Проблемы атрибуции иконостаса Успенского собора Жировичского монастыря

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Успенский собор Жировичского монастыря заложен в 1629 году, наиболее успешно строительные работы шли в середине XVII веке, а завершён храм около 1677 года, дата его освящения неизвестна. Очень высокий иконостас состоит из местного, апостольского и пророческого рядов. Резные царские врата, завершенные тройной аркой, содержат изображения евангелистов в рост, «Благовещение», а также «Тайная вечеря» над вратами отсутствуют. Во 2-м ярусе в центре «Спас на троне» (в окладе) высотой почти 2 метра, между колоннами стоят четыре иконы апостолов на досках. В 3-м ярусе в центре находилось изображение «Явления Жировицкой иконы Богоматери на дереве»  и две иконы пророков: «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя». Жировичcкие пророки и апостолы не имеют прямых аналогов среди сохранившихся белорусских икон.

Иконостас Успенского собора Жировичского монастыря имеет типичную для белорусских иконостасов трехъярусную архитектурную структуру: местный, апостольский и пророческий ряды. До недавнего времени он в основном сохранял архитектурную композицию, резной декор, первоначальные иконы в верхних ярусах и царские врата. Недавно Войцех Боберский (Варшава) в библиотеке Вильнюсского университета обнаружил контракты 1732 года пинского епископа Булгака со столярами Петром Пжелуским и Францишком Пшитульским на изготовление иконостаса. Первый из них должен был к пасхе 1733 года выполнить столярные работы в нижнем ярусе; второй – построить столярную основу ярусов выше царских врат до самого свода. Надзор за работами осуществлял резчик («сницер»), не указанный по имени.

В. Боберский полагает, что сооружение алтаря явилось последствием недавно состоявшейся торжественной коронации чудотворного Жировичского образа Богоматери (8 сентября 1730 года). Следует отметить, что Жировичские базилиане устанавливают в соборе иконостас в тот период, когда в приходских униатских храмах начинают постепенно разбирать уже существующие, приближая интерьер к католическому костёлу. Непривычно и то, что декоративная резьба разных ярусов Жировицкого иконостаса демонстрирует эволюцию стиля от раннего барокко (колонны с «флемованными дорожниками», орнамент типа «ушной раковины») к зрелому барокко с гладкоствольными колоннами и резьбой с цветочными гирляндами в стиле рококо. Наместные иконы как будто вставлены в одноярусные архитектурные алтари эдикулы.

Согласно описи собора 1837 года, ещё сохранялась первоначальная раннебарочная полихромия иконостаса: чёрный цвет столярной основы и «малоприметная по давности лет» позолота резьбы. Чудотворный образ Богоматери находился в иконостасе справа от царских врат между колоннами. Он закрывался движимой иконой на доске (153 × 74 см) с изображением Богородицы на грушевом дереве и двух епископов на коленях перед нею, в позолоченном окладе (в описи храма 1854 года на её месте указана икона того же сюжета на холсте и без оклада). Слева от врат находилась икона Богоматери, стоящей на полумесяце, окружённой ангелами («Непорочное Зачатие Девы Марии»).
Второй ярус составляли четыре иконы по три апостола, писаные маслом на досках, с золотыми фонами, высотой почти 2 м, и «Спас на троне» (холст, 2,8 × 1,75 м), в позолоченных окладах. В третьем ярусе: «Явление Богоматери на дереве» между двумя иконами пророков – «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя».

В 1854 году столярная основа иконостаса была выкрашена в белый цвет, а декоративная резьба, крест в вершине, херувимы, рамы икон, царские врата и частично карнизы позолочены по полименту. Тогда же изображения Василия Великого, Григория Двоеслова, Иеронима и Иосафата на северных и южных вратах заменены иконами пророка Аарона и архидиакона Стефана. Позже (до 1884 года) чудотворный образ был перенесен на левую сторону от царских врат, а на его место справа – образ Спасителя.

Контракт, составленный в Пинске, обнаружен в папке документов Жировичского монастыря, поэтому естественно было предположить, что речь идёт о иконостасе одного из его храмов, и прежде всего, Успенского собора. К сожалению, в тексте контракта не фигурирует ни местонахождение ни титул храма. Единственное упомянутое географическое название – Храпин, откуда должны были доставить древесину для конструкции, указывает на село на юге Пинского повета (сейчас Ровенская область Украины). Отсюда до Жирович около полутораста километров.

Следует отметить, что резной декор местного и двух верхних ярусов заметно отличается по стилю и орнаменту. Колонны 1-го яруса с «флемованными дорожниками», трёхарочное завершение и рисунок резного орнамента на царских врат типичны скорее для резных алтарей XVII века. Гладкоствольные колонны с накладной растительной резьбой, цветочные гирлянды с бутонами в верхних ярусах стилистически близки к зрелому барокко 1-й половины XVIII века.

В начале августа 1718 года при ремонте резиденции базилиан при церкви св. Вакха в Риме было открыто на стене изображение Жировицкой иконы Богоматери. Очень скоро оно стало почитаться римлянами и перенесено в церковь Сергия и Вакха, а 5 апреля 1726 года папа Бенедикт ХIII дал благословение на коронацию чудотворной Жировицкой иконы. Грандиозное торжество началось в Жировичах 8 сентября 1730 года, длилось 8 дней и описано в специальной латинской брошюре, в 1902 году изданной в русском переводе Н. Дичковского. Рассказывая о том, как был украшен Успенский собор, автор Енткевич пишет: «В главный алтарь была помещена точная копия явленной «римской» Жировицкой иконы Богоматери… Вверху великого алтаря, в том ярусе, где обычно помещается «Деисус», были поставлены 4 пирамиды на треугольном основании, все они были увенчаны монограммой имени «Мария» из чистого золота и увешаны сплошь серебряными и золотыми привесками. Между пирамидами, над царскими вратами, стояла статуя Иосафата Кунцевича, литая из серебра, выше человеческого роста [1]. Здесь «великим алтарём» явно назван иконостас, и во всяком случае его нижний ярус в 1730 году уже стоял в храме. К этому можно добавить, что его колонны с флемованными дорожниками как и «архаичная» накладная резьба вынуждают вспомнить дату завершения строительства собора (около 1677 года), приведенную в описании монастыря 1854 года и задаться вопросом: о Жировичском ли иконостасе идёт речь в контракте пинского епископа Булгака?


[1] - Диковский Н. Коронование чудотворной Жировичской иконы Богоматери. Гродно. 1902. С. 36-37

18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.