В этом году конкурс собрал 82 квалификационные заявки (работы), в т.ч. впервые сразу 5 (пять!) работ из России. В связи с последним обстоятельством мы приняли решения опубликовать все российские работы вне зависимости от достигнутого ими на творческом конкурсе результата.
Из числа финалистов сегодня мы представляем работу коллектива из Финляндии. К архитектурным работам финских архитекторов внимание всегда особое: от проектов и построек из страны тысячи озёр заранее ожидается самобытность и смелость, как в целом, так и в нюансах. Кстати, победителем предыдущего, 15-го Международного творческого конкурса «Медь в европейской архитектуре» был именно финский коллектив Avanto Architects Ltd со своей работой «Часовня Св. Лаврентия» в Вантаа. Библиотека в Сейнайоки, JKMM, Финляндия
Финский городок Сейняйоки (Seinäjoki) стал самым крупным в мире центром сосредоточения объектов градостроительства, возведённых по проектам архитектора Алвара Аалто (Alvar Aalto).
Один из основателей архитектурного бюро JKMM, Асмо Яакси (Asmo Jaaksi), раскрыл планы по проектированию здания, которое призвано стать достойным дополнением к знаменитому архитектурному комплексу – Центру Аалто (Aalto Centre).
Все здесь напоминает о таланте Аалто-архитектора – от концепции проекта, как объекта городской планировки, до мельчайших элементов отделки. Центр стал не только ценным культурным объектом города, но и внес вклад в формирование его неповторимого облика. Ансамбль Центра включает пять зданий, спроектированных Аалто: здание Муниципалитета (the City Hall), здание Государственных учреждений (State Office Building), здание Театра (Theatre), здание церкви Креста Равнин (the Cross of the Plains Church) и здание Старой библиотеки (the Old Library). ДИАЛОГ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ
Возведённая в 1965 году библиотека нуждалась в расширении и модернизации для полноценного функционирования. Проект под названием «Клевер» (Clover), разработанный архитектурным бюро JKMM, стал призёром конкурса проектов, так как предложил такое архитектурное решения, которое стало своеобразным мостом между прошлым и настоящим. Новая библиотека не нарушает культурное пространство старого здания, но привносит в него элементы современной архитектуры. Самая сложная задача, стоявшая перед проектировщиками, заключалась в выборе такого архитектурно-художественного образа для строящегося объекта, который был бы, с одной стороны, образчиком стиля Алвара Аалто, а с другой – не был бы его слепой имитацией. СВОЕОБРАЗНОСТЬ И ИЗМЕНЯЕМОСТЬ ФОРМ
Новое здание библиотеки – это не пристройка к старому зданию, спроектированному Аалто, хотя строения соединены подземными коридорами. Смелое решение по разделению библиотечного комплекса на три монументальные группы позволило удачно вписать объекты в городской ландшафт. Очертания комплекса меняются в зависимости от того, из какой точки его обозревать, при этом создаются неповторимые, уникальные виды ансамбля. Основной акцент в интерьере, созданном из монолитных железобетонных конструкций, сделан на окна и застеклённые проёмы, через которые можно полюбоваться на панораму Центра. Главенствующее положение в виде, открывающемуся через стеклянную стену в главном вестибюле библиотеки, занимают местные достопримечательности – колокольня Церкви Креста Равнин и созданный в виде веера фасад исторического здания библиотеки Аалто Центра. Центральное место в композиции здания занимает широкая лестница, функции которой заключаются ещё и в том, что она предназначена для проведения различных мероприятий и неформальных встреч. Лестница ведёт на первый этаж – в помещение книгохранилища и через систему подземных коридоров – в здание библиотеки Аалто Центра. ЯРКИЕ ЖИВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ, ДИНАМИКА ФОРМ
В отделке экстерьера здания новой библиотеки предпочтение было отдано меди. Здание библиотеки, отделанное панелями из окисленной меди средне- и темно-коричневого цвета, выделяется на фоне соседних белоснежных строений. Медь не новая концепция в местном градостроительстве, но Центр Аалто отличается тем, что его крыши выполнены из красивой патинированной меди зелёного цвета. При возведении здания новой библиотеки элементы из меди вводились повсеместно в декор фасадов, цоколей и крыш и, таким образом, достигалось единообразие в облике фасадов. Специально для создания яркого, оживляющего здание фасада была разработана оригинальная форма медной черепицы. В некоторых местах черепица укладывалась таким образом, чтобы сформировать вентиляционные отверстия для эффективной циркуляции воздуха в помещении. Конструктивные элементы из меди также используются для создания вертикальных решёток и обшивки дверей, что позволяет создать ощущение единства стиля.
Нарочито острые углы, которыев достатке присутствуют в проекте, несомненно, свидетельствуют о замысле авторов придать объекту динамичность на грани агрессивности, что совсем неудивительно для провинциального финского городка в наше время.
Дом на Пречистенке, Москва, реконструкция арх. С.Д. Пошивкин и КровЭкспо - российский участник Конкурса
Это здание было возведено по проекту немецкого архитектора Густава Августвовича Герлиха в 1911 году. В ту пору Пречистенка была главной дорожной артерией, соединявшей Кремль и Новодевичий монастырь. Название улицы происходит от названия смоленской иконы богоматери. По православной традиции так именуется благословенная Дева Мария, мать бога. Чтобы подчеркнуть духовную чистоту, используется определение "пречистый", т.е. особенно чистый. История улицы связана с именами таких известных людей, как Пушкин, Толстой, Булгаков. Здание относится к культурному наследию Российской Федерации и является неотделимым элементом исторической застройки района. В 80-х годах 20-го столетия здание подверглось перестройке с добавлением 2 этажей и утратило значительную часть архитектурной гармонии. Реконструкция ставила задачу вернуть объекту изначальную гармонию без устранения этих дополнительных этажей. В новом объекте значительную роль играет медный фасад, ставший разделителем между прошлым и настоящим, между 2-мя надстроенными этажами, и 5-ю историческими, изначальными. Реставрация помогла вернуть зданию почти изначальный облик, утраченную башенку, часы, после чего оно опять органично вписалось в московский ландшафт.
Все участники проекта испытывали особый интерес к меди. По словам архитектора реконструкции С. Д. Пошивкина, медь – это естественный, живой материал, который меняется со временем. По прошествии времени медь становится лучше и благороднее. У меди есть свой характер, отчего она всегда работает на результат совместно с архитектором и строителем. Однако из-за того, конечный результат с медью предсказать иногда бывает сложно, особенно если архитектор чего-то не учёл, а строители что-то не доделали, медь требует особого подхода.
Народное голосование
Всем желающим представляется возможность выбрать понравившийся проект конкурса «Медь в европейской архитектуре» в рамках «народного голосования». Выбирайте приглянувшийся проект из числа финалистов. Одновременно вы получите шанс выиграть iPad mini: каждый проголосовавший автоматически становится участником розыгрыша этого гаджета.
Проголосовать смогут только зарегистрированные на сайте http://www.copperconcept.org/ru пользователи. Народное голосование» завершится 31 октября 2013, и здание (проект) победитель такого голосования будет объявлен на торжественной церемонии награждения победителей конкурса «Медь в европейской архитектуре 2013» 4 ноября 2013 на вставке БАТИМАТ в Париже.
О выигрыше iPad mini будет объявлено на сайте, а сам выигравший персонально уведомлён по e-mail.
Выставка будет проходить 04.11.2013 — 08.11.2013 в павильонах ParisNordVillepinte.
НП «Национальный Центр Меди» info@copperalliance.ru www.copperconcept.ru Авиационный переулок 5, Москва, 125167
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Никита Явейн возглавляет «Студию 44 — одну из немногих российских мастерских, чьи проекты знают по всей стране. Он рассказал ДП, какие принципы заменяют ему стиль и почему ИИ — не конкурент зодчим.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Городской интерфейс для скейтбординга
Скейт-парк Moreprk Skyline от бюро AAN Architects в Шанхае расположен в ТЦ и потому поднят над землей на 20 метров: сквозь его панорамные окна открываются виды города.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.