Наполеоновская Франция покорила большую часть континентальной Европы, но ещё внушительнее была её культурная экспансия. «Стиль империи» (ампир) говорил на языке привычных классических форм, но выражал новые смыслы, характерные для эпохи романтизма. Идея гегемонии сильной личности и войны как формы её осуществления актуализировали образы императорского Рима, с присущими ему воинственной риторикой, пространственным размахом и конкретной типологией объектов: площадями, монументальными портиками, триумфальными арками и колоннами. В России ампир стал выражением патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной и символом национального триумфа. Воплотившись в больших городских ансамблях, он, вместе с тем, оказался запечатлен и в жилой, усадебной застройке, обнаружив себя как стиль камерный и даже сентиментальный. В лекции будут рассмотрены проекты и реализации А.Н. Воронихина, К.И. Росси, Ж. Тома де Томона, В.П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди и др.
Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого «Петербургского этапа» отечественной истории.