
Сегодня скобы такелажные используют для погрузо-разгрузочных работ, а также для транспортировки грузов. Их основное назначение заключается в надежной фиксации и соединении частей грузоподъемных приспособлений и механизмов. Учитывая серьезные нагрузки на данные изделия на всех этапах их эксплуатации, качественные скобы обязательно должны соответствовать зарубежным эксплуатационным нормам и российским стандартам.
Разновидности изделий
Скобы классифицируются по материалу изготовления, конструктивным особенностям, а также геометрической форме.
Различают такие разновидности:
- U и омега-образные скобы;
- под штифт или палец;
- с дополнительным фиксатором, препятствующим самопроизвольному откручиванию пальца;
- по наличию защитного покрытия.
Требования ГОСТ четко регламентируют:
- марки стали;
- технологии производства (ковка, холодная или горячая гибка);
- свойства рабочей поверхности;
- места расположения маркировки изделий;
- содержание и расшифровка маркировки;
- сведения о приемах контроля качества изделий;
- тонкости процесса консервации и последующего расконсервирования.
Выбор размера скобы
Следует внимательно отнестись к выбору такелажных скоб. Нужно обратить внимание размер грузовых строп, для которых предназначены крепежные элементы. Учитывают толщину пальца, строп, а также расстояние между фиксирующим элементом и свободным отрезком троса.
Основные правила выбора скобы:
- Зев скобы должен соответствовать толщине используемых строп. Кроме того, учитывают толщину скобы, ее общую длину, а также длину внутренней части.
- Форму крепежного элемента выбирают с учетом максимальной расчетной нагрузки. Фигурные скобы применяются при необходимости дополнительной фиксации груза, а также для сложных соединений.
- Важно учесть максимально допустимую нагрузку на крепеж с учетом технических параметров материала, из которого изготовлена скоба. При выборе необходимо знать, что относительно предельных параметров реальная нагрузка на крепежную деталь должна быть в 5 раз меньше.
- Признаки коррозии на поверхности изделия автоматически влекут за собой списание крепежного элемента. Эксплуатация такелажных скоб с пятнами ржавчины не допускается.
- В плане срока эксплуатации предпочтение рекомендуется отдать оцинкованным деталям. Скобы без дополнительного покрытия, как и окрашенные, менее устойчивы к воздействию внешней среды.
- Такелажные элементы, произведенные путем холодной гибки, отличаются низким запасом прочности. Это также необходимо учесть при выборе крепежных элементов для буксировки, подъема и перемещения различных грузов.
Условия использования и хранения
К эксплуатации, согласно нормам и требованиям безопасности, допускают изделия, не имеющие видимых перекосов, а также ржавчины и иных внешних дефектов.
Отдельно необходимо осмотреть головку пальца или штыря. Она не должна иметь никаких перекосов. Обязательно ее плотное прилегание к опорной боковой поверхности элемента. Нарезные фиксирующие детали должны иметь резьбу. Если она сорвана, скобу эксплуатировать нельзя.
В процессе регулярного использования части скоб, подвергающиеся трению, необходимо смазывать, как и нарезки проушин и штырей.
При длительном применении важно обратить внимание на общую толщину изделия. При износе более 10% скобу списывают.
Хранение скоб для такелажных работ требует применения дополнительной смазки, а также сухого и хорошо проветриваемого помещения во избежание коррозии. Если скобы хранились на складе, их необходимо освободить от излишков смазки и внимательно осмотреть перед применением.