Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.08.2022

Евгений Герасимов: «Надо бежать в два раза быстрее»

Алёна Кузнецова
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры

Поговорили с Евгением Герасимовым о книге, вышедшей к 30-летию мастерской, деятельности ОАМ и планах на будущее.

Мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» исполнилось 30 лет. Формально юбилей отмечали в 2021 году, но из-за пандемии пришлось отменить традиционную часть праздника – выставку. Зато выпуску книги ничто помешать не смогло. 

Книга похожа на проекты мастерской – ее заметишь на полке, а взяв в руки захочешь потрогать и изучить устройство. Под суперобложкой с серебристой вырубкой, стилизованной, быть может, под графику Эль Лисицкого, прячется три раздела, по одному на каждое десятилетие. Здесь – crème de la crème: 38 проектов мастерской, от таунхаусов в Купчино до башни Alcon Tower в Москве. Каждый объект сопровождают эскизы, короткие, но основательные тексты, написанные Анной Мартовицкой, а также множество фотографий, позволяющих рассмотреть детали. В конце размещен сводный каталог проектов и построек, куда вошло уже 83 проекта. Тираж книги составил всего 1000 экземпляров, приобрести ее можно в мастерской или магазине «Подписные издания».

Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021» © Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»
Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021»
© Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»
Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021» © Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»
Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021»
© Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

Мы поговорили с Евгением Герасимовым, чтобы зафиксировать очередную веху в истории бюро. Интервью к предыдущей «пятилетке» можно почитать здесь
 
 

***

Архи.ру:
Как вы оцениваете последние 5 лет в контексте развития бюро? Что изменилось, что меняется? 

Евгений Герасимов:
Мастерская идет своим путем – мы развиваем свои профессиональные наработки, ищем в разных стилях, продолжаем взрослеть, стараемся не почивать на лаврах. Мастерская обновляется – сейчас у нас работает много молодежи, а состав в целом немного сократился, чему мы скорее рады: меньше объектов – лучше качество. Моего времени должно хватать на все, поскольку я по-прежнему должен вдаваться в детали всех объектов. Сейчас у нас 115 сотрудников, партнеров по-прежнему пять, включая меня, у каждого главного архитектора проектов по 4-5 объектов.
Многофункциональный комплекс «Алкон III» на Ленинградском проспекте в Москве. Проект, 2014
Многофункциональный комплекс «Алкон III» на Ленинградском проспекте в Москве. Проект, 2014
© «Евгений Герасимов и партнеры

После введения санкций против нашей страны есть некоторые трудности со строительными материалами. Но они не фатальны, и, я думаю, преодолимы. Есть наши производители, есть много зарубежных аналогов камня, терракоты, развивается производство кирпича в России. Все это только подтолкнет наше собственное развитие. 
Многофункциональный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной в Москве
Многофункциональный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной в Москве
«Евгений Герасимов и партнеры © Фотография Дмитрия Чебаненко

В последние годы вы стали уделять больше времени издательской программе бюро (вышли книги о Дмитрии Крыжановском и Александре Лишневском, – прим.ред), а также поддерживать художников. Почему? Что это дает? 

В выставках находит воплощение моя коллекционерская деятельность: так получилось с собранием графики блокадного художника Соломона Юдовина, а затем пастелями Яна Антонышева, участием в проекте «Дейнека/Самохвалов». Не так давно мы с женой Юлией создали фонд DICTUM FACTUM и издаем книги про петербургских архитекторов, а также поддерживаем проекты в сфере искусства – например, организовали выставку литографий Ольги Васильевой. 
Выставка Соломона Юдовина в ГРМ. Строгановский дворец.
Выставка Соломона Юдовина в ГРМ. Строгановский дворец.
© Фотография предоставлена мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

Также у вас есть благотворительные архитектурные проекты.

Да, уже водружен крест на купол храма святого праведного Иоанна Кронштадтского. Строительство идет не быстро, но мы обязательно доведем проект до конца. Не оставляем надежды, что город позволит реализовать и музей Достоевского – все квартиры, существовавшие рядом с музеем, расселены, ждем предоставления участка.  
Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021»
Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021»
© Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

В 2021 вы стали председателем ОАМ. Чем объединение занимается сейчас, как изменилась его работа под вашим руководством? Ждать ли архитектурную биеннале?

Разработан и зарегистрирован новый устав ОАМ. Состав расширился до 16 участников. Мы очень рады новым компаниям – это мастерская Олега Манова Futura Architects, мастерская Ильи Юсупова, бюро Ингмара Витвицкого, бюро SLOI Валентина Когана, архитектурное бюро «А2», НИПИ Спецреставрация, студия «АСМ», вернулся Андрей Шаров. Мы уже презентовали юбилейный XX ежегодник, а в ноябре планируем возобновить архитектурную биеннале. 

Объединение архитектурных мастерских – это ассоциация производителей «архитектурного контента», то есть проектно-сметной документации. В отличие от Союза архитекторов она объединяет не отдельные физические лица, а юридические. Если сравнивать с футболом, то ОАМ – это ассоциация клубов, а Союз архитекторов – ассоциация игроков. Мы обмениваемся информацией, обсуждаем животрепещущие вопросы, занимаемся выработкой рекомендаций. 
Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
© Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА

В одном из интервью пятилетней давности вы упрекнули современную архитектуру в отсутствии красоты. Стало ли лучше, на ваш взгляд, в этом смысле? И в целом – что для вас в архитектуре красота? 

Модернистская архитектура во многом, к сожалению, не красивая. Слово «красота» становится чуть ли не ругательным, а умение рисовать подменяется умением говорить про инновационность и эко-устойчивость. Маркетинг может продавать что угодно: когда нужно продать что-то некрасивое, то обосновывают, завлекают и уговаривают, что это здорово. В чем красота картин Леонардо да Винчи – объяснять не надо, а в чем красота «Черного квадрата» – приходится. То же самое с современной архитектурой. Это говорильня. Реальное мастерство ценится все меньше, а умение себя подать – все больше. Тот, кто действительно владеет ремеслом, может не обращать на это внимания и заниматься своим делом.

Сегодня нужно строить много, дешево, при этом непохоже, в результате архитектура становится выставочной деятельностью, дизайном упаковки. Но упаковка быстро надоедает, ее нужно менять, цикл все время укорачивается, как продажа сумочек. Есть высокая архитектура надолго, которой занимается ограниченное количество архитекторов и девелоперов – hautе cuisine, а есть фаст-фуд – современные инсулы для удовлетворения первичной потребности в жилье. Просто разные жанры.  
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин

Какие цели вы ставите, к чему стремитесь, чего хотели бы достичь, в каком еще жанре себя попробовать? 

Мы по-прежнему собираемся делать хорошие дома – это наша главная цель, этим зарабатываем на жизнь и создаем рабочие места, платим налоги. Наш конек – жилье категории выше среднего, это основная часть продукции нашей компании. Мы готовы пробовать и что-то другое, но основные цели не меняются. Но чтобы оставаться на месте, надо бежать в два раза быстрее. 
беседовала: Алёна Кузнецова
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры