Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.02.2013

Проблемы атрибуции иконостаса Успенского собора Жировичского монастыря

стр. 113-115

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Успенский собор Жировичского монастыря заложен в 1629 году, наиболее успешно строительные работы шли в середине XVII веке, а завершён храм около 1677 года, дата его освящения неизвестна. Очень высокий иконостас состоит из местного, апостольского и пророческого рядов. Резные царские врата, завершенные тройной аркой, содержат изображения евангелистов в рост, «Благовещение», а также «Тайная вечеря» над вратами отсутствуют. Во 2-м ярусе в центре «Спас на троне» (в окладе) высотой почти 2 метра, между колоннами стоят четыре иконы апостолов на досках. В 3-м ярусе в центре находилось изображение «Явления Жировицкой иконы Богоматери на дереве»  и две иконы пророков: «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя». Жировичcкие пророки и апостолы не имеют прямых аналогов среди сохранившихся белорусских икон.

Иконостас Успенского собора Жировичского монастыря имеет типичную для белорусских иконостасов трехъярусную архитектурную структуру: местный, апостольский и пророческий ряды. До недавнего времени он в основном сохранял архитектурную композицию, резной декор, первоначальные иконы в верхних ярусах и царские врата. Недавно Войцех Боберский (Варшава) в библиотеке Вильнюсского университета обнаружил контракты 1732 года пинского епископа Булгака со столярами Петром Пжелуским и Францишком Пшитульским на изготовление иконостаса. Первый из них должен был к пасхе 1733 года выполнить столярные работы в нижнем ярусе; второй – построить столярную основу ярусов выше царских врат до самого свода. Надзор за работами осуществлял резчик («сницер»), не указанный по имени.

В. Боберский полагает, что сооружение алтаря явилось последствием недавно состоявшейся торжественной коронации чудотворного Жировичского образа Богоматери (8 сентября 1730 года). Следует отметить, что Жировичские базилиане устанавливают в соборе иконостас в тот период, когда в приходских униатских храмах начинают постепенно разбирать уже существующие, приближая интерьер к католическому костёлу. Непривычно и то, что декоративная резьба разных ярусов Жировицкого иконостаса демонстрирует эволюцию стиля от раннего барокко (колонны с «флемованными дорожниками», орнамент типа «ушной раковины») к зрелому барокко с гладкоствольными колоннами и резьбой с цветочными гирляндами в стиле рококо. Наместные иконы как будто вставлены в одноярусные архитектурные алтари эдикулы.

Согласно описи собора 1837 года, ещё сохранялась первоначальная раннебарочная полихромия иконостаса: чёрный цвет столярной основы и «малоприметная по давности лет» позолота резьбы. Чудотворный образ Богоматери находился в иконостасе справа от царских врат между колоннами. Он закрывался движимой иконой на доске (153 × 74 см) с изображением Богородицы на грушевом дереве и двух епископов на коленях перед нею, в позолоченном окладе (в описи храма 1854 года на её месте указана икона того же сюжета на холсте и без оклада). Слева от врат находилась икона Богоматери, стоящей на полумесяце, окружённой ангелами («Непорочное Зачатие Девы Марии»).
Второй ярус составляли четыре иконы по три апостола, писаные маслом на досках, с золотыми фонами, высотой почти 2 м, и «Спас на троне» (холст, 2,8 × 1,75 м), в позолоченных окладах. В третьем ярусе: «Явление Богоматери на дереве» между двумя иконами пророков – «Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исайя».

В 1854 году столярная основа иконостаса была выкрашена в белый цвет, а декоративная резьба, крест в вершине, херувимы, рамы икон, царские врата и частично карнизы позолочены по полименту. Тогда же изображения Василия Великого, Григория Двоеслова, Иеронима и Иосафата на северных и южных вратах заменены иконами пророка Аарона и архидиакона Стефана. Позже (до 1884 года) чудотворный образ был перенесен на левую сторону от царских врат, а на его место справа – образ Спасителя.

Контракт, составленный в Пинске, обнаружен в папке документов Жировичского монастыря, поэтому естественно было предположить, что речь идёт о иконостасе одного из его храмов, и прежде всего, Успенского собора. К сожалению, в тексте контракта не фигурирует ни местонахождение ни титул храма. Единственное упомянутое географическое название – Храпин, откуда должны были доставить древесину для конструкции, указывает на село на юге Пинского повета (сейчас Ровенская область Украины). Отсюда до Жирович около полутораста километров.

Следует отметить, что резной декор местного и двух верхних ярусов заметно отличается по стилю и орнаменту. Колонны 1-го яруса с «флемованными дорожниками», трёхарочное завершение и рисунок резного орнамента на царских врат типичны скорее для резных алтарей XVII века. Гладкоствольные колонны с накладной растительной резьбой, цветочные гирлянды с бутонами в верхних ярусах стилистически близки к зрелому барокко 1-й половины XVIII века.

В начале августа 1718 года при ремонте резиденции базилиан при церкви св. Вакха в Риме было открыто на стене изображение Жировицкой иконы Богоматери. Очень скоро оно стало почитаться римлянами и перенесено в церковь Сергия и Вакха, а 5 апреля 1726 года папа Бенедикт ХIII дал благословение на коронацию чудотворной Жировицкой иконы. Грандиозное торжество началось в Жировичах 8 сентября 1730 года, длилось 8 дней и описано в специальной латинской брошюре, в 1902 году изданной в русском переводе Н. Дичковского. Рассказывая о том, как был украшен Успенский собор, автор Енткевич пишет: «В главный алтарь была помещена точная копия явленной «римской» Жировицкой иконы Богоматери… Вверху великого алтаря, в том ярусе, где обычно помещается «Деисус», были поставлены 4 пирамиды на треугольном основании, все они были увенчаны монограммой имени «Мария» из чистого золота и увешаны сплошь серебряными и золотыми привесками. Между пирамидами, над царскими вратами, стояла статуя Иосафата Кунцевича, литая из серебра, выше человеческого роста [1]. Здесь «великим алтарём» явно назван иконостас, и во всяком случае его нижний ярус в 1730 году уже стоял в храме. К этому можно добавить, что его колонны с флемованными дорожниками как и «архаичная» накладная резьба вынуждают вспомнить дату завершения строительства собора (около 1677 года), приведенную в описании монастыря 1854 года и задаться вопросом: о Жировичском ли иконостасе идёт речь в контракте пинского епископа Булгака?


[1] - Диковский Н. Коронование чудотворной Жировичской иконы Богоматери. Гродно. 1902. С. 36-37