Ключевая сложность при проектировании детских пространств – отсутствие внятной типологии. Архитектор привык мыслить категориями: беседка, навес, павильон. Для каждого типа есть устоявшиеся приемы работы с контекстом. С детскими площадками такой ясности нет: производители предлагают либо унифицированные решения без привязки к месту, либо дорогостоящую индивидуальную разработку с нуля.
Компания «Новые Горизонты», 25 лет специализирующаяся на проектировании уникальных игровых комплексов, предлагает систематизировать подход к игровым пространствам через типологические серии. Это способ дать архитектору понятный инструментарий – набор архитектурных концепций, каждая из которых отвечает на конкретные проектные задачи.
«Башни»
Высотные игровые комплексы – ответ на дефицит горизонтальной площади в плотной городской застройке. Когда на детскую зону выделено 80-100 квадратных метров вместо желаемых 200, единственный выход – работать с вертикалью. Башенные структуры высотой до 8-10 метров за счет многоуровневой организации создают игровую площадь, сопоставимую с горизонтальными комплексами на гораздо большей территории.
Детская площадка в ЖК «Зорге, 9»
Фотография предоставлена компанией «Новые Горизонты»
Пример – комплекс «Две башни» для апарт-квартала «Зорге, 9» (арх. R3). Две четырехъярусные структуры высотой 6 метров, соединенные сетчатым металлическим переходом, размещены на площади всего 135 квадратных метров. Каркасная конструкция из окрашенного металла с декоративными деревянными рейками создает визуальную прозрачность – родители всегда видят детей. Вертикальный акцент работает как композиционная доминанта в пространстве двора.
Игровой комплекс «Калейдоскоп» для ЖК Spiries
Изображение предоставлено компанией «Новые Горизонты»
Игровой комплекс «Калейдоскоп», спроектированный для ЖК премиум-класса Spiries (арх. Artel Architects), представляет собой четырехъярусную башню с витражными вставками и винтовой горкой из нержавеющей стали. Его стилистика отвечает сложной декоративности фасадов ЖК, вдохновленных манхэттенской застройкой 1930-х годов. Множество граней и цветные витражи башни перекликаются с узорчатыми панелями и балюстрадами, создавая визуальную связь между архитектурой здания и игровым пространством.
«Гнезда»
Сферические сетчатые купола и подвесные капсулы – это игровые комплексы, которые работают как скульптурные объекты в парковом пространстве. Биоморфные формы мягко интегрируются в природное окружение, не создавая резкого контраста. Важная деталь – интегрированная ночная подсветка – превращает комплекс в световую инсталляцию, продлевая время использования игровой зоны и создавая вечерний сценарий освещения.
Изображение предоставлено компанией «Новые Горизонты»
Изображение предоставлено компанией «Новые Горизонты»
Для архитектора это решение задачи создания запоминающегося акцента без агрессивного вмешательства в ландшафт. Органические формы с полупрозрачными сетчатыми оболочками считываются как естественные элементы среды, но при этом достаточно выразительны, чтобы работать как визуальная доминанта. Пример – новые игровые пространства в парке Сокольники, о которых мы писали тут.
«Красная линия»
Концепция динамичной контрастной линии, «прошивающей» игровой комплекс – труба горки, изогнутый поручень, арочный переход – соединяет яркий декоративный прием и функциональный элемент. Линия работает как система навигации для детей: интуитивно понятный маршрут, который связывает разрозненные игровые элементы в единый сценарий.
С точки зрения архитектурной композиции, это способ создать визуальный ритм и цельность. Яркий кинетический элемент задает движение, организует пространство и создает узнаваемый образ. Такое решение уместно в современных жилых комплексах и общественных пространствах, где требуется смелое, контрастное высказывание.
«Арт-деко»
Игровые комплексы с интересной геометрией, ступенчатыми формами и выразительной композицией – универсальный инструмент для работы со средой, где нужен акцент. Яркий силуэт, крашеный металл с различными видами обработки, проработанные детали орнаментов – язык, подходящий современному архитектурному контексту.
Игровой комплекс в В ЖК «Клубный город на реке Primavera»
Фотография предоставлена компанией «Новые Горизонты»
Пример такого подхода – реализованный проект для ЖК «Клубный город на реке Primavera» (совместно с бюро ATRIUM). Комплекс «Воздух» – трехъярусная башня высотой 8 метров – размещен на компактной площади и предлагает разнообразие сценариев: винтовую горку-трубу, протяженный мост между уровнями и боковой скалодром. Волнообразные линии и изгибы конструкции повторяют мотивы фасадов корпусов, интегрируя объект в общую архитектурную концепцию квартала.
«Транспорт»
Дирижабли, поезда, космические корабли – это игровые комплексы, построенные вокруг понятного детям сюжета. При достаточной степени обобщения, проекты отличает внимание к детализации – иллюминаторы, текстуры обшивки, элементы управления проработаны на уровне, сопоставимом с архитектурным объектом. Каждый комплекс становится узнаваемым лэндмарком.
Нарративный подход – хороший способ решить проблему создания идентичности места. Если парк или жилой комплекс нуждается в запоминающемся образе, тематический игровой объект – один из самых эффективных инструментов. Дети становятся естественными амбассадорами места: «площадка с кораблем» – это уже не безликая территория, а пространство с характером.
«Трубы»
Игровая экосистема из модульных элементов – тоннелей, переходов, горок – в эстетике космической станции – популярное решение благодаря своей адаптивности: комплекс собирается под конкретную площадь и рельеф, что критически важно при работе со сложными участками.
Изображение предоставлено компанией «Новые Горизонты»
Проект «Звездный городок» демонстрирует возможности этой типологии. Два длинных изогнутых тоннеля с прозрачными и сетчатыми вставками – один изгибается в вертикальной плоскости, другой в горизонтальной – пересекаются между собой, образуя единое игровое пространство. Нижний ярус оснащен качелями, подвесными сиденьями и канатами для балансировки. Футуристическая форма, напоминающая межгалактический корабль, создает яркую визуальную доминанту, не привязанную к конкретному архитектурному стилю, что делает решение универсальным.
Игровой комплекс «Звездный городок» для ЖК Solos
Изображение предоставлено компанией «Новые Горизонты»
«Кубики»
Модульная типология может работать не только в футуристической эстетике. Комплекс «Кубики» для ЖК бизнес-класса Ália (застройщик Asterus) строится на принципе геометрической ясности: разноцветные кубы, связанные между собой, формируют единое игровое пространство на площади 180 квадратных метров. В четырехъярусной конструкции высотой 5,6 метров каждый модуль содержит тоннели, лестницы, переходы и канатные сети.
Игровой комплекс в ЖК Ália
Фотография предоставлена компанией «Новые Горизонты»
Конструктивное решение продумано детально: половина стен выполнена из цветного прозрачного поликарбоната, другая – из металлической сетки. Это обеспечивает визуальный контроль, вентиляцию и защиту от осадков (крыши над модулями позволяют играть в любую погоду). Первый ярус – зона для малышей с развивающими панелями, верхние ярусы соединены двумя горками из нержавеющей стали.
Модульность позволяет масштабировать проект в зависимости от бюджета и размера территории, адаптировать конфигурацию под сложный рельеф, при этом сохраняя архитектурную цельность композиции.
«Чилл-аут»
Комплекс, рассчитанный не только на активную игру, но и на спокойный отдых – ответ на проблему, с которой часто сталкиваются архитекторы: детские площадки рассчитаны на узкую возрастную группу, а подростки остаются без своего пространства. Совмещение активных элементов (скалодромы, горки) с зонами релаксации создает среду для более широкой аудитории. Наличие таких элементов, как подвесные кресла, гамаки, платформы для созерцания особенно важно в парках, где необходимо обеспечить комфорт для разных сценариев использования.
Фотография предоставлена компанией «Новые Горизонты»
Фотография предоставлена компанией «Новые Горизонты»
Адаптация под контекст
Приведенные выше типологии игровых комплексов – не жесткий шаблон, а скорее основа для адаптации. Собственное производство позволяет «Новым Горизонтам» менять цветовую гамму, масштаб, добавлять специфические элементы. Так, комплекс «Две башни» для «Зорге, 9» выполнен в сочетании красного металла и натурального дерева в соответствии с дизайн-кодом жилого комплекса. Силовые элементы и деревянные балки установлены под наклоном, подчеркивая авангардную эстетику – такая детальная проработка превращает функциональную конструкцию в архитектурное высказывание.
Качество сварных швов, финишная обработка металла, продуманность узловых соединений – все это влияет на то, как объект будет восприниматься в пространстве. Игровой комплекс, который претендует на роль архитектурного объекта, должен быть спроектирован и изготовлен с соответствующим уровнем качества. Использование материалов премиум-класса – высокопрочная сталь, поликарбонат, HPL-панели, нержавеющая сталь для горок, армированные канаты – обеспечивает не только долговечность, но и визуальную состоятельность объекта в контексте элитной застройки.
Включение игровых пространств в архитектурную концепцию на ранних стадиях проектирования дает возможность использовать дополнительный инструмент для формирования среды. Детская площадка может работать как доминанта, как элемент навигации, как носитель идентичности места. Когда игровое пространство проектируется совместно с архитектурным бюро на стадии концепции, оно становится органичной частью среды, усиливает проект и создает дополнительную ценность для жилого комплекса или общественного пространства.
Полезная страница для архитекторов
Тут можно скачать 3д модели

