Автор текста:
А.А. Ярошевич

Проблемы атрибуции иконостаса Успенского собора Жировичского монастыря

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 Успенский собор Жировичского монастыря заложен в 1629 году, наиболее успешно строительные работы шли в середине XVII веке, а завершён храм около 1677 года, дата его освящения неизвестна. Очень высокий иконостас состоит из местного, апостольского и пророческого рядов. Резные царские врата, завершенные тройной аркой, содержат изображения евангелистов в рост, «Благовещение», а также «Тайная вечеря» над вратами отсутствуют. Во 2-м ярусе в центре «Спас на троне» (в окладе) высотой почти 2 метра, между колоннами стоят четыре иконы апостолов на досках. В 3-м ярусе в центре находилось изображение «Явления Жировицкой иконы Богоматери на дереве»  и две иконы пророков: «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя». Жировичcкие пророки и апостолы не имеют прямых аналогов среди сохранившихся белорусских икон.

Иконостас Успенского собора Жировичского монастыря имеет типичную для белорусских иконостасов трехъярусную архитектурную структуру: местный, апостольский и пророческий ряды. До недавнего времени он в основном сохранял архитектурную композицию, резной декор, первоначальные иконы в верхних ярусах и царские врата. Недавно Войцех Боберский (Варшава) в библиотеке Вильнюсского университета обнаружил контракты 1732 года пинского епископа Булгака со столярами Петром Пжелуским и Францишком Пшитульским на изготовление иконостаса. Первый из них должен был к пасхе 1733 года выполнить столярные работы в нижнем ярусе; второй – построить столярную основу ярусов выше царских врат до самого свода. Надзор за работами осуществлял резчик («сницер»), не указанный по имени.

В. Боберский полагает, что сооружение алтаря явилось последствием недавно состоявшейся торжественной коронации чудотворного Жировичского образа Богоматери (8 сентября 1730 года). Следует отметить, что Жировичские базилиане устанавливают в соборе иконостас в тот период, когда в приходских униатских храмах начинают постепенно разбирать уже существующие, приближая интерьер к католическому костёлу. Непривычно и то, что декоративная резьба разных ярусов Жировицкого иконостаса демонстрирует эволюцию стиля от раннего барокко (колонны с «флемованными дорожниками», орнамент типа «ушной раковины») к зрелому барокко с гладкоствольными колоннами и резьбой с цветочными гирляндами в стиле рококо. Наместные иконы как будто вставлены в одноярусные архитектурные алтари эдикулы.

Согласно описи собора 1837 года, ещё сохранялась первоначальная раннебарочная полихромия иконостаса: чёрный цвет столярной основы и «малоприметная по давности лет» позолота резьбы. Чудотворный образ Богоматери находился в иконостасе справа от царских врат между колоннами. Он закрывался движимой иконой на доске (153 × 74 см) с изображением Богородицы на грушевом дереве и двух епископов на коленях перед нею, в позолоченном окладе (в описи храма 1854 года на её месте указана икона того же сюжета на холсте и без оклада). Слева от врат находилась икона Богоматери, стоящей на полумесяце, окружённой ангелами («Непорочное Зачатие Девы Марии»).
Второй ярус составляли четыре иконы по три апостола, писаные маслом на досках, с золотыми фонами, высотой почти 2 м, и «Спас на троне» (холст, 2,8 × 1,75 м), в позолоченных окладах. В третьем ярусе: «Явление Богоматери на дереве» между двумя иконами пророков – «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя».

В 1854 году столярная основа иконостаса была выкрашена в белый цвет, а декоративная резьба, крест в вершине, херувимы, рамы икон, царские врата и частично карнизы позолочены по полименту. Тогда же изображения Василия Великого, Григория Двоеслова, Иеронима и Иосафата на северных и южных вратах заменены иконами пророка Аарона и архидиакона Стефана. Позже (до 1884 года) чудотворный образ был перенесен на левую сторону от царских врат, а на его место справа – образ Спасителя.

Контракт, составленный в Пинске, обнаружен в папке документов Жировичского монастыря, поэтому естественно было предположить, что речь идёт о иконостасе одного из его храмов, и прежде всего, Успенского собора. К сожалению, в тексте контракта не фигурирует ни местонахождение ни титул храма. Единственное упомянутое географическое название – Храпин, откуда должны были доставить древесину для конструкции, указывает на село на юге Пинского повета (сейчас Ровенская область Украины). Отсюда до Жирович около полутораста километров.

Следует отметить, что резной декор местного и двух верхних ярусов заметно отличается по стилю и орнаменту. Колонны 1-го яруса с «флемованными дорожниками», трёхарочное завершение и рисунок резного орнамента на царских врат типичны скорее для резных алтарей XVII века. Гладкоствольные колонны с накладной растительной резьбой, цветочные гирлянды с бутонами в верхних ярусах стилистически близки к зрелому барокко 1-й половины XVIII века.

В начале августа 1718 года при ремонте резиденции базилиан при церкви св. Вакха в Риме было открыто на стене изображение Жировицкой иконы Богоматери. Очень скоро оно стало почитаться римлянами и перенесено в церковь Сергия и Вакха, а 5 апреля 1726 года папа Бенедикт ХIII дал благословение на коронацию чудотворной Жировицкой иконы. Грандиозное торжество началось в Жировичах 8 сентября 1730 года, длилось 8 дней и описано в специальной латинской брошюре, в 1902 году изданной в русском переводе Н. Дичковского. Рассказывая о том, как был украшен Успенский собор, автор Енткевич пишет: «В главный алтарь была помещена точная копия явленной «римской» Жировицкой иконы Богоматери… Вверху великого алтаря, в том ярусе, где обычно помещается «Деисус», были поставлены 4 пирамиды на треугольном основании, все они были увенчаны монограммой имени «Мария» из чистого золота и увешаны сплошь серебряными и золотыми привесками. Между пирамидами, над царскими вратами, стояла статуя Иосафата Кунцевича, литая из серебра, выше человеческого роста [1]. Здесь «великим алтарём» явно назван иконостас, и во всяком случае его нижний ярус в 1730 году уже стоял в храме. К этому можно добавить, что его колонны с флемованными дорожниками как и «архаичная» накладная резьба вынуждают вспомнить дату завершения строительства собора (около 1677 года), приведенную в описании монастыря 1854 года и задаться вопросом: о Жировичском ли иконостасе идёт речь в контракте пинского епископа Булгака?


[1] - Диковский Н. Коронование чудотворной Жировичской иконы Богоматери. Гродно. 1902. С. 36-37

18 Февраля 2013

Автор текста:

А.А. Ярошевич
Похожие статьи
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.