Автор текста:
А.А. Ярошевич

Проблемы атрибуции иконостаса Успенского собора Жировичского монастыря

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Успенский собор Жировичского монастыря заложен в 1629 году, наиболее успешно строительные работы шли в середине XVII веке, а завершён храм около 1677 года, дата его освящения неизвестна. Очень высокий иконостас состоит из местного, апостольского и пророческого рядов. Резные царские врата, завершенные тройной аркой, содержат изображения евангелистов в рост, «Благовещение», а также «Тайная вечеря» над вратами отсутствуют. Во 2-м ярусе в центре «Спас на троне» (в окладе) высотой почти 2 метра, между колоннами стоят четыре иконы апостолов на досках. В 3-м ярусе в центре находилось изображение «Явления Жировицкой иконы Богоматери на дереве»  и две иконы пророков: «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя». Жировичcкие пророки и апостолы не имеют прямых аналогов среди сохранившихся белорусских икон.

Иконостас Успенского собора Жировичского монастыря имеет типичную для белорусских иконостасов трехъярусную архитектурную структуру: местный, апостольский и пророческий ряды. До недавнего времени он в основном сохранял архитектурную композицию, резной декор, первоначальные иконы в верхних ярусах и царские врата. Недавно Войцех Боберский (Варшава) в библиотеке Вильнюсского университета обнаружил контракты 1732 года пинского епископа Булгака со столярами Петром Пжелуским и Францишком Пшитульским на изготовление иконостаса. Первый из них должен был к пасхе 1733 года выполнить столярные работы в нижнем ярусе; второй – построить столярную основу ярусов выше царских врат до самого свода. Надзор за работами осуществлял резчик («сницер»), не указанный по имени.

В. Боберский полагает, что сооружение алтаря явилось последствием недавно состоявшейся торжественной коронации чудотворного Жировичского образа Богоматери (8 сентября 1730 года). Следует отметить, что Жировичские базилиане устанавливают в соборе иконостас в тот период, когда в приходских униатских храмах начинают постепенно разбирать уже существующие, приближая интерьер к католическому костёлу. Непривычно и то, что декоративная резьба разных ярусов Жировицкого иконостаса демонстрирует эволюцию стиля от раннего барокко (колонны с «флемованными дорожниками», орнамент типа «ушной раковины») к зрелому барокко с гладкоствольными колоннами и резьбой с цветочными гирляндами в стиле рококо. Наместные иконы как будто вставлены в одноярусные архитектурные алтари эдикулы.

Согласно описи собора 1837 года, ещё сохранялась первоначальная раннебарочная полихромия иконостаса: чёрный цвет столярной основы и «малоприметная по давности лет» позолота резьбы. Чудотворный образ Богоматери находился в иконостасе справа от царских врат между колоннами. Он закрывался движимой иконой на доске (153 × 74 см) с изображением Богородицы на грушевом дереве и двух епископов на коленях перед нею, в позолоченном окладе (в описи храма 1854 года на её месте указана икона того же сюжета на холсте и без оклада). Слева от врат находилась икона Богоматери, стоящей на полумесяце, окружённой ангелами («Непорочное Зачатие Девы Марии»).
Второй ярус составляли четыре иконы по три апостола, писаные маслом на досках, с золотыми фонами, высотой почти 2 м, и «Спас на троне» (холст, 2,8 × 1,75 м), в позолоченных окладах. В третьем ярусе: «Явление Богоматери на дереве» между двумя иконами пророков – «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя».

В 1854 году столярная основа иконостаса была выкрашена в белый цвет, а декоративная резьба, крест в вершине, херувимы, рамы икон, царские врата и частично карнизы позолочены по полименту. Тогда же изображения Василия Великого, Григория Двоеслова, Иеронима и Иосафата на северных и южных вратах заменены иконами пророка Аарона и архидиакона Стефана. Позже (до 1884 года) чудотворный образ был перенесен на левую сторону от царских врат, а на его место справа – образ Спасителя.

Контракт, составленный в Пинске, обнаружен в папке документов Жировичского монастыря, поэтому естественно было предположить, что речь идёт о иконостасе одного из его храмов, и прежде всего, Успенского собора. К сожалению, в тексте контракта не фигурирует ни местонахождение ни титул храма. Единственное упомянутое географическое название – Храпин, откуда должны были доставить древесину для конструкции, указывает на село на юге Пинского повета (сейчас Ровенская область Украины). Отсюда до Жирович около полутораста километров.

Следует отметить, что резной декор местного и двух верхних ярусов заметно отличается по стилю и орнаменту. Колонны 1-го яруса с «флемованными дорожниками», трёхарочное завершение и рисунок резного орнамента на царских врат типичны скорее для резных алтарей XVII века. Гладкоствольные колонны с накладной растительной резьбой, цветочные гирлянды с бутонами в верхних ярусах стилистически близки к зрелому барокко 1-й половины XVIII века.

В начале августа 1718 года при ремонте резиденции базилиан при церкви св. Вакха в Риме было открыто на стене изображение Жировицкой иконы Богоматери. Очень скоро оно стало почитаться римлянами и перенесено в церковь Сергия и Вакха, а 5 апреля 1726 года папа Бенедикт ХIII дал благословение на коронацию чудотворной Жировицкой иконы. Грандиозное торжество началось в Жировичах 8 сентября 1730 года, длилось 8 дней и описано в специальной латинской брошюре, в 1902 году изданной в русском переводе Н. Дичковского. Рассказывая о том, как был украшен Успенский собор, автор Енткевич пишет: «В главный алтарь была помещена точная копия явленной «римской» Жировицкой иконы Богоматери… Вверху великого алтаря, в том ярусе, где обычно помещается «Деисус», были поставлены 4 пирамиды на треугольном основании, все они были увенчаны монограммой имени «Мария» из чистого золота и увешаны сплошь серебряными и золотыми привесками. Между пирамидами, над царскими вратами, стояла статуя Иосафата Кунцевича, литая из серебра, выше человеческого роста [1]. Здесь «великим алтарём» явно назван иконостас, и во всяком случае его нижний ярус в 1730 году уже стоял в храме. К этому можно добавить, что его колонны с флемованными дорожниками как и «архаичная» накладная резьба вынуждают вспомнить дату завершения строительства собора (около 1677 года), приведенную в описании монастыря 1854 года и задаться вопросом: о Жировичском ли иконостасе идёт речь в контракте пинского епископа Булгака?


[1] - Диковский Н. Коронование чудотворной Жировичской иконы Богоматери. Гродно. 1902. С. 36-37

18 Февраля 2013

Автор текста:

А.А. Ярошевич
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Тимур Башкаев: «Ради формирования высококачественных...
Новое видео из серии Генплан. Диалоги: разговор Виталия Лутца с Тимуром Башкаевым – об образе реновации, каркасе общественных пространств, о предчувствии новых технологий и будущем возрождении дерева как материала. С полной расшифровкой.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.