструкции, инженеры построили модель в масштабе 1:200 и изучали её взаимодействие с ветром в аэродинамической трубе ─ помимо силы тяжести, ветер составляет основной источник нагрузки для высотных и навесных сооружений.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

В исполнении такого масштабного замысла важную роль играет материал ─ именно его характеристики определяют границы возможностей. Для отделки монументальной крыши-крыла над KKL были выбраны алюминиевые сотовые панели ALUCORE® в цвете  Silver Metallic 500 от немецкого производителя 3A Composites: из них создана гладкая нижняя поверхность консольной конструкции, которая накрывает собой все три части здания и значительную часть прилегающей Европейской площади. Основные достоинства панелей ALUCORE® – сверхвысокая жесткость, предельно малый вес, а также доказанная долговечность – определили выбор этого отделочного материала.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Своими свойствами сотовые панели ALUCORE® обязаны тем же технологиям, которые применяются при изготовлении наружного слоя корпусов самолетов и космических аппаратов. Основную инженерную инновацию материала составляет структура из сот, за счет которой обеспечивается эффективное распределение нагрузки. Готовая панель состоит из трех слоёв: двух покрывающих листов из специального антикоррозионного сплава алюминия и сотовой сердцевины ─ все три слоя монолитно соединены между собой с помощью технологии вязкоупругого склеивания. Как результат, вес панелей – например, при толщине 10,5 мм – составляет всего 6,3 кг/м2, а их жесткость на изгиб как минимум в 14 раз превышает показатель традиционных алюминиевых композитных панелей; панели также обладают отличными звукоизолирующими свойствами. 
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

При возведении KKL для крепления панелей ALUCORE® было использовано индивидуальное проектное решение. Позднее, чтобы облегчить процесс применения ALUCORE®, 3A Composites в коллаборации с компанией HILTI создали новую универсальную фасадную крепежную систему VFH ALUCORE XXL. Она позволяет с легкостью крепить панели даже сверхбольших форматов в любом направлении: вертикально, горизонтально, диагонально, со смещением или под наклоном, что дает еще большую гибкость для воплощения масштабных архитектурных замыслов с ALUCORE®
Именно таков масштаб KKL – здание занимает целый квартал, при этом оно органично соединяется с пейзажем, и дело здесь не только в эффекте обратной перспективы, когда на фоне огромных гор любой рукотворный объект будет казаться миниатюрным – продуманная мимикрия люцернского общественного центра возникает благодаря крыше-крылу. Нависая, она прячет массивный объем в тень, при этом сама, посредством отделки из серебристых панелей  ALUCORE® отражает синеву озера, солнечные блики или просто свет на воде, сливается с небом.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Высокое подкрышное пространство, как внутри здания, так и на обширной прилегающей площади, наполнено светом: чистое серебро в комбинации с «левитирующей» материальностью крыла добавляют архитектурному объекту сюрреалистичные космические ноты ─ верный способ разрушить привычность и тем самым побудить мысль к эстетическому восприятию.
Крыша вторит глади озера и одновременно противопоставлена ей; она становится вторым полюсом, а окружающая ее вода, включаемая во внутреннее пространство, приобретает динамику перехода от поверхности озера снизу к зеркальной плоскости сверху. Эту динамику, начинающуюся уже в пространственном противопоставлении плоскостей, усиливают и направляют уходящие вглубь зданий каналы и бьющие вверх, навстречу своему отражению, фонтаны. Взаимодействие с водной поверхностью становится еще более заметным и эффектным в ночных огнях: освещенные окна зданий и уличные фонари множатся, отражаясь в воде и в крыше и заливая светом все вокруг.
Фотография: предоставлена 3A Composites / KKL Luzern ®

Люцерн традиционно считается культурной столицей Швейцарии, KKL стал символом этого города, всемирно признанным местом проведения театральных премьер, выставок, фестивалей, деловых мероприятий, конференций и других крупных событий. В центре царит особая атмосфера – уютная, деловая и возвышенная одновременно; и решающую роль в ее создании играет архитектура – выполненное с технологическим блеском впечатляющее пространство.

26 Октября 2021

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.