История дореволюционной архитектуры завершается неоклассическим «возрождением». Чем оно было: естественной реакцией архитектурного цеха на вычурный индивидуализм модерна, актуализацией исторической памяти в свете ностальгических юбилеев 1903 и 1912 годов, проявлением общего для европейской культуры около 1910 года поворота к рационализму или следствием победы консервативного академизма над прочими творческими стратегиями? Не вызывает сомнений ретроспективная программа русской неоклассики, пафос теоретиков которой был направлен против радикальной модернизации архитектурного языка, в поддержку вечных ценностей, к которым принадлежит не только ордер как элемент архитектурной композиции, но и вообще идея регулярности. Не случайно, что именно в контексте неоклассики начала ХХ века происходит новое обращение архитекторов к градостроительной проблематике. Классический архитектурный язык наилучшим образом отвечал изменившемуся масштабу проектных задач. Возвращение русского зодчества на путь классической традиции происходило при участии мастеров, чья профессиональная карьера достигнет вершины уже в советские годы. В лекции будут рассмотрены проекты и постройки Л.Н. Бенуа, Ф.И. Лидваля, И.А. Фомина, В.А. Щуко, И.В. Жолтовского, Н.Г. Лазарева и др.
Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого «Петербургского этапа» отечественной истории.