От цифрового дизайна к цифровому производству

3D-принтеры, печатающие целые здания, лазеры, ЧПУ-машины и автономные роботы – на выставке в галерее SuperSurfaceSpace.

Реклама

В выставочном пространстве SuperSurfaceSpace, не так давно обустроенном по инициативе итальянской IRIS Group на улице Льва Толстого открылась и работает выставка-мастерская Minifacture, посвященная современным производственным технологиям, которые объединяет понятие Digital Fabrication. Под это определение подходят очень различные методы производства готового продукта с помощью цифровых устройств: 3D-печать, фреза с ЧПУ, лазерная резка, позволяющая создавать из дерева, пластика или металла любую форму по заранее заданному вектору. Важно, что такие методы позволяют воплотить дизайнерский замысел без привлечения третьих лиц. Идея сначала превращается в цифровой файл, а затем сразу переходит в цифровое производство. Отсутствуют явные ограничения и человеческий фактор.

Не то чтобы эти технологии были совершенно незнакомы современному человеку и особенно – дизайнеру. Известны примеры небоскребов, построенных с помощью 3D-принтера, причем в рекордно короткие сроки. 3D-печать нередко используется для создания сувениров или гравировки. Но организаторы выставки подошли к теме с другой стороны. Они вручили современные цифровые технологии производства дизайнерских предметов творческим людям – художникам, дизайнерам, архитекторам, ремесленникам и прочим «мейкерам», – с целью посмотреть, что получится.

Действо, надо признать, вышло весьма увлекательным. Небольшие, но сложные приборы заняли свое место на петляющей столешнице-трансформере, которая служит главной платформой для инсталляций в галерее и своей футуристичностью неплохо оттеняет инновационную природу экспонатов. Едва переступив порог, понимаешь, что попал в фантастическое место, где на каждом шагу можно совершать открытие. Тут из небольшого белого ящика «выныривают» получившие вторую жизнь жестяные и стеклянные банки, там – маленький робот медленно ходит по кругу, выстраивая рельефный бетонный цилиндр, чуть поодаль крутятся только что напечатанные пластинки…

Процесс кипит: участники выставки вместе с кураторами продолжают работу над созданием новых выставочных образцов прямо в галерее. Посетители с интересом наблюдают за происходящим, а кто-то и сам берется за дело, рисует свой собственный аналоговый гиф и проигрывает его. Формат творческой лаборатории или воркшопа организаторы выбрали неслучайно. Как рассказал куратор проекта Иван Соломин из Buromoscow, идея вовлечения посетителей в процесс возникла сразу и сегодня успешно реализуется. Часть экспонатов была подготовлена заранее и размещена в шоу-руме, другая часть будет создаваться прямо на глазах у зрителей – тем зрелищней событие и ярче впечатления.

Всего за время проведения мероприятия планируется показать восемь проектов, подготовленных участниками из разных стран мира. Самый масштабный из них – Minibuilders. Его представляют выпускники барселонского архитектурного института (IAAC) Дори Садан и Стюарт Маггс. На лекции, которая состоялась в галерее 28 мая, они подробно рассказали и показали, как работают автономные роботы, печатающие крупные бетонные конструкции. Благодаря этой разработке можно вовсе отказаться от стройки, кирпичей и большого штата рабочих. Роботы выполняют любое задание по чертежу – достаточно быстро и очень качественно.

Еще один проект демонстрирует как 3D-принтер может использоваться в промышленном дизайне. К примеру, в рамках выставки предлагается сценарий, когда из отработанной консервной банки получается арт-объект с самыми разными функциями – от сувенирного изделия до лейки для цветов. Это тоже интерактивный проект. Компания 3d.ru предоставила организаторам 3D-принтер на всё время проведения выставки. Предполагается, что он будет постоянно печатать новые образцы по заранее подготовленным моделям. Посетители тоже смогут поучаствовать в этом процессе, оставляя собственные эскизы и предложения. Лучшие из них будут реализованы.

Технология Digital Fabrication позволяет изготовить предметы интерьера – так, на выставке планируется показать напечатанные на принтере глиняные вазы. Виртуальный гончарный круг, к сожалению, в Москву привезти не удалось, но организаторы обещают показать видео-ролик, рассказывающий о его работе. На выставке моно увидеть, как вырезают лазером пластинки, или фотографии, напечатанные на 3d-принтере: их транслирует специальный проектор. Не менее интересен аналоговый плеер, проигрывающий диско.

Нужно отдельно рассказать о событийной программе выставки, где помимо лекций, презентаций и мастер-классов, запланирован долгосрочный воркшоп, посвященный гибридным методам производства – то есть примерам совмещения представленных технологий с более классическими методами. Воркшоп стартовал 1 июня. Вести его будут представители московской студии Fork Production. Они обещают, что за время выставки на примере одной крупной инсталляции покажут возможности гибридных техник. Параллельно специалисты студии вместе с посетителями будут работать над небольшими объектами, объединяющими в себе методы цифрового производства и ремесленные техники и материалы. При этом для участия в воркшопе необязательно быть специалистом в области цифрового дизайна, разработчики предусмотрели достаточно простой софт. Единственное, что действительно необходимо – заранее зарегистрироваться на официальном сайте: количество участников ограничено. Приятная дополнительная опция воркшопа, да и всей выставки – все экспонаты можно и нужно трогать руками, проверять на прочность, нажимать кнопки и рычаги – одним словом, посетителям предоставляется полная свобода для творчества и экспериментов. А те, кто не смогут лично посетить выставку, имеют возможность наблюдать за происходящим в фейсбуке. Все мероприятие задумано как медиа-проект, поэтому страница активно обновляется каждый день.

Выставка открыта до 10 июня включительно с 12.00 до 21.00. Вход свободный.

04 Июня 2015

Технологии и материалы
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Сейчас на главной
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.