Театр имени Ханса Отто в Потсдаме: окрыленный куб

Смелый замысел Притцкеровского лауреата Готтфрида Бёма – сделать бетонную кровлю театра в Потсдаме похожей на красные крылья – удалось воплотить с помощью гидроизоляции и финишного покрытия Triflex.

mainImg
Компaния:
Triflex
Потсдаму, столице земли Бранденбург, пришлось долго ждать своего театрального здания. В последние дни войны, в апреле 1945-го, старая сцена была разрушена бомбардировками, и с тех пор труппа была вынуждена скитаться из одного временного театрального «жилища» в другое, пока Совет министров ГДР не принял в 1985 решение о строительстве для нее нового дома в самом центре Потсдама.

Но в 1991 это сооружение, хотя строительные работы к тому моменту почти завершились, оказалось снесено, так как не вписывалось в новую градостроительную концепцию площади Альтер Маркт, разработанную после объединения Германии. На его месте раньше стоял королевский дворец, который планировалось воссоздать (в наши дни он построен и вместил ландтаг, парламент Бранденбурга). Однако на той же площади в том же 1991-м для театра построили временное здание, где он и провел следующие 15 лет.

Но конец скитаниям был близок. В 1995 состоялся архитектурный конкурс на проект нового здания, который выиграл Притцкеровский лауреат Готтфрид Бём. Строительство началось в марте 2003 года, а с сентября 2006-го театр дает регулярные представления в новом доме.

Впечатляющая динамичная форма

Новое здание расположено далеко не там, где можно было бы ожидать встретить театр: не в историческом центре, не в городском парке, а в уединении, на полуострове, выдающемся в озеро Тиферзее. Театр стал частью реконструированной промзоны Шиффбауэргассе, где у самой воды теперь возникли различные учреждения культуры, образования и «творческой индустрии».
Театр Ханса Отто в Потсдаме
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG

Около трети сооружения перекрывают три «чаши», из которых составлена его ярко-красная кровля. Они расположены друг над другом, образуя полукруг. Нижняя «чаша» делает изгиб над фойе, а две верхние охватывают сверху зрительный зал.
Театр Ханса Отто в Потсдаме
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG

Незаметная со стороны суши за прямоугольным объемом сцены и расположенных за ней технических и административных помещений, кровля раскрывается в своей полноте со стороны озера, распахнув свою далеко выдающуюся конструкцию, словно крылья, выросшие на строгом «кубе». Выпуклые и вогнутые края находящих друг на друга «чаш» простираются вплоть до спускающихся к воде террас.
Театр Ханса Отто в процессе строительства
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG

Производство опалубки и разработка рецептуры бетона для кровли, а также сами бетонные работы представляли собой задачу особой сложности с точки зрения как планирования, так и исполнения. Требовались индивидуальные решения, поскольку упомянутые три части кровли имеют уклон до 45°. Дизайн и реализация гидроизоляции крыши на поверхностях под таким крутым уклоном, как в этом проекте, также требовали больших усилий. Тестовые поверхности (мокапы) в масштабе 1:1 были изготовлены таким образом, чтобы при подборе подходящих материалов максимально учитывались все факторы вплоть до мельчайших деталей.
Гидроизоляция всех примыканий и узлов была выполнена без швов и стыков с помощью системы Triflex ProDetail
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG

По замыслу архитектора, цветовая гамма трех чаш (площадью 600, 700 и 1000 квадратных метров, соответственно) должна соответствовать фасаду уже завершенного кубического крыла. Для воплощения этой идеи потребовалось провести провести ряд пробных нанесений.

Современный строительный материал как решение

Функциональные слои кровельной гидроизоляции – пароизоляция, минераловатная теплоизоляция (с битумным покрытием с верхней стороны) – были уложены на клеевой слой либо закреплены механически. Поверх теплоизоляции расположили битумный («несущий») слой для гидроизоляции Triflex ProTect – жидкого полимерного гидроизоляционного материала на полиметилметакрилатной основе (PММА). Гидроизоляция всех примыканий и узлов была выполнена без швов и стыков с помощью системы Triflex ProDetail.
Театр Ханса Отто в процессе строительства
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG
По желанию архитектора было использовано финишное покрытие ярко-красного цвета, разработанного специально для этого объекта
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG

Надежность и эффективность материала проверена десятилетиями успешного его применения. Гидроизоляционная система с интегрированной армирующей прослойкой имеет Европейский технический сертификат (ETA) по самым высоким категориям эксплуатационных характеристик, отвечает требованиям Евпропейского регламента на строительные материалы (маркировка CE), а также немецкого закона о строительных материалах; внесена в перечень строительных материалов (Bauregelliste) и части II Перечня строительных норм и правил Строительного надзора Германии. В соответствии с замыслом архитектора было выбрано финишное покрытие Triflex в ярко-красном цвете, которое было нанесено поверх гидроизоляции. Этот цвет был специально разработан специалистами Triflex для этого объекта.
На свежий слой гидроизоляционной системы Triflex ProTect укладывается армировочное полотно
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG

Жидкие полимерные материалы разработаны таким образом, что при высокой степени эластичности они также демонстрируют и повышенные прочностные характеристики. Это означает, что функциональность и надежность системы сохраняется даже при динамических нагрузках: подвижках строительной конструкции, вибрации, контракционных напряжениях, возникающих в результате температурных перепадов. Гидроизоляция, выполняемая жидкими полимерными материалами, отвечает самым высоким требованиям, когда речь заходит о геометрии строительного сооружения. Жидкую гидроизоляцию уже в заводских условиях делают тиксотропной, что исключает сползание свеженанесенного слоя с практически вертикальных поверхностей. Независимо от формы здания, устройство жидкой полимерной гидроизоляции всегда представляет собой экономичное и технически надежное решение.

Жидкую гидроизоляцию уже в заводских условиях делают тиксотропной, что исключает сползание свеженанесенного слоя с практически вертикальных поверхностей
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG
Театр Ханса Отто в процессе строительства
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG
Театр Ханса Отто в процессе строительства
Фото предоставлено Triflex GmbH & Co. KG


О выполненных работах:
  • Площадь: три «чаши» кровли общей площадью 2300 м²
  • Гидроизоляция: Triflex ProTect (поверхность), Triflex ProDetail (примыкания)
  • Исполнитель работ: Penzel Dachsysteme GmbH, город Бютцов (Германия)

Порядок выполнения работ:
  • Подготовка основания: удаление непрочных элементов
  • Грунтование: не требуется
  • Гидроизоляция узлов: Triflex ProDetail
  • Гидроизоляция поверхности: Triflex ProTect
  • Запечатка: Triflex Cryl Finish 205 (специальный цвет)

Поставщики, технологии

Triflex

25 Марта 2020

Triflex : другие статьи и новости
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».