Опалубка для архитектурного бетона

Создание поверхностей из бетона невозможно без опалубки – специальной вспомогательной конструкции, которая в процессе заливки служит для придания монолиту желаемых параметров, в первую очередь таких, как геометрия и структура поверхности, а по окончании работ удаляется.

mainImg
Понятно, что в работе с архитектурным бетоном качество опалубки и квалификация тех, кто ее проектирует, а затем и собирает, приобретают решающее значение – фактически именно от этого зависит, насколько выразительной и долговечной получится поверхность, задуманная архитектором как самодостаточный конструктивный и эстетический элемент.
 
Опалубка состоит из формообразующих элементов – щитов, соединяющихся при помощи тяжей, и поддерживающих конструкций (подкосов), которые способствуют установке опалубки в вертикальное положение. Прежде всего, необходимо сказать, что опалубка – это всегда штучная история, костюм, который «шьется» на заказ. И, как и в искусстве прет-а-порте, конечный результат всецело зависит от качества выкройки и лекал. Именно поэтому работа по проектированию опалубки всегда начинается со статических расчетов – инженер просчитывает максимальную нагрузку смеси на опалубочные щиты и подбирает с учетом результатов расчетов их размеры и количество. Правда, здесь есть нюанс: поскольку заранее почти никогда невозможно предсказать, с какой именно смесью придется работать, в эти расчеты стараются закладывать худший по характеристикам вариант – это служит своего рода гарантией того, что какой бы бетон строители ни подобрали, опалубка выдержит.

Вслед за расчетами, на основании предоставленных архитектором разверток стен, делаются сборочные чертежи. Теоретически в проект можно заложить щиты любого размера, однако поскольку любая стройка – это вечное балансирование между ценой и качеством, – более практично ориентироваться на самые ходовые размеры, например, 2,44х1,22 метра или и 1,50х3,00 метра. Использование нестандартных размеров неизбежно повлечет за собой или перерасход материала, или подгонку щитов прямо на стройке, что в каком-то смысле даже хуже – неровные края могут отразиться на качестве финишной поверхности самым плачевным образом. Сильно влияют на габариты опалубки и изначально заданная грузоподъемность крана, и размеры самого участка, точнее, то, какой процент его площади занимает возводимый объект и сколько свободной территории имеется под сборку опалубочной системы.
 
По типу конструкции опалубка может быть балочно-ригельной или рамной. Однако рамная система имеет достаточно низкий порог по классу создаваемой поверхности – всего А4, – поэтому она используется лишь для бетонирования черновых стен, в дальнейшем предназначающихся под отделку. В случае, когда мы говорим об архитектурном бетоне, которому предстоит жить «а ля натурель», используется только балочно-ригельная система, позволяющая собрать опалубку по заданным размерам, высоте и геометрии. Ее конструкция состоит из двутавровых деревянных балок, соединенных металлическими ригелями, на балки крепится фанера, как правило в два слоя, а между ними устанавливаются тяжи, которые принимают на себя нагрузку от давления бетона. Шаг балок зависит от прогиба фанеры, и именно изменяя количество ригелей, можно повысить несущие характеристики опалубки и производить отливку бетонных конструкций высотой до 12 метров. Фактически такую систему можно использовать для отливки конструкций с геометрией любой сложности, в том числе для создания сферических, криволинейных и купольных объектов.
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
    Дубна
  • zooming
    4 / 4
    Росинка

Залог успешной заливки – в том, чтобы предельно точно смонтировать опалубочную систему в проектное положение. Для выравнивания щитов используют металлические ригели, которые располагаются горизонтально, перпендикулярно деревянным двутавровым балкам, а затем к ним крепятся подкосы и распорки, выравнивающие опалубку по вертикали, а также препятствуют смещению опалубочных щитов под воздействием ветра. На словах это звучит весьма несложно, но на практике для качественного монтажа опалубочной системы нужны не только строители и контролирующий их инженер-технолог, но и обязательно геодезист, который гарантирует, что все горизонтальные швы и все отверстия будут находиться в одной плоскости. Кроме того, необходимо обязательно учесть распределение захваток и сделать отсечки, чтобы опалубки разных участков не наползали друг на друга, формируя грубые некрасивые швы.
 
Самый распространенный материал, из которого изготавливают палубу щитов, это ламинированная фанера. Причем при необходимости получить поверхность высокого качества каждый фанерный лист используется всего единожды, поскольку фанера, как минимум, имеет свойство впитывать влагу и за счет этого менять свою жесткость, что, в свою очередь, увеличивает прогибы, а значит, неизбежно ухудшает качество бетонной поверхности. Кроме того, каждая закладная деталь оставляет на щите определенный след, который обязательно проявится на финишной поверхности при повторном применении того же листа. При этом использованные фанерные листы совершенно необязательно сразу отправлять в переработку – для заливки перекрытий, где качество поверхности имеет не столь решающее значение, они вполне могут применяться и дважды, и трижды, а неизбежные отпечатки отверстий от тяжей впоследствии можно просто запенить или забетонировать.
 
Стоит отметить, что восприимчивость фанеры к влаге может сыграть роковую роль и в том случае, когда конкретный щит уже смонтирован, но еще не был использован при заливке. Чаще всего проблемы возникают из-за отверстий под тяжи – они естественным образом нарушают целостность защитной ламинации, и влага попадает под нее, постепенно деформируя поверхность листа. При этом поменять один «загнивший» лист практически невозможно – между собой в щите фанера сажается на герметик, поэтому, если такая проблема выявлена, решение, как правило, зависит от того, насколько ответственный участок будет заливаться с участием данного элемента. Если, скажем, это фрагмент стены в прямой видимости будущих пользователей, то, скорее всего, всю конструкцию придется пересобрать заново, но если же речь о близкой к земле части бокового или заднего фасада, то заливку можно продолжать, уповая на спасительный эффект финишных покрытий. В условиях же работы в морском климате с повышенной влажностью или при работе осенью, в сезон дождей, решить проблему отсыревания фанеры можно только с помощью скорости монтажа опалубочных систем. Например, на проекте «Винный парк Мрия», расположенном всего в 100 метра от побережья, строители были вынуждены рассчитать объем работы таким образом, чтобы выйти на ритм «днем монтируем опалубку, ночью заливаем бетон» – дольше суток в условиях морского климата фанера просто не сохраняла свое «лицо».
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
    Никольское
  • zooming
    4 / 4
    Никольское

Второй часто применимый для изготовления щитов материал – это металл. По сравнению с фанерой он, конечно, гораздо больше весит, что приходится учитывать при расчетах и непосредственно при производстве работ. Кроме того, он склонен к коррозии, это также требует более внимательного отношения, поскольку в момент распалубливания на бетоне, скорее всего, останется характерная рыжина ржавчины (заметим, что опалубка из нержавеющей стали также изготавливается, но по своей стоимости это абсолютно небюджетный вариант). Однако в тех случаях, когда, например, необходимо получить закругленный внешний или внутренний угол, металл незаменим – фанера под определенные радиусы банально неспособна согнуться. И еще одно неоспоримое преимущество опалубки из металла заключается в том, что собранная из этого материала поверхность не так жестко ограничена в габаритах, как конструкция из фанеры: отдельные фрагменты металла можно сварить между собой и зачистить, добившись отсутствия стыков, только стоит учитывать транспортные габариты таких сделанных щитов.
 
Во время строительства также очень важно уберечь бетонную поверхность от следов временных конструкций. Например, при бетонировании второго этажа (не говоря уже о более высоких конструкциях) строители вынуждены использовать консоли и подмостки. Для того чтобы они не оставили след на поверхности будущей стены, необходимо заизолировать место примыкания – проще и надежнее всего сделать это с помощью полиэтилена, поскольку фанера, как уже не раз упоминалось выше, впитывает влагу, а металл слишком реагирует на внешние температуры, при перегреве способствуя более быстрому испарению влаги из бетона, а при переохлаждении, наоборот, конденсируя ее.
  • zooming
    1 / 3
    Дубна (4)
  • zooming
    2 / 3
    Дубна (4)
  • zooming
    3 / 3
    Дубна (4)

В тех случаях, когда честную брутальную текстуру бетона архитектор хочет дополнительно проявить с помощью элементов объемного декора или паттерна, для отливки поверхности используется эластичная облицовочная опалубка, или, говоря проще, матрицы. Как правило, они выполняются из силикона или резины, не вступающих в реакцию с химическим составом бетонной смеси, имеют размеры от 1×1 до 4×10 метров и глубину рельефа до нескольких сантиметров. При отливке монолитных конструкций из бетона такие формы прикрепляются на несущую опалубку с помощью специального клея. В роли несущей части в этом случае чаще всего выступает, опять же, фанера, причем не ламинированная, а наоборот, старательно зашкуренная ради лучшей адгезии. Для снятия матрицы после заливки используется специальное бетонно-отделяющее средство, причем каждый производитель поставляет для своих форм собственный состав. Кстати, такие формы могут использоваться до ста раз, при условии, конечно, что они не повреждаются в процессе эксплуатации, поскольку любая попытка устранить дефект неизбежно отразится на качестве поверхности. Кроме того, для отливки монолитных конструкций могут быть изготовлены более сложные формы в соответствии с заданными параметрами. В зависимости от требований к структуре поверхности для изготовления таких матриц применяются различные материалы – от гипса, полиуретана и пенопласта до дерева и металла.
  • zooming
    Графские пруды
  • zooming
    Графские пруды

Неотъемлемой частью образа поверхности, выполненной из архитектурного бетона, является и геометрически упорядоченный шаг отверстий от тяжей. Такие отверстия называются анкерными, и они могут как остаться открытыми (это придает поверхности интересный ритм и выразительную игру светотени), так и быть закрытыми. В последнем случае, как правило, используются заранее изготовленные бетонные конусы, которые приклеиваются на полимерный клей. Эти элементы можно подобрать по цвету, а также решить в разном дизайне и тем самым дополнительно обогатить пластику стены. Но как бы ни выглядели конусы, чтобы их установить, при заливке необходимо использовать специальные пластиковые конусы. Конечно, важно помнить и о том, что отверстия от тяжей должны быть гармонизированы с выводами коммуникаций: добиться сбалансированного сочетания эстетики и функциональности можно, только разрабатывая проект опалубочной системы в диалоге с архитектором и инженером будущего здания.
  • zooming
    1 / 3
  • zooming
    2 / 3
  • zooming
    3 / 3

Производители опалубочных систем любят повторять, что качественную опалубку, предназначенную для создания идеальных по своим эстетическим качествам бетонных поверхностей, можно сравнить с аквариумом. Иными словами, опалубка должна быть изнутри идеально чистой и идеально гладкой, а все стыки и швы полностью загерметизированы. Для того чтобы добиться такого результата, опалубку необходимо детально спроектировать, изготовить, с ювелирной точностью смонтировать на объекте, а после заливки бетона правильным образом и вовремя снять. Этот производственный цикл по определению занимает достаточно много времени, причем в идеале период проектирования должен длиться даже дольше собственно стройки, формируя надежный фундамент успешной реализации архитектурного замысла.
 
 

23 Января 2023

Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
информационный проект