Игра отражений

Шесть художественных эффектов, которых можно добиться в архитектуре с помощью зеркальных композитных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect.

mainImg
Мастерская:
Delugan Meissl
Проект:
Жилой дом Casa Invisibile
Словения

2013
В ассортименте компании 3AComposites, которая производит известные по всему миру композитные панели ALUCOBOND® и в этом году отмечает свое 50-летие, коллекция naturAL – одна из самых востребованных. Поверхности, предлагаемые проектировщикам в составе этой коллекции, отдают дань естественной красоте металла – его приглушенному сиянию, способности поглощать или отражать свет. Наиболее яркая среди них, пожалуй, – зеркальная поверхность ALUCOBOND® naturAL Reflect.

Поверхность ALUCOBOND® naturAL Reflect по эстетическим качествам не уступает зеркалу: такая же гладкая, с высокой отражательной способностью. Ее преимущество в удобстве эксплуатации, поскольку поверхность не боится осадков, морозов и жары, защищена от коррозии и плесени, ее легко чистить. При этом, в отличие от зеркала, композитные панели ALUCOBOND® просты в обработке, легко монтируются на фасаде, обладают малым весом, принимают практически любую форму и, само собой, намного прочнее.
Исследовательский и посетительский центр Paläon
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen

Совокупность этих характеристик позволяет архитекторам по всему миру использовать ALUCOBOND® naturAL Reflect в самых разных и, как правило, концептуальных проектах. Как оказалось, зеркало – довольно емкий материал, наполненный метафорами и смыслами, и с помощью него архитекторы могут достичь разнообразных, подчас противоположных эффектов. Итак, что можно сделать со зданием с помощью фасадных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect:

Растворить в окружении
Casa Invisibile, то есть «невидимый дом», придумали австрийские архитекторы из бюро Delugan Meissl. Он модульный, недорогой, быстро возводится и разбирается, а еще – легко адаптируется под любое окружение, не нарушая, а почти буквально растворяясь в нем.

Дом полностью облицован зеркальными панелями большого формата ALUCOBOND® Plus, чтобы швов было как можно меньше. Снаружи есть раздвижные элементы, которыми, как ставнями, можно закрывать большие окна и двери – тогда-то дом и становится «невидимым», оставляя лишь намек на свои очертания. Ровная поверхность способна отражать не только деревья и облака, но даже движение звезд. Получается своего рода природный «медиафасад», который постоянно меняется – в зависимости от времени года или даже погоды: после дождя на некоторое время остаются красивые потеки, после сильного мороза – неповторимые узоры.
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
Жилой дом Casa Invisibile
Фотография © Christian Brandstätter
***

Выразить идею инклюзии 
В Детском центре в городке Ньюкасл-Уэст в Ирландии работают с детьми с психическими и физическими особенностями, важная часть работы – помочь им интегрироваться в общество. Этот процесс бюро SATA отобразило в архитектуре здания.

Планировка «вывернута» наружу: в центре находятся технические помещения, окруженные круговым коридором, а по внешнему периметру располагаются просторные и наполненные светом терапевтические кабинеты, зоны ожидания и офисы. Сплошное остекление нижней части здания стирает границу между интерьером и экстерьером, но главное, что все дети, независимо от возраста, роста или физических ограничений могут наслаждаться видом на сад.

Верхняя часть здания чуть нависает над нижней, защищая кабинеты от прямых солнечных лучей. Эта своеобразная «крыша» полностью облицована зеркальными панелями ALUCOBOND® naturAL Reflect, которые «соединяют» здание с небом и садом, то есть буквально, почти осязаемо интегрируют его в окружение. Средники окон задают движение вверх. Послание, заложенное в архитектуре, считывается довольно прозрачно, но поэтичное воплощение вызывает трепет: работа, происходящая внизу, постепенно приводит к тому, что дети становятся частью общества и окружающего мира.
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
West Limerick Children′s Centre, бюро SATA + ballinacurra house
© фотография Kate Bowe O’Brien
***

Создать футуристичный образ
Исследовательский и посетительский центр Paläon в Нижней Саксонии – тоже во многом о почтительном отступлении перед природой и слиянии с ней, но экспрессивные формы и линии создают запоминающийся образ. Почему бы архитектуре будущего не быть такой? Яркой и технологичной, но все равно существующей в согласии с природой.

Центр Paläon построен по проекту бюро Holzer Kobler Architekturen на окраине города Шёнинген недалеко от места уникальной и важной археологической находки – деревянных копий возрастом около 300 тысяч лет, которые считаются древнейшим оружием, найденным учеными. Под этот артефакт в 2009 году было решено построить целое здание. Paläon полностью облицован панелями ALUCOBOND® naturAL Reflect разной ширины, которые длинными полосами, расположенными под разными углами, взмываются ввысь подобно копьям. Посетители центра могут не только познакомиться со свидетельствами древней жизни, найденными в Шёнингене, но и побывать в действующих лабораториях и даже принять участие в исследованиях. Природное окружение, которое отражает фасад, – тоже часть экспозиции. В поле, например, пасутся лошади Пржевальского, как они делали это 300–400 тысяч лет назад, что подтверждают найденные здесь останки.
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
zooming
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
Исследовательский и посетительский центр Paläon.
Фото: Jan Bitter © Holzer Kobler Architekturen
***

Привлечь покупателей
Зеркальные поверхности уместно использовать не только на открытых участках в окружении природы, но и в ткани города, причем даже на больших объектах. Пример – один из крупнейших торгово-развлекательных комплексов Поволжья «Гуд’OK», построенный в центре Самары по проекту ESP «Expo Service- und Projektmanagement Hannover GmbH». Огромное здание объединяет магазины и офисы площадью больше 250 тысяч м2. Фасады рядом с главной входной зоной оформлены зеркальными панелями ALUCOBOND®: на уровне первого этажа панели уложены горизонтально и «гладко», выше – поставлены вертикальными полосами, которые создают сложную игру отражений и преломлений. Здесь у зеркала появляется новая, городская коннотация: как возможного символа консюмеризма и главного атрибута примерочных.
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
ТЦ Гуд′ОК в Самаре
Изображение предоставлено: © ESP. Design Studios GmbH
***

Скрыть объем или высоту
В городе зеркальная поверхность может пригодиться и в работе со старой архитектурой. Так, в Генте архитекторы бюро TRANS architectuur-TV Dynamo надстроили бывший кирпичный склад для хранения хлопка простым кубическим объемом, облицованным панелями ALUCOBOND®. При этом удалось соблюсти непростой баланс: новая часть контрастна по отношению к старой, но при этом не подавляет. Материал отражает небо, таким образом увеличение высоты и изменение пропорции здания не ощущается. Также зеркальными панелями оформлен вход, скрытый за старинными деревянными воротами. Обновленное здание будет обслуживать безнес-парк UCO, расположенный по соседству: здесь откроется ресторан, карьерный центр, несколько переговорных и офисы.
Реконструкция бывшего склада Balenmagazijn в Генте
© TRANS architectuur Hannelore Veelaert
Реконструкция бывшего склада Balenmagazijn в Генте
© TRANS architectuur Hannelore Veelaert
Реконструкция бывшего склада Balenmagazijn в Генте
© TRANS architectuur Hannelore Veelaert
***

Найти финальный штрих или «изюминку»
Фрагментарное использование зеркальных панелей ALUCOBOND® также позволяет добиться выразительных эффектов. Авторы кампуса Life Science в Зальцбурге, архитекторы бюро Berger & Parkkinen, называют главным элементом своего здания «перевернутую крышу», которую стоит искать в низу здания – с первого взгляда она больше напоминает «живот». Основной объем кампуса нависает над заглубленным первым этажом, а образовавшаяся внутренняя плоскость волнистого козырька облицована зеркальными панелями, которые «сцепляют» здание с садом и умножают пространство.

У проекта сильная концептуальная сторона: архитекторы хотели по-новому интерпретировать городской ландшафт, создать пространственную стратификацию, вторящую ритмам, типичным для исторического центра, но в новом звучании. Не последнюю роль в воплощении задуманного сыграл материал.
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
Кампус PMU в Зальцбурге, бюро Berger & Parkkinen
Фотография © Amari Austria
***
Мастерская:
Delugan Meissl
Проект:
Жилой дом Casa Invisibile
Словения

2013

25 Апреля 2019

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.