Романтизм начала XIX века искал нетипичного и экзотического, отсюда - заинтересованность в далёких землях и культурах. В России, разделённой на два почти самостоятельных мира – европеизированную элиту и народную массу, едва затронутую Просвещением, этот поиск не требовал перемещения в пространстве и времени, достаточно было признать художественную ценность произведений народных мастеров и традиции, которой те были причастны. Открытие допетровской России и восприятие её наследия как актуального имело причиной политические соображения. Но целая эпоха в отечественном искусстве, вдохновлённая идеей культурной самоидентификации и самобытного стиля, оказалась значительнее любых идеологических резонов. Внутри обширного движения за национальную по форме архитектуру дифференцируется целый ряд направлений от официозного до фольклорно-народнического. Широта исканий национальной образности в зодчестве будет проиллюстрирована работами К.А. Тона, А.А. Парланда, В.А. Гартмана, И.П. Ропета, А.Н. Померанцева и др.
Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого «Петербургского этапа» отечественной истории.