Культура эпохи Просвещения не исчерпывается поклонением классике. Уже в 1770-е годы в России появляются проекты в «готическом вкусе», где вместо ясности и классической гармонии присутствует эзотеричность и недосказанность, а ордер вытесняется формами, почерпнутыми из арсенала средневековой архитектуры. Выразительность готики была оценена не только современниками конца XVIII века, новый всплеск интереса к её наследию приходится и на период романтизма. В русскую архитектуру романтическая неоготика проникает в первую очередь благодаря личным пристрастиям императора-англомана Николая I, после чего распространяется в качестве аристократической моды. В пореформенные десятилетия вкус к архитектуре и особенно интерьерам в неоготическом ключе, в порядке подражания высшему классу, перенимает и буржуазия. С другой стороны, именно в готике обнаруживает эпоха интенсивного развития строительной инженерии, эпоха металла и стекла в архитектуре, прообраз органичного синтеза прекрасного и конструктивного. Произведения В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, А. Менеласа, Н.Л. Бенуа, П.С. Бойцова и Ф.О. Шехтеля иллюстрируют метаморфозы «готики» в русской архитектуре Нового времени.
Авторский цикл лекций Ильи Евгеньевича Печёнкина посвящен изменениям в архитектуре России, ставшей на путь европейского просвещения, завоевавшей себе место в ряду мировых держав и осознавшей свою уникальность. Сохранённые и утраченные памятники, грандиозные проекты зодчих-профессионалов и фантазии самодеятельных архитекторов-утопистов образуют траекторию движения творческой мысли и вкуса в границах так называемого «Петербургского этапа» отечественной истории.