Вторая половина XVIII столетия ознаменовалась в России расцветом дворянской, элитарной культуры. Одним из его проявлений было интенсивное строительство, развернувшееся в столице и провинции. Новый архитектурный стиль, распространившийся с началом царствования Екатерины II, имел подчёркнуто интернациональный характер, а в основе его лежала убеждённость в необходимости подражать античным строителям. Эта вера, систематически изложенная в знаменитом трактате А. Палладио и развитая его последователями, была воспринята в России с большим сочувствием. Правила возведения гражданских и культовых зданий согласно заветам древних воплотились в застройке Петербурга, Москвы, а также во множестве сельских усадеб. Среди шедевров русского палладианства – Александровский дворец в Царском Селе, Таврический дворец в Петербурге, ансамбль Павловска, усадьба Никольское-Черенчицы под Тверью и др.
Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого «Петербургского этапа» отечественной истории.