Рубеж XIX—XX веков – время становления в России космополитичной культуры, отражавшей амбиции отечественной буржуазии влиться в контекст мирового капитала. Был ли модерн в России вызовом, брошенным традиции, а если да, то в чём именно состоял этот вызов? Применение прогрессивных конструкций и новых строительных материалов началось раньше и помимо модерна, в программе которого ключевым понятием являлся не прогресс, а красота. Революционные инженерные решения, связанные с именем В.Г. Шухова, продемонстрированные ещё в 1890-е годы, будут восприняты архитектурой уже на следующем этапе её истории. Новизна модерна заключалась не в конструкциях, а в декоративных приёмах, которые больше не сводились к цитированию исторических стилей, а создавались фантазией и художественной интуицией архитектора. В русском модерне принято различать интернациональное и национально-романтическое направления, граница между которыми довольно существенна. Особенности отечественной версии модерна будут рассмотрены на примере работ Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, В.Ф. Валькотта, Н.В. Васильева, В.П. Апышкова, А.В. Щусева, В.А. Покровского и др.
Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого «Петербургского этапа» отечественной истории.