Преобразования, затеянные Петром I, кардинально изменили культурный ландшафт страны. Символом этих перемен явилась новая столица, заложенная и развивавшаяся в полемике с национальной традицией градостроительства. Новые планировочные принципы, непривычные типы зданий, спроектированных приезжими архитекторами-иностранцами - эти атрибуты Петербурга и окрестных дворцово-парковых ансамблей (вдохновлённых примером знаменитого Версаля), свидетельствовали о начале нового исторического этапа. Следуя в русле западноевропейской культуры, русское зодчество усваивало риторику и формальный словарь «больших стилей». Блеск молодой империи воплотился в памятниках барокко первой половины и середины XVIII века, таких как Зимний дворец и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, дворцы в Петергофе и Царском Селе, ансамбль Ораниенбаума и др.
Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого «Петербургского этапа» отечественной истории.